Home Духовная статья Правит ли Бог еще нашим миром?

Правит ли Бог еще нашим миром?

by Andrei

Наблюдая за тем, как трудно живется людям на свете из-за болезней, несчастий, голода и разного рода конфликтов, философы-деисты предположили, что, сотворив Вселенную, Бог предоставил ей право автономного существования. Создатель, по их мнению, отдалился от сотворенного Им мира и больше не интересуется его судьбой. Известный философ конца XIX века, сын протестантского пастора, Фридрих Ницше, пошел в своих рассуждениях еще дальше. Он провозгласил чудовищное утверждение: «Бог умер!» А раз Бога нет, Его место должен занять сверхчеловек. Впоследствии эта идея пришлась по душе Адольфу Гитлеру, который не замедлил воплотить ее в жизнь. Миру хорошо известны последствия подобного воззрения: уничтожение гражданских свобод, междоусобицы, революции, мировые войны, миллионы безвинно погибших людей. Если бы только человечество не возносило свой испорченный грехом разум над Словом Божьим, оно никогда не натворило бы столько бед. Если бы люди признали существование Творца, о суверенном господстве Которого говорит Библия, то многих проблем можно было бы избежать. Взгляните на начало книги пророка Ионы: «И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: “Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня”» (Ион. 1:1-2). Самая первая фраза: «И было слово Господне к Ионе» — сразу вводит нас в атмосферу сверхъестественного и указывает на то, что наш мир не является случайным и бесхозным образованием, существующим не известно зачем. За ним есть Кому присматривать и есть Кому управлять! Мироздание не существует само по себе, им правит всемогущий Бог, Который неизменно присутствует в самой гуще земных событий. Именно такой образ Бога, непосредственно участвующего в жизни каждого человека, представляет царь Давид в одном из своих псалмов: «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех живущих на земле: Он создал сердца всех их и вникает во все дела их» (Пс. 32:13-15).

Всякий наблюдательный человек непременно согласится с псалмопевцем в том, что история Вселенной не пущена на самотек! Внимательный взгляд обязательно заметит гармонию и порядок, установленный и поддерживаемый Вседержителем. Вот что по этому поводу пишет заслуженный работник культуры Виталий Добрусин. Глядя на судьбы пятисот наших соотечественников и видя в историях их жизни не просто вереницу случайных событий, но руку Великого Создателя, свою книгу «Украденные звезды» он начинает следующими словами: «Бог на свете есть. Это Он делает нашу жизнь «полосатой», Он чередует наши победы и поражения, радости и несчастья».

Замечательная убежденность! Она иллюстрирует неистребимое стремление наших сердец находить во всем цель и смысл. В человеке, как в сотворенном существе, изначально заложена потребность жить в подчинении Своему Творцу. Вот почему в трагические дни именно вера в Божье провидение дарует покой взволнованной душе. Одна глубоко верующая христианка, перенесшая серьезную операцию, сказала о своем уповании: «Одно утешает меня: Всевышний держит все под Своим контролем».

Будучи твердо уверены в том, что Бог контролирует нашу жизнь, мы все же можем задавать вопросы: как Он это делает? Какие средства использует Создатель для того, чтобы поддерживать порядок в мироздании?

Бог управляет миром посредством Своего Слова

Разве не этот смысл заключен в выражении «и было слово Господне к Ионе»? Вся Вселенная существует благодаря творческому и созидательному Божьему Слову, которое никогда не расходится с делом: «Ибо Он сказал — и сделалось; Он повелел — и явилось» (Пс. 32:9). Именно Своим Словом Господь создал наш мир. Первые главы книги Бытия повествуют о том, как Создатель образовал Землю с растительной и животной жизнью на ней. Еще тогда, на заре творения, Слово Всевышнего явилось первопричиной установленного порядка и гармонии. Бог нисколько не изменился, Он и поныне управляет природой! Христос говорил, что именно Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф. 5:45). Апостол Петр, отмечая роль Слова Божьего в поддержании порядка во всем мироздании, писал: «Нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2 Петр. 3:7). Ни одна малейшая деталь в нашем мире не упущена из вида Создателя. Его по праву можно назвать единственным Царем, Который держит под контролем весь ход событий в нашей необъятной Вселенной.

