Свет мира

by krinica

Влияние христианина в мире уподобляется действию соли и света. Используя такие метафоры, Христос подчеркивает видимую и невидимую стороны воздействия христианина на мир. Как соль он влияет незаметно, сохраняя мир от разложения. Как свет он не может быть скрыт. Мир видит верующего и его дела. Простая спичка, зажженная в темную-темную ночь, как утверждают, может быть видна на расстоянии 56 км. Тем более видят христианина. Ибо он – свет мира. Не свет дома или города, а свет мира. Его добрые дела выходят за пределы местожительства, побуждая каждого видящего их славить Отца Небесного.

1. Свет мира

В качестве света христианин нужен миру, который, почему-то, ненавидит его и гонит. Ибо мир, даже называющий себя христианским, «лежит во зле» (1 Ин. 5:19) и, хотя он и говорит о своей просвещенности, его свет – не что иное, как тьма. В самых простых вопросах морали он «не может отличить правой руки от левой» и часто «зло называет добром, и добро – злом, <…> горькое почитает сладким, и сладкое – горьким!» (Ис. 5:20).

Эта статья была опубликована в журнале «Крынiца жыцця» №1/15 — Свет миру. Вы можете приобрести электронную версию в нашем интернет-магазине KRINICA.BY

Он не имеет познания Бога, Его праведности, чистоты, радости (на что указывает свет). В нем господствует тьма, которая символизирует разложение, отчаяние, духовное невежество, заблуждение, беспорядок и смерть.

Благодарение Богу, есть «свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). Бог воплотился, и народ, ходящий во тьме, увидел свет великий (Ис. 9:2). Теперь «каждый, кто последует за Христом, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). Трагедия мира в том, что, когда свет, т. е. Христос, пришел в мир, Его не приняли, ибо люди возлюбили более тьму, нежели свет. Почему? Потому что дела их были злы (Ин. 3:19). Благодарение Богу, что Он оставил Слово – «светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105).

Кроме того, Он оставил на земле исполнителей Слова, тех, кого Христос называет «светом мира». И если ты христианин, ты не можешь не светить, ты должен светить. Хорошо сказал известный поэт: «Светить, и никаких гвоздей, вот лозунг мой и солнца».

Бог зажег нас, чтобы мы освещали мрак этого мира.

Во время служения Иисуса Христа на земле на западной стороне Мертвого моря жила община ессеев, удалившаяся от падшего мира. Они называли себя «сынами света», но ничего не делали для того, чтобы их свет светил пред людьми, ничего не делали для просвещения мира. А видит ли мир наш свет? Если нет, то этому может быть две причины: или мы не светим, или же мы скрываем свой свет.

Впрочем, первое просто невозможно. Христианин не может не светить, иначе он не христианин. А вот можно ли скрыть свет? Можно ли говорить о тайном христианстве? Можно ли верить в душе, чтобы никто не увидел, не узнал? Можно ли считать веру делом частным, не имеющим никакого отношения к другим людям? Можно ли скрыть свои отношения со Христом?

Мир хочет поставить свет под сосуд или даже угасить его – мир предпочитает тьму. Он хотел бы ограничить жизнь веры только домами молитвы, да и сами дома молитвы спрятать подальше от центра города. Это естественно, ибо «всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин. 3:20). Мир хотел бы скрыть свет – ничего удивительного, но что, если это делаем мы? Если мы стараемся иногда выглядеть хуже, чем есть на самом деле? Если скрываем то доброе, что есть в нас? Если стыдимся говорить о наших убеждениях? Если не проявляем веру, которая так дорога нам?

Действительно, есть тайные вещи в жизни верующего.

Есть такие стороны веры, о которых самые близкие могут не знать (и не должны знать!). Ведь сам Христос предостерегал: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Мф. 6:1). «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми, <…> войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16).

То, что между нами и Богом, никто не видит. Кто знает, сколько времени на самом деле мы проводим в молитве? Какие просьбы возносятся к Богу из глубины души? Кто знает, кому и как мы втайне помогаем? Это тайная сторона нашей христианской жизни, и, выставляя свою праведность напоказ, мы, может быть, и побудим кого-то прославить Отца Небесного, но сами лишимся награды.

С другой стороны, свет невозможно скрыть, как невозможно спрятать город, стоящий на вершине горы (многие города в Иудее стояли на вершинах или склонах гор, и их можно было видеть издалека). Да и делать это неразумно. Кто, зажегши свечу, будет настолько глуп, что поставит ее под сосуд, а не на место, откуда лучше всего будет освещаться дом? Свеча светит всем в доме (во времена Иисуса дома бедных людей состояли из одной комнаты – таким образом, одна свеча и освещала весь дом).

Кто-то сказал: «Не может быть тайного ученичества, потому что либо секретность погубит ученичество, либо ученичество нарушит секретность». Если мы имеем Духа, должны быть плоды. Если мы имеем спасающую веру, должны измениться наши образ мыслей, привычки, поступки, и этого не скроешь. Когда вокруг тьма, то даже маленькая свеча привлекает внимание. Так и последователи Христа не могут скрыться. Ибо в мире зла святая жизнь, чистые разговоры, нелицемерная любовь друг ко другу так заметны!

