Пророк Иона на берегу в Ниневии
Home Актуальный вопрос Почему же слабый человек идет наперекор сильному Богу?

Почему же слабый человек идет наперекор сильному Богу?

by Andrei

Бог внимательно наблюдает за жизнью людей и пытается останавливать их на злых путях через провозвестников Своего Слова. В изучаемом нами тексте Священного Писания мы отметили, что Господь видел также и тяжкие грехи ниневитян и, для того чтобы остановить и вразумить их, послал к ним пророка Иону. Как же тот отнесся к этому важному поручению? К великому сожалению, он пошел наперекор Божьей воле.

«И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа» (Иона 1:3).

Нас всех неприятно удивляет такой дерзкий поступок Ионы! Вообще, это редчайший случай неповиновения пророка своему Господу. Мы не станем пока обсуждать причины, побудившие Иону проявить непослушание, а лишь отметим, что им овладел самый распространенный на свете грех– пренебрежение Словом Божьим. Сколько страданий доставил он нам и нашим близким! Ведь именно он является первопричиной всех наших несчастий. Он – проводник миллионов людей в адское пекло. И, если вы не желаете жить в повиновении гласу Божьему, знайте, что такой путь обязательно приведет к погибели. Посмотрите, хотя бы вскользь, на земную историю человечества. Вся она изобилует многочисленными примерами противления Слову Господню и трагичными последствиями такого безумного поведения. Вспомните, что уже в Эдемском саду наши прародители, отвергнув повеление Творца не вкушать от дерева познания добра и зла, поверили сатанинской лжи. Они безрассудно вняли обольстительному голосу Змея, утверждавшему, что нарушение заповеди Божьей принесет им огромную пользу, а плохих последствий вообще не будет. Результаты их выбора мы продолжаем ощущать на себе до сих пор: зло, несчастья и смерть стали спутниками всего творения. Усомнившись в истинности слов своего Создателя, Адам и Ева навлекли проклятие на каждого приходящего в этот мир.

Во времена праведного Ноя миллионы людей не прислушались к страстному предупреждению этого проповедника о грядущем всемирном потопе. Его свидетельство высмеивали, над строительством ковчега издевались, считая это абсолютным безумием. Последовавшая вскоре гибель насмешников от вод потопа была следствием их противления гласу Всевышнего. Из 600 тысяч евреев, получивших освобождение из тяжкого египетского рабства, только двое смогли войти в Землю Обетованную. Остальные же устроили бунт против Господа, не поверив Его Слову, что смогут одолеть жителей Ханаана и изгнать их из страны. Из-за ропота и неверия они умерли в Аравийской пустыне во время последовавшего сорокалетнего блуждания.

И после этого, забывая горькие примеры прошлого, Божий народ находил в себе смелость идти наперекор воле Вседержителя. Христос говорил Своим современникам: «Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас» (Иоанн. 8:37). Для израильского народа того времени свидетельств Писания и славных дел Спасителя было недостаточно, чтобы уверовать в Него как в посланного Богом Мессию. Из-за этой трагической ошибки вот уже 2000 лет для них не могут исполниться самые отрадные обещания пророков. Это может показаться странным, но даже история христианской церкви, начиная с VI столетия и до наших дней, наполнена примерами, когда Слово Господа находилось в пренебрежении. И, как ни прискорбно говорить, делалось это не только простыми прихожанами, но и руководителями церкви. Мало того, что такие «служители Божьи» полностью забыли о своей обязанности учить других истинам Священного Писания, они еще и преследовали тех, кто стремился провозглашать послание Божье. Отступники от Писания устраивали крестовые походы, заточали в тюрьмы или сжигали на кострах всех инакомыслящих. Иоанн Златоуст, Джироламо Савонарола, Ян Гус, Максим Грек – это лишь некоторые имена длинного списка мучеников, которые, несмотря на яростные угрозы, все же продолжали нести людям живое Слово Господне. Ложная церковь всегда гнала истинную.