Однако посредством Своего Слова Бог управляет не только природой, но и всей человеческой историей. Для этой цели в библейские времена Господь нередко избирал особенных людей — пророков, через которых обращался к народу с наставлением, утешением или предупреждением. Посланники Божьи были весьма благочестивыми людьми и любили Создателя всем своим сердцем. Они ясно слышали Его голос и покорно выполняли все Его поручения. Пророки понимали и ценили Слово Божие. Давид, будучи одним из них, говорил: «Слово Твое весьма чисто, и раб Твой возлюбил его» (Пс. 118:140). Вестники Господни неустанно проповедовали людям Слово Всевышнего. Некоторые из них даже творили чудеса, читали мысли людей и предсказывали будущее. Через все эти действия Бог подтверждал истинность пророческого посланничества, что помогало людям серьезно относиться к их вести. Пророки мужественно переносили невзгоды и унижения, часто оказываясь в вынужденной оппозиции к своим соотечественникам, поскольку не боялись обличать их неправедную жизнь. Этим слугам Божиим всегда противостояло множество лжепророков, которые говорили то, что ласкало слух грешников. Нередко посланников Всевышнего злословили, гнали и даже убивали. Большая часть пророческих книг Библии была написана их слезами и кровью. Благодаря такому усердному служению Своих глашатаев, Бог не раз менял ход истории. Из-за их преданности своему Царю жизни сотен тысяч людей были сохранены.

К числу этих замечательных людей принадлежал также и пророк Иона, главный герой библейской книги, названной в его честь. Он был избран стать Божьим вестником, через которого мир услышал бы Слово Своего Создателя. Ему предназначено было стать в руках Всевышнего орудием, которому суждено было оказать влияние на судьбу великого города. Но, к великому сожалению, Слово Божье является не единственным средством управления нашим греховным миром. На протяжении всей истории люди всегда противились голосу Господа. И, поскольку они все еще продолжают враждовать с Творцом, Богу зачастую приходится применять иные методы воздействия.

Бог управляет миром посредством наказания

Эффективно ли это непопулярное и не желанное для людей средство? Библия без колебаний говорит: «Да!» Сама жизнь показывает, что чаще всего люди обращаются к Богу как раз в период болезней, душевных переживаний и трудностей. Поверженные депрессией, они жаждут освобождения и нового смысла жизни. В страхе потерять близкого человека души взывают о помощи к Небу. Именно через наказания и проблемы Бог хочет достучаться до наших сердец. Он как бы говорит человеку: «Ты в опасности!» Хотя наказание всегда болезненно и неприятно, все же оно оказывает весьма благотворное влияние. Оно учит нас праведности, учит трезво оценивать происходящее, учит делать правильные выводы. Вестники Господни очень четко понимали положительные стороны даже самого сурового наказания. Вот что писал об этом пророк Исаия: «Ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа» (Ис. 26:9-10). Справедливость и действенность этого закона исторического возмездия восточный царь Адони-Везек открыл для себя около 3000 лет назад. Когда враги отсекли у него большие пальцы на руках и ногах, он увидел за этой ужасной экзекуцией наказующий перст Бога. «Тогда сказал Адони-Везек: “Семьдесят царей с отсеченными на руках и на ногах их большими пальцами собирали крохи под столом моим; как делал я, так и мне воздал Бог”» (Суд. 1:7). Распятый рядом с Христом разбойник также осознал, что получил от Бога праведное воздаяние за совершенные злые дела. Он убеждал своего друга, не желающего смириться со своей участью: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли…» (Лук. 23:41). Известный христианский богослов Василий Великий комментировал пользу Божественного наказания следующим образом: «Болезни в городах и народах, сухость в воздухе, бесплодие земли и бедствия, встречающиеся с каждым в жизни, пресекают возрастание греха. И всякое зло такого рода посылается от Бога, чтоб предотвратить порождение истинных зол. Ибо и телесные страдания, и внешние бедствия измышлены к обузданию греха. Итак, Бог истребляет зло, а не от Бога зло. И врач истребляет болезнь, а не влагает ее в тело. Разрушения же городов, землетрясения, наводнения, гибель воинств, кораблекрушения, всякое истребление многих людей, случающееся от земли, или моря, или воздуха, или огня, или какой бы то ни было причины, бывают для того, чтоб уцеломудрить оставшихся; потому что Бог всенародные пороки уцеломудривает всенародными казнями. Давиду домашний позор служит наказанием за беззаконное вожделение. И еще знаем страшные казни другого рода, насылаемые праведным судом Божиим, чтоб поползновенных на грех соделать целомудренными. Например, Дафан и Авирон были пожраны землею в разверстые под ними бездны и пропасти. Ибо здесь таковым родом наказания не сами они приводились к исправлению (возможно ли это для сошедших в ад?), но примером своим сделали целомудренными прочих. Так и фараон потоплен был со всем войском. Так истреблены и прежние жители Палестины».

