В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите. Римл. 12:11
У меня в доме есть камин. Время от времени я его разжигаю. Мне очень нравится смотреть на огонь. Если в камин положить сухие березовые или дубовые дрова, то пламя будет очень жарким, а если туда еще подбросить несколько поленьев сосны, то оно будет издавать «веселое» потрескивание. Бог обращается ко всем своим детям со словами: духом пламенейте. Дух верующего человека должен быть подобен камину, в котором находятся береза и сосна. От его духа должно исходить тепло и радость, т. е. христианин должен быть исполнен энтузиазма, оптимизма и радости. Апатия, скептицизм, цинизм — все это не для нас, верующих людей, исповедующих евангельскую веру, т. е. веру Радостной Вести, уповающих на всемогущего, любящего Бога, Который усыновил нас.
Но, к сожалению, на практике часто мне приходится видеть совершенно другую картину: в сердцах многих верующих людей нет огня. Камины многих детей Божьих не горят, а тлеют, дух многих христиан наполнен не ярким пламенем энтузиазма, а дымом и копотью (в случае с камином так бывает с сырыми дровами). Наверное, в прошлом был огонь первой любви к Богу, а потом погас, и остались лишь тлеющие головешки. Как вернуть жизненный энтузиазм и оптимизм? Как научиться подбрасывать дрова в камин духа, чтобы в жизни детей Божьих очевидными были такие плоды Святого Духа, как радость и мир? Как не потерять жизненного энтузиазма?
Ответы на эти вопросы мы находим, анализируя жизнь великого энтузиаста и оптимиста апостола Павла. Где он черпал жизненную энергию? В чем секрет его неувядающей жизненной силы, оптимизма и пламени духа?
Во-первых, жизнь Павла была целеустремленной: «Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Филипп. 3:14). Апостол знал, зачем он жил на этой земле. У него была великая миссия, которую ему надлежало совершить. Его цель была значимой. Она связана с познанием Бога и со служением Ему. Павел жил для Божьей славы. В его жизни были трудности, проблемы и переживания, но он не позволял себе погрузиться в земные заботы настолько, чтобы перестать видеть цель, ради которой жил.
Бесцельная жизнь — это скучное и бесстрастное времяпровождение. Если у человека нет цели, то ему очень легко потерять жизненный энтузиазм и впасть в уныние. «Духом пламенейте, Господу служите», — прочитали мы в тексте. Огонь духа и служение Господу связаны друг с другом. С одной стороны, пламень духа находит свое выражение в служении Богу, с другой — служа Богу, мы обретаем энтузиазм в жизни.
В Послании к Коринфянам апостол сравнивает жизнь христианина с забегом на стадионе на определенную дистанцию: «Вы что, не знаете, что на стадионе бегут все участники забега, а приз получает один? Бегите же и вы, чтобы получить его!» (Радостная Весть, 1 Кор. 9:24). И, если вам приходилось бегать на дистанцию, сдавая нормативы в школе, вы помните, что не было времени скучать — напротив, все мысли были о том, чтобы быстрее добежать до финишной черты.
Жизнь многих Божьих детей похожа на судно в океане, которое никуда не движется. Точнее, движется, но не к определенной цели, а куда подует ветер или понесет течение. Но в твоей и моей жизни не должно быть так. Твое и мое жизненное судно должно направляться к конкретной цели.
Заметьте, цели должны быть связаны с Богом, со служением Ему. Стать похожим на Христа в мыслях и желаниях — достойная цель. И она достигается через определенные духовные дисциплины, такие как тихое время, когда мы слушаем Бога, Который открывается нам через Свое Слово, а мы обращаемся к Нему через молитву. Поставь цель дисциплинировать свое время общения с Господом, выдели для этого 20-30 минут. Авраам был занятым человеком, но у него находилось время для общения с Богом: «И встал Авраам рано утром и пошел на место, где стоял пред лицом Господа» (Быт. 19:27). Духовный рост немыслим без регулярного предстояния пред лицом Божиим.
Познакомить своего друга или близкого человека с Христом — еще одна хорошая цель. Поставь ее и делай все от тебя зависящее, чтобы твой ближний однажды назвал Христа своим Господом и Спасителем.
Поставь земные цели, достижение которых тоже может послужить славе Божьей. Например, не останавливайся в развитии своих профессиональных навыков, продолжай расти в той области деятельности, к которой призвал тебя Бог в сфере твоего земного занятия. Может быть, у тебя есть мечта учиться, но раньше не было возможности это сделать, а сейчас она появилась — поступай на заочное отделение. Мы призваны к тому, чтобы делать все возможное, чтобы быть лучшими специалистами в области нашего занятия. Ведь славу Богу мы приносим не только тогда, когда приходим на богослужение, но и через разумный, добросовестный труд на месте своей работы.