А что говорить о наших современниках? Даже быстрого взгляда будет достаточно, чтобы увидеть, что история жизни каждого человека состоит не из отдельных эпизодов, но из целых глав неповиновения Слову Божьему. Несмотря на огромное количество напечатанных и проданных Библий, число ее истинных почитателей сравнительно невелико. Для большинства эта Священная Книга всего лишь сувенир, мирно хранящийся на полках среди прочего антиквариата. На запылившихся обложках Библий многих христиан можно смело написать: «Виновны в пренебрежении Словом Божьим!» К большому сожалению, люди ищут ответы на жизненно важные вопросы где угодно: у политиков, артистов, психологов, но только не в Книге книг. И более того, тех, кто поистине чтит Священное Писание, высмеивают как «поклонников бумаги и типографской краски». В чем же причина этого столь распространенного явления – пренебрежения Словом Божьим, а вместе с тем — и Самим Богом? Библия открывает нам, по крайней мере, две причины, заставляющие слабого человека противиться сильному Богу.

Человек противится Богу из-за своей духовной невозрожденности

Каждый человек, появляясь на свет, наследует от своих грешных родителей греховную природу и потому является духовно мертвым существом. У него есть только телесная и душевная жизнь, но совершенно отсутствует духовная. Христос сказал: «Рожденное от плоти есть плоть», и еще: «…сущий от земли земной и есть…» (Иоанн. 3:6, 31). Это значит, что человек может выглядеть весьма порядочным и даже очень религиозным, но при этом все равно не быть рожденным от Духа Святого! А в таком случае, согласно Писанию, он не может наследовать Царство Божье. Оно просто не приемлемо для него. Ценности царства не смогут прижиться у духовно мертвого человека. Для него и слова Божьи, звучащие со страниц Библии или возвещаемые Духом Святым, будут чуждыми и пустыми. Таким людям никогда не удастся жить в согласии с волей и желаниями Господа.

Никодим, ночью приходивший к Иисусу для беседы, являлся членом высшего религиозного совета Израиля. Хотя в народе он был признанным учителем и обучал других закону Божию, но все же услышал от Христа: «Твоя религиозность – результат влияния людей, но не действия Святого Духа. Тебе необходимо родиться свыше. Без этого рождения ты не сможешь увидеть Царство Моего Небесного Отца».

Израильские первосвященники Анна и Каиафа, служившие в храме во времена Иисуса, были светилами на религиозном небосклоне того времени. Однако именно они, не распознав во Христе Мессию, предали Его на распятие. Причиной такого безрассудного решения была их духовная мертвость, а следовательно, полная закрытость для голоса Духа Святого. Во времена первой церкви у всех на слуху было имя человека, одно упоминание которого вызывало дрожь. Это был Савл, которому впоследствии суждено было стать апостолом Павлом. С юного возраста он являлся фанатично религиозным человеком, рьяно отстаивающим иудейские традиции. Но при этом, несмотря на свое преданное «служение» Богу, он оставался невозрожденным человеком. Никто не мог сравниться с ним в ярости, с которой он преследовал Церковь Христову до своего обращения. Тысячи христиан были брошены в тюрьмы, подверглись наказаниям и пыткам.

Все эти яркие библейские примеры показывают, что даже самый хороший, на первый взгляд, но не рожденный свыше человек, является по своей сути богопротивником. Ведь одно дело быть религиозным человеком, совершенно иное — быть спасенным. Разница между тем и другим как разница между живым и мертвым. Внешне ты можешь выглядеть благочестивым, свято чтящим все церковные каноны, исправно отмечающим религиозные праздники и регулярно жертвующим на нужды храма. Однако если ты не рожден от Бога, то являешься духовным трупом и для тебя не может быть места в Царстве Господа. Каждому грешнику необходимо прикосновение Духа Святого. Только Он способен даровать подлинное покаяние и последующее духовное возрождение. Лишь после этого божественного вмешательства человек обретает новую духовную природу, которая отличается от старой греховной особыми свойствами.