2. Свет во тьме светит

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Свет, может быть, одно из самых чудесных творений Божьих. Недаром в первый же день творения Господь повелел: «Да будет свет», а на последней странице Библии мы читаем о залитом светом городе, где «ночи (т. е. тьмы) не будет».

Свет просвещает, делает видимым, предупреждает, живит, оздоровляет. Один врач утверждал, что в хорошо освещенных палатах люди выздоравливали быстрее. Без света большая часть форм жизни не может существовать. Поэтому Господь сотворил свет прежде растений, животных и человека. Свет поддерживает жизнь. А как чудесно действие света в природе! Как она оживает, когда приходит свет! Еще несколько часов тому назад все спало. И в тот момент, когда словно тысячи будильников прозвенели, мир пробуждается. Солнце взошло – птички хвалят Творца.

Но мы становимся свидетелями еще большего чуда, когда Бог творит в духовной сфере, когда «повелевший из тьмы воссиять свету» (2 Кор. 4:6), озаряет наши сердца, когда он просвещает грешника. Тогда «мертвые по грехам и преступлениям» (Еф. 2:1), не имеющие веры, любви и надежды, воскресают со Христом для новой, наполненной смыслом жизни. И теперь они способны просвещать других. Это, наверное, самое важное, что требуется от христиан, как света мира: просветить, открыть истинный смысл существования. Ибо самые мудрые люди этого мира, если они не просвещены Словом Божьим, невежды в элементарных истинах духовной жизни.

Мир много говорит о просвещении.

Целый период в истории Запада, характеризовавшийся бурным развитием науки, литературы и искусства, был назван эпохой Просвещения. В основании его лежал рационализм и гуманизм, и такое просвещение привело к мраку насилия. Следовавшая идеям Просвещения, французская революция прославилась жестокостью и кровопролитием, как заметил Ф. Шейфер. (Кстати, именно этот период был и началом нападок на авторитет и непогрешимость Библии, и в этот период было предпринято немало попыток угасить истинный свет).

И сегодня, несмотря на все усилия в области просвещения, несмотря на работу Министерства просвещения и культурно-просветительскую деятельность, мир пребывает во тьме и не понимает самых простых вещей.

Нет ясности в таких основополагающих аспектах жизни, как брак, взаимоотношения мужа и жены, воспитание детей. Что может быть яснее того, что аборт – это убийство. Просвещенные и образованные дети мира не видят, в чем здесь грех. Мирское просвещение не позволяет распознать весь трагизм развода, его влияние на детей и общество. Просвещенный, культурный человек считает нормальным и естественным употребление спиртного и возмущается только тогда, когда это приводит к преступлениям.

Он полагает, что краткий курс ликбеза может сохранить от СПИДа и прочих болезней этого рода, не видя, что причина – грех, а не недостаток образования. Свет может играть роль путеводителя. «Слово Твое – светильник ноге моей» (Пс. 118:105). Так и христианин должен быть примером для других. Своим поведением он должен показывать, как не надо поступать и как надо. Как работать, как относится к власти, как вести себя в семье и школе, что делать, когда тебя оскорбляют, и как отвечать добром на зло.

Свет приносит пользу, как предупредительный сигнал.

Христианин предупреждает об опасности греха. Он объясняет, что будет, если нарушишь заповеди, к чему приведет увлечение азартными играми и др. Все это ограничивает распространение греха. Христос говорит, что у нас нет выбора: свеча нужна для того, чтобы светить. Христиане нужны, чтобы просвещать тьму этого века. Они как город, поставленный на вершине горы. Их видят очень хорошо. И если не бросаются в глаза наши добрые дела, то уж плохие – не скрыть.

Даже те, кто не обращает внимания на сияющие в небе звезды, легко замечают падающую звезду. Но и добрые дела невозможно скрыть. Даже слабый свет виден в темноте. Когда же люди увидят наши добрые дела, они прославят Бога. Не нас – именно к этому стремились фарисеи – а Отца нашего Небесного, хотя светить будем мы. Согласны ли мы, чтобы вся слава досталась Ему?

Видеть будут нас, а прославлять Бога. Вполне возможно, что и о нас скажут нечто хорошее. Кто-то даже будет восхищаться стойкостью христиан, их отношением к греху, принципиальностью. Кто-то будет хвалить, радоваться, даже подражать. А кто-то тоже захочет уверовать.

Через наши дела, характер, молитвы кто-то обратится и прославит Бога (за нас). С другой стороны, многие, кому свет не по душе, будут ненавидеть, завидовать, злословить верующих. Поэтому, мало того, что светить – значит жертвовать собой (свеча становится короче и короче, лампы когдато перегорают), светить и опасно. Почему Христос говорил, что «люди возлюбили более тьму, нежели свет, <…> потому что дела их были злы» (Ин. 3:19).

Тем не менее, разве мы можем не светить? Только бы не прервалась связь с источником света. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

Леонид Михович