Все перечисленные примеры свидетельствует о том, что если человек грешит, то тем самым он навлекает на себя Божье наказание. Эта истина звучит вопреки широко распространенному мнению, будто некоторые человеческие добродетели гарантируют отмену праведного суда Божьего. Конечно, в каждом из нас есть что-то хорошее, ведь и Сам Христос, обращаясь к грешным людям, говорил: «…Вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим…» (Матф. 7:11). Однако абсолютно недопустимо полагать, что какие-то человеческие заслуги могут искупить наши грехи. Священное Писание по этому поводу говорит предельно ясно: «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их…» (Пс. 48:8-9). Несмотря на это, многие люди все же придерживаются противоположного взгляда. Так, Эдуард Сагалаев, президент Ассоциации телевещателей России, в одном интервью заявил: «Эфир для меня — это индульгенция за мои грехи; если я сумел кого-то чуть-чуть согреть — я думаю, что это мне, изощренному грешнику, зачтется на страшном суде». Библия же очень четко и недвусмысленно утверждает, что любой наш грех аннулирует все наши прошлые заслуги. Как ложка дегтя портит бочку меда, так и самые незначительные прегрешения делают нас не пригодными для вечной жизни с Богом. «И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконный, будет ли он жив? Все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся: за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет» (Иез. 18:24).

А теперь давайте вернемся к происходившим приблизительно 2800 лет тому назад событиям, описанным в книге Ионы. Как мы узнаем из нее, Бог призвал пророка к проповеди в Ниневии, которая располагалась в северной части современного Ирака, на восточном берегу Тигра, примерно в 1000 километрах oт Персидского залива. Этот город был столицей Ассирийской империи, простиравшейся тогда с севера на юг от Армении до Тель-Авива. Ниневия в то время достигла значительных успехов в экономике, культуре и политике. Однако в духовном отношении ее жители воплощали собой невыразимое зло. Поэтому ни мировая известность, ни архитектурные достижения, ни военная мощь не могли оправдать ее греховности, которая доставляла сильнейшую боль сердцу праведного Бога. Ниневитяне отличались не только ревностным идолопоклонством, но и неимоверной воинственностью и жестокостью. Ниневия была резиденцией свирепых царей, источником грабежа, рабства и мучений. Цари империи почти ежегодно водили свои армии в походы, захватывая все новые земли, трофеи и рабов. Ассирии покорились Вавилония, Сирия, Палестина, Египет и Элам. С пленных и непокорных сдирали кожу, их заживо хоронили, сжигали, сажали на кол или ослепляли. Целые народы лишались родины и переселялись в новые места. Массовые депортации были мощным инструментом ассирийской тирании (Секреты исчезнувших цивилизаций. М., 2004). Мучения людей доставляли ниневитянам огромное наслаждение. Вот почему Бог сказал об этом городе: «Злодеяния его дошли до Меня» (Ион. 1:2).