Апостол Иоанн говорит о пяти важных признаках рождения свыше:

• Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога (1 Иоанн. 3:9).

• Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него (1 Иоанн. 5:1).

• Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки (1 Иоанн. 5:3).

• Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Иоанн. 5:4).

• Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему (1 Иоанн. 5:18).

Обладаете ли вы этими качествами? Ненавидите ли вы грех и желаете ли при этом жить святой и угодной Богу жизнью? Любите ли вы Господа от всего сердца? Стремитесь ли угождать Ему, соблюдая Его повеления? Избавляетесь ли вы от мирских ценностей, принимая взамен Божьи? Побеждаете ли вы греховные желания плоти силой Святого Духа? Если все это вам чуждо, то следует самым серьезным образом задуматься о своем состоянии. Помните, что без рождения свыше ни один человек не сможет стать чадом Божьим и наследовать Его царство. Без духовного рождения он является богопротивником и его перспективы не очень-то радужные.

Но, даже если вы принадлежите к числу возрожденных людей, это не является гарантией того, что вы теперь беспрекословно следуете воле Господа. Писание открывает нам, что даже дитя Божье может противиться Своему Отцу.

Человек противится Богу из-за своего эгоизма

Иона ненавидел ниневитян. Они были для него злейшими врагами, поскольку неоднократно опустошали его землю и убивали его соотечественников. И вот теперь Бог посылает его к ним. Иона был бы рад отправиться туда с пулеметом и уничтожить ненавистных ему людей. Бог же вручил ему Свое Слово и, как предугадывал пророк, сделал это с целью побудить жителей Ниневии к покаянию, чтобы впоследствии помиловать их. Иона желал своим врагам смерти, а Бог желал привести их к праведной жизни. Желания пророка радикально не совпадали с желаниями Творца. Однако переломить себя и подчиниться воле Всевышнего он просто не захотел. Иона поставил свои чувства выше намерений и желаний Вседержителя. Он решил действовать так, как хотелось ему, а не как велел Господь.

Нужно отметить, что Иона совсем не одинок в своем себялюбии. Писание показывает, что от этого греха не застрахован никто: ни глубоко верующий христианин, ни пророк, ни даже апостол. Вспомните ученика Иисуса Петра, ставшего впоследствии столпом первой церкви. С ним также некогда приключилась та же самая беда.

Петр и его друзья-апостолы ждали, что вот-вот их Учитель провозгласит Себя Царем-освободителем и свергнет ненавистное иго римлян. Им же, как Его ближайшему окружению, в свою очередь, достанутся почести и слава. Но неожиданно Христос начинает говорить об отвержении людьми и Своей мученической смерти. «…Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин, и первосвященников, и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Матф. 16:21).

В этот момент пути учеников разошлись с Божьими путями. Такой исход многолетнего следования за Мессией никак не вписывался в их планы. Чтобы сохранить свои притязания на земные блага, Петр начинает уговаривать Иисуса отказаться от пути креста. Ученик убеждает своего Учителя поступить согласно чаяниям его последователей. «И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!»» (Матф. 16:22). Негодование Христа было очень резким, поскольку Он понимал, что голосом друга в тот момент говорил дьявол. «Он же, обратившись, сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Тогда Иисус сказал ученикам Своим: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»» (Матф. 16:23-24).

Позволять своему «Я» управлять нашей жизнью, пойти на поводу своих желаний – очень опасный выбор. Это может разрушить нас как личность и увести далеко от Бога. Ненапрасно Мартин Лютер назвал плотской разум «потаскухой дьявола». Не лучше ли решительно отвергнуть все его притязания и верить Слову Божьему больше, нежели своим греховным позывам? Ведь отвержение себя и есть тот крест, который мы должны нести, следуя за Христом каждый день!

Виктор Рягузов