Может быть, Бог побуждает тебя открыть свое дело. Попробуй! Не для того, чтобы стать богатым, а для того чтобы финансировать дело Божье.
Может быть, тебе нужно улучшить жилищные условия — ради своей семьи и ради того, чтобы была возможность служить гостеприимством ближним и предоставлять свое жилье для групп по изучению Библии и общения.
Еще раз хочу сказать: бесцельная жизнь скучна и неинтересна. Ставь высокие цели, и ты увидишь, как твоя жизнь будет наполняться смыслом, энтузиазмом и энергией… Есть и другая причина, по которой мы теряем пламень духа и жизненный энтузиазм. Она заключается в том, что мы не замечаем Божьих милостей, не замечаем того доброго, что есть у нас благодаря Божьей заботе и попечению.
У одной церкви в городе Мадриде сидел нищий и просил подаяние. И каждый день мимо него проходил человек и клал один пенс в шапку. Он делал это на протяжении нескольких лет. Но однажды этот прохожий заболел. Он не появлялся возле церкви в течение целой недели, а когда выздоровел, снова подошел к нищему и положил один пенс в его шапку. Когда нищий увидел, какую сумму пожертвовал этот человек, то возмутился: «Послушайте, вас не было целую неделю, и вы должны мне как минимум семь пенсов», — сказал он. «Друг мой дорогой, — ответил щедрый горожанин, — наверное, ты забыл, что я тебе ничего не должен, я ведь даю тебе не заработную плату из чувства долга. Я даю из милости к тебе…»
Мы похожи на того нищего. Нам кажется, что Бог нам что-то должен. Когда Он посылает Свои благословения и милости, мы не замечаем этого, воспринимая как должное, а когда Господь удерживает Свои благословения, то возмущаемся и негодуем. Мы забываем, что Он не должен был создавать этот мир, творить нас, посылать все необходимое для нашей жизни. И уж тем более Бог не должен был страдать на Голгофе, чтобы дать нам вечную жизнь. И если Господь все это сделал и продолжает делать, то это происходит не потому, что Он нам должен, а потому, что Он нас любит и проявляет к нам милость. И нам ни в коем случае нельзя забывать об этом. Но люди довольно часто похожи на такого нищего.
Великим примером того, как нужно замечать Божьи милости, был апостол Павел. Он умел находить такие причины для благодарности, что мы бы и подумать не смогли, что за это стоит благодарить Бога. Например, апостол благодарит Господа за то, что Тот призвал коринфских верующих и дал им благодать: «Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе» (1 Кор. 1:4). Павел благодарит Бога за то, что Тот призвал его на служение: «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение» (1 Тим. 1:12). Множество раз в своих посланиях апостол Павел выражает то, что у него постоянно было в сердце, — благодарность Богу. Он не только сам благодарил, но и нас призывал делать то же: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3:17).
Изучая послания Павла, можно легко обнаружить связь между благодарностью и радостью сердца: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Филипп. 4:4-6); «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фессал. 5:16-18).
Там, где есть радость в сердце, там есть и благодарность, а где есть благодарность, там обязательно будет и радость. Один брат как-то видел сон. Он попал в огромный амбар, полный необычных семян. «Что это за семена?» — только подумал он, как тут же к нему подбегает сатана и говорит: «Это мои семена, и называются они семенами уныния». — «Зачем они тебе?» — спрашивает брат. «Как зачем? — удивляется сатана. — Чтобы сеять в сердца людей». — «И что, получается сеять?» — «Очень даже получается, практически в каждом сердце человека эти семена очень хорошо приживаются». — «Ты сказал практически, — говорит ему брат. — Значит, все-таки не во всех сердцах приживаются семена уныния? — продолжает он расспрашивать сатану. «Да, не во всех. Есть редкие исключения», — отвечает ему сатана. «А что это за исключения?» — не отступает христианин. Не хотел сатана говорить, долго выкручивался, а потом признался: «В благодарных сердцах семена уныния никак не приживаются», — сказал он.
Друзья, помните, в благодарном сердце нет места унынию, там обитает радость и оптимизм. Но проблема в том, что благодарность в сердце не приходит сама собою. В благодарности нужно упражняться.
Мне приходилось множество раз наблюдать такую картину: ребенок получает в подарок шоколадку от гостей. С радостью разворачивает ее и начинает кушать. Родители напряжены. Они пристально смотрят на ребенка и чего-то ожидают. Но он продолжает есть шоколадку. Наконец родители не выдерживают, и кто-то из них говорит: «Федечка, а, Федечка? Что нужно сказать?» Но Федечка молчит, он занят: кушает шоколадку. Но родители не отступают: «Федечка, что нужно сказать, что нужно сказать дяде?» И наконец они добиваются своего. Федечка нехотя процеживает сквозь зубы невнятное «спасибо». Когда мы читаем Библию, то множество раз слышим, как Бог обращается к нам со словами: «Что нужно сказать? Что нужно сказать? Что нужно сказать?» Что нужно сказать за дар жизни? Что нужно сказать за благодать — дар вечной жизни? Что нужно сказать за заботу и попечение, которыми Бог окружает нашу жизнь???
