Людей, связавших свою жизнь с верой в Бога, мы называем по-разному: христианин, верующий, искупленный, рожденный свыше, избранный, член церкви. Но среди множества определений есть одно, которому Иисус уделяет особое внимание: Мой ученик.
Именно этим определением Иисус пользовался, чтобы выделить из множества людей тех, кто обретал Божье прощение и надежду на вечную жизнь.
Почему именно ученик, почему множеству титулов и определений Иисус предпочел именно этот?
Давайте вспомним, когда Иисус призывает не только верить, но стать Его учениками. В восьмой главе Евангелия от Иоанна с тридцать первого стиха мы читаем: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан.8:31-32). Слово «пребывать», которое использует Иисус, указывает на постоянство в действии. Пребывать – это не единожды заучить заповеди, атрибуты или символы веры. Это не посещение церкви раз в неделю, подобно факультативу. Быть учеником означает, ежедневно находиться в процессе познания.
Что же это за процесс и в чем его особенности? Выделяя ключевые характеристики ученичества, мы попробуем отметить, в чем же уникальность, такого, простого, на первый взгляд, призыва.
Во-первых, стать учеником Христа означает принять в Нем одном наивысший и единственный авторитет истины.
Согласитесь, трудно последовать за человеком, в котором мы не видим образец совершенства. Ученик не просто осознает превосходство своего Учителя, он необратимо понимает, что нет другого равного Ему. Поступить в школу Христа означает отмести иных учителей и их программы. Истина может быть только одна. И как невозможно служить двум господам, так же невозможно быть успешным учеником двух различных школ. Сам Иисус исключил возможность слияния или смешения различных по сути духовных истин или подходов к ним. «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14:6).
Во-вторых, стать учеником означает осознать свою нужду в духовном наставлении.
Подобно тому, как больной ищет врача, так и голодный разум и изнеможенное сердце ищут знание. Практически стать учеником Христа невозможно без глубокого осознания своей духовной опустошенности. Достаток, успех, слава и прочие наши достижения, убаюкивая нас, создают иллюзию уверенности и покоя. И только до конца честные и смелые люди способны признать в себе слабость и нужду в наставнике. Иисус говорит о таких, как о счастливчиках. «Блаженны алчущие и жаждущие правды (праведности), ибо они насытятся» (Матф. 5:6). Поэтому наша способность духовно расти и насыщаться напрямую зависит от нашей решимости искать помощи у великого Учителя.
Эта статья была опубликована в журнале «Крынiца жыцця». Вы можете приобрести бумажную или электронную версию в нашем интернет-магазине krinica.by
В-третьих, стать учеником Христа – это навсегда стать принятым Богом.
Многие думают, что ученик – это карабкающийся в небеса труженик. Прилежно карабкается, значит спасется, а если вяло, то погибнет. Но уникальность последователей Христа в том, что они учатся не для того чтобы обрести спасительный уровень праведности, а потому что их Учитель уже подарил им совершенную праведность. Написано: «в Котором мы имеем искупление Кровью Его и прощение грехов» (Кол. 1:14). Другими словами, ученики следуют за Учителем, потому что познали Его всеобъемлющую любовь. Теперь они лишь отвечают Ему взаимностью.
Красота Его характера, Его слов, Его крестной жертвы пленила их сердца. Они учатся с удовольствием и благоговением, желая во всем уподобиться своему Другу. Если их Учитель уже спас их от самого страшного осуждения в ад, то Ему с легкостью можно довериться во всех земных делах.
В-четвертых, стать учеником означает стать на путь прогрессирующего обучения.
А обучение – это процесс, причем процесс динамичный. Он предполагает постоянное и тесное взаимодействие ученика с Учителем. Иисус не передал своим ученикам пакет статичных правил и законов: вот вам как молиться, как проводить собрание церкви и как проповедовать. Он призвал их в общение, которое должно иметь свое развитие. Написано, что верующие «призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» (1 Кор. 1:9). Ученик изо дня в день ищет видеть и слушать своего наставника. Всматриваясь в Него, он открывает, осознает и практикует новые знания и навыки. Поэтому стать учеником это не просто обрести входной билет в церковь, приняв водное крещение, но включится в духовные живые отношения с воскресшим Христом. А отношения всегда требуют нашего внимания и сил.
В-пятых, стать учеником – это идти путем преображения разума и сердца.
Не только наше внешнее поведение и дела интересуют нашего Учителя. Куда важнее наши мотивы и характер. Довольно часто верующие ограничиваются лишь соблюдением общепринятых церковных установлений и норм морали. Но религиозный формализм убивает любые отношения, тем более между человеком и Богом.
Христос, как небесный Учитель, предлагает нам учиться не только верно поступать, но правильно видеть и мыслить. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5). Но обрести побуждения и чувства Христа невозможно без постоянного размышления над эпизодами Его жизни. Ученики призваны, не слепо копировать жизнь, но глубоко проникать в смысл и красоту творимых Учителем дел.
В-шестых, стать учеником означает иметь разумные ориентиры роста или ожидания от своего обучения.
Разумные означает не завышенные, но и не заниженные. Обе крайности являются болезнью сравнения себя с окружающими. Сравнивая, мы либо впадаем в самодовольство, либо в апатию. Мы прекрасны, либо мы ужасны. Понимание ученичества же позволяет избежать этих ошибок. Если стандарт Учителя есть наивысшая цель нашего преобразования, тогда ни у кого из нас нет повода гордиться собой.
В притче о сеятеле Иисус приводит в пример три меры плодоносного ученичества: «И приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат» (Марка 4:20). Все три ученика плодоносны, но в разной степени. Каждый из нас имеет свою меру данных нам возможностей и сил. Не имеет смысла сравнивать себя с другими. У нашего Учителя мы все можем быть отличниками в своей весовой категории. И, в-седьмых, стать учеником означает осознавать свое назначение и роль. Христос как Учитель подготовил для каждого из нас индивидуальный план обучения. Место и время рождения, родители, здоровье, образование, таланты и самое важное – духовные дары.
Каждый из Его учеников наделен особым духовным дарованием для служения другим ученикам и членам церкви. «Служите друг другу каждый тем даром, какой получил» (1 Пет. 4:10). Мало того, не существует универсальных форм или клише, которым всем нