Яркий свет, врачи в белых халатах, неимоверное напряжение и вдруг — тишина… Я слышу слабое кряхтенье и чувствую маленький теплый комочек, который вцепился в меня своими крохотными ручками и ножками, словно пытаясь найти укрытие. Я посмотрела на него, а он — на меня. Так произошло первое знакомство с моим маленьким сынишкой. Это только начало, а дальше — целая жизнь. Что нужно сделать, чтобы он стал христианином? Как передать ему веру, которая есть у меня? Достаточно ли только молиться или необходимо делать что-то еще? Какие стихи из Священного Писания нужно знать, чтобы убедить ребенка сделать выбор в пользу Бога? Как добиться того, чтобы вера молодого человека была смелой, действенной, глубокой? Эти вопросы, как пчелы, роились в моей голове и не давали мне покоя целую ночь. И я вспомнила свое детство…
***
Я родилась в христианской семье, где всегда молились и читали Библию. Своим личным примером мама и папа показывали что такое вера. Мне даже не приходило в голову поставить под сомнение существование Бога и правильность пути родителей.
Мои школьные годы пришлись на время борьбы коммунистов с верующими, которые от мала до велика были гонимы и порицаемы. Понимая, что мне придется столкнуться с этим миром в школе, мама научила меня христианскому стихотворению, в котором есть такие строки: «Баптист!» — услышишь ты не раз.
Но это будет ли позором?
Позор тому, кто в первый класс
Идет обманщиком и вором.
Уже в первом классе меня встретило первое испытание моей веры.
Однажды учительница решила посвятить первоклашек в тайны мирозданья. Ее рассказ был примерно такой: «Дорогие ребята! Много миллионов лет назад случился большой взрыв энергии и образовалась Земля. Потом, откуда ни возьмись, появилась амеба, а затем — и обезьяна. Со временем обезьяна потеряла хвост, зацепившись за ветку, ее шерсть превратилась в прекрасную шевелюру, передние лапы укоротились, задние – выровнялись. Обезьяна резко поумнела и… появился человек». Никогда раньше мне не приходилось слышать таких нелепых рассказов от взрослого человека. Ведь землю и все, что на ней, в том числе и человека, сотворил Бог! Я знала все дни творения наизусть и была просто удивлена невежеством преподавателя.
Учительница, заканчивая свою глубоко «научную» теорию происхождения человека, сказала: «Ребята, а вы представляете, что до этих пор некоторые «темные» люди думают, что существует Бог и Он сотворил человека! Одна девочка в нашем классе тоже думает именно так!» Все обернулись в мою сторону. А на перемене особо ревностные первоклашки-эволюционисты начали смеяться над моей верой в Бога. Мне было очень обидно, но я не знала, что сказать в ответ.
В те годы были популярны диспуты между верующими и неверующими, в которых мой отец и дедушка часто принимали участие. Приходя домой после очередной победы верующих на диспуте, папа рассказывал, что, перед тем как что-то отвечать, он молился и — всегда побеждал соперника в слове. Я тоже помолилась и спросила зачинщика: «Так человек точно произошел от обезьяны?» Он ответил утвердительно. «Значит, у твоей бабушки тоже был хвост?» — спросила я. Ребята дружно засмеялись, и больше никто не насмехался над моей верой в Бога. Я почувствовала себя героем, и моя вера еще больше укрепилась.
Тем не менее с возрастом моя детская вера начала ослабевать. Я увидела вокруг себя много молодых парней и девчонок, которые не были ни обманщиками, ни ворами. Они хорошо учились, модно одевались, были очень уважаемы в классе. Эта компания весело проводила время на дискотеках и вечеринках с обильными спиртными возлияниями. Все стремились общаться с этими «авторитетами» и подражать им. Другое отношение было ко мне. Одноклассники говорили: «Светка девчонка неплохая, но с ней не повеселишься. Ей всего нельзя, ведь она же баптистка!» Тогда я подумала, что на самом деле позорно быть верующей, тем более баптисткой, хотя в семье своих родителей я видела потрясающий пример веры и дел, которые не расходятся с проповедью. Отношения моих родителей как мужа и жены, а также их отношение к детям нельзя было даже попробовать сравнить с теми отношениями, которые я видела в семьях одноклассников. Но все же стала стесняться того, что я верующая.
«Ведь, если нужно, можно верить просто в душе, а поступать так, чтобы не выглядеть белой вороной», — решила я и примкнула к компании уважаемых одноклассников. Но, оказавшись среди них, я поняла, что привлекательно выглядело их общество только снаружи. Это была яркая упаковка, внутри которой зло, обман, предательство, глупость, наглость и тому подобное. Дискотеки и вечеринки хорошо выглядели только в начале веселья, а когда все напивались, это общество становилось больше похожим на стадо диких свиней в помойной яме, чем на респектабельных подростков. Интересы молодежи, которая живет без Бога, тогда и сейчас очень ограничены. Со стороны может показаться, что смотришь сериал: «Выпивка. Секс. Драка». Через некоторое время я поняла всю глупость своего положения. В то время как пьяницы и блудники гордились тем, что делают, я стеснялась своей христианской веры. Мне было 15 лет, когда наконец приняла решение следовать за Богом, как мои родители. К тому моменту сомнений уже не было. Пример веры и жизни матери и отца способствовал тому, что моя детская вера вновь утвердилась, их молитвы помогли мне сделать выбор следовать за Богом в подростковом возрасте. Они продолжают быть для меня образцом для подражания и в моей взрослой жизни.
Однажды мне рассказали одну историю. У брата Ивана было 7 детей. По воскресеньям он исправно ходил в Дом молитвы вместе со всей семьей. Дети выросли, и в церкви из них остались только двое. Братья и сестры недоумевали: в чем же причина? Ответ был найден как раз в день рождения Ивана. Тихим осенним вечером он праздновал свое 50-летие. Собрались его дети и внуки. Иван произнес праздничную речь, которую завершил таким восклицанием: «Вот я уже 30 лет работаю начальником цеха на заводе, и, слава Богу, никто так и не узнал, что я баптист!»
Услышав это, я вспомнила слова апостола Павла, обращенные к Тимофею, где, выражая свою уверенность в нелицемерной вере Тимофея, Павел говорит: «Вера, которая обитала прежде в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике, уверен, что она и в тебе». Мама и бабушка Тимофея имели не только «воскресную» веру, от которой и следа не остается, когда взрослые приходят домой.
Я поняла, что вера не передается по наследству и родители, вместо ребенка, не могут принять решение следовать за Богом. Это личный выбор каждого человека. Но если вы не хвалитесь тем, что вы христианин, то не ждите, что ваш ребенок захочет всю жизнь страдать от того, что он не такой, как все. Вера родителей играет огромную роль в формировании веры ребенка, в его восприятии Бога и взаимодействии с окружающим миром.
Я проснулась. Мой малыш сладко спит и улыбается. Наверное, он видит ангелов. «А будет ли он христианином?» — снова подумала я. Да, будет! Господь нам в этом поможет!
Светлана Глущенко