В псалме 102 мы находим слова Давида: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его» (Пс. 102:1-2). Давид словно беседует сам с собой, зная проблему своей же забывчивости.
Есть такая болезнь, которая называется амнезией. Она случается в результате повреждения мозга, в результате инсульта или инфекционного заболевания. Заболевший амнезией не помнит, как его зовут, кто он, часто он не узнает своих близких. Врачи говорят, что эта болезнь встречается довольно редко. Слава Богу за это! Но духовная амнезия встречается, к сожалению, очень часто. Мы забываем Божьи милости и благословения…
Может быть, ты студент и сейчас готовишься к экзаменам, ропща, что тяжело учиться. Но вспомни, как ты мечтал поступить. Вспомни, как молился и просил у Бога милости, чтобы Он помог. И Господь помог — ты теперь студент. Вспомни, как ты радовался и благодарил Его. Подумай о том, что многие хотели бы быть на твоем месте, но уже несколько лет подряд не могут поступить…
Может быть, ты ропщешь, что у тебя плохой муж. Поверь, что многие вообще не вышли замуж. Многие женщины в мире (а мы живем в греховном мире) хотели бы, чтобы твой муж стал их мужем.
Может быть, ты устал от детей и ропщешь, что тебе тяжело. Подумай, что очень многие люди вообще не имеют детей (приблизительно, каждая седьмая пара) и многие из них хотели бы быть на твоем месте.
Может быть, тебе не нравится работа и бросить ее страшно. Но подумай, что у многих вообще нет работы. Один христианин роптал, роптал, что у него плохой начальник, плохая работа, а когда узнал, что грядет сокращение, то очень испугался и молился, чтобы его не сократили…
Может быть, ты считаешь, что одинок или одинока — не сложилась личная жизнь так, как хотелось бы. Я хочу тебе сказать, что если у тебя есть друг, или отец, или мать, или брат, или сестра, или племянник, то ты уже не одинок. Более того, ты Божье дитя, и у тебя есть братья и сестры в церкви, а в небе — Небесный Отец. Не жалей себя. Виктор Франкл находился в заключении в немецком концлагере. В своей книге он описал душевное состояние заключенных, находившихся вместе с ним. Он рассказал, что они собирались вместе и мечтали. О чем же? О том, чтобы вдоволь поесть хлеба, а съесть пирожное — это было даже сверх мечтаний. Еще их мечты были о том, чтобы принять теплый душ. Заметьте, они мечтали о том, что практически каждый человек может сегодня позволить себе без особых проблем. Давайте замечать Божьи милости и благословения и благодарить Его за них.
Бог призывает нас пламенеть духом — жить жизнью оптимизма и радости. И это возможно. Великий апостол Павел никогда не терял оптимизма. Почему? Потому что в его жизни были высокие цели, связанные со служением Богу, и его сердце всегда было исполнено благодарности Ему.
В заключение я хочу привести цитату из книги одного из отцов евангельского движения в России «В Котле России»: «Если бы было возможно, я хотел бы выступить по радио по всему миру со словами: “Не будьте пессимистами, будьте оптимистами. Пессимизм делает вас слабыми; оптимизм делает вас сильными и способными преодолеть все зло, существующее в мире”. Я также провозгласил бы на весь мир: “Путь к этому — Христос”.
Таково мое обращение к миру. Но, к сожалению, существует пессимизм и среди христиан — это самое неестественное явление в мире.
Учение Иисуса Христа есть кристально чистый оптимизм. Как же могут его ученики быть пессимистами? Это невероятно, но, к сожалению, это правда. На своем жизненном пути я встречал многих христиан, которые смотрели сквозь черные очки пессимизма на будущее мира и христианства, на человечество, культуру и научные достижения человечества, и даже на христианство вне своего круга.
К этому я скажу: “Вы не понимаете вашего Христа, который сказал: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» (Матф. 9:15); «Радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Иоанн. 15:11). Кто заверяет своих последователей: «Радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоанн. 16:22)”.
Я призываю пессимистов пересмотреть свое духовное состояние, и вы найдете, что пессимизм есть болезнь, которую необходимо лечить.
Таковым я говорю, если они будут приближаться ко Христу, Он исцелит их, они забудут свое уныние и будут сиять лучами неувядаемого оптимизма веры в Иисуса Христа». //
Дмитрий Лазута