Малое или большое зло, сотворенное страной, городом или даже одним человеком, не уничтожается само собой и не забывается, но, подобно ядовитому испарению, восходит к небу и раздражает Господа. Невинно пролитая кровь вопиет к Нему о мщении.

Библия ясно говорит, что Бог ненавидит несправедливые законы, коррупцию и притеснение бедных. Ему также противны распущенность, насилие, аборты и пьянство, обман и разводы, непосещение храма и пренебрежение Писанием. И, в силу Своей абсолютной святости, Он просто обязан наказать за каждое злое деяние. Однако первоочередной целью Бога все же является не наказание, а исправление человека. Именно поэтому, прежде чем осуществить правосудие, Всевышний вразумляет грешников через Своих посланников. Вот как об этом пишет пророк Иезекииль: «И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. “Разве Я хочу смерти беззаконника? — говорит Господь Бог. — Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?”» (Иез. 18:21-23).

Бог не желает нас наказывать! Но при этом Он вовсе не обязан нас прощать. И Он имеет на это право, также как имел право не простить некогда согрешивших ангелов, хотя они тоже были сотворены Им. Прощение не является долгом, это милость, которую невозможно заслужить. Если бы Бог сразу осудил Адама и Еву за их непослушание на вечные мучения, Он был бы прав. Именно такой приговор являлся бы самым справедливым для них. Однако Господь их помиловал. Величие этой милости великолепно выразил апостол Павел: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак, мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:19-21).

Со Своей стороны, благодаря драгоценной жертве Иисуса Христа, Бог уже давно объявил помилование всем грешникам. И теперь только наше личное отношение ко Христу здесь и сейчас навсегда определяет нашу судьбу в вечности. Каждому из нас дано право принять дар прощения и право от него отказаться. Примете бесценный Божий подарок — и это будет самым мудрым решением в Вашей жизни, откажетесь от него — и Вы будете сокрушаться об этом всю вечность.

Был ли у Вас такой день, когда Вы сознательно раскаялись пред Богом и посвятили Ему свою жизнь? Если нет, то сегодня же попросите у Него прощения во имя Иисуса Христа и сердечной верой примите дар вечной жизни! Помните, что Вы не становитесь христианином по наследству или в результате обряда крещения. Христианство является плодом преображения человеческого сердца силой Святого Духа.

Напоследок хочется вспомнить одну библейскую историю, которая повествует о фараоне, совершившем дерзкую попытку противостать Божьему Слову. Он никак не желал принять тот факт, что существует Единственный Всемогущий Бог, Который правит этим миром и всей Вселенной. Для жителей Египта сам фараон был богом, и признать Кого-то более сильного, чем он сам, для него было просто немыслимо. Ведь в таком случае для правителя великой державы это означало бы потерю авторитета, признания, а следовательно, и власти. Вот почему он не желал послушаться голоса Божьего, провозглашенного через Моисея, и отпустить народ Израильский. Результат подобного противостояния был трагичным не только для самого царя, но и для всего его народа. Десять казней, одна страшнее другой, обрушились на Египет. Но, вместо того чтобы смириться, фараон продолжал протестовать до последнего, не желая признать свое поражение. И только после смерти всех первенцев в стране он отдал приказ освободить евреев из рабства. Все могло обойтись без таких глобальных жертв. Необходимо было лишь с самого начала прислушаться к повелению Вседержителя и исполнить Его волю.

Этот библейский пример является лучшим подтверждением того, что наш мир не пущен на самотек. Несмотря на его агрессию к Божьей истине, Создатель Вселенной все еще управляет им посредством Своего Слова и наказания. Самое здравое решение — подчиниться Писанию, чтобы не навлечь на себя возмездие Господне. Давайте будем разумными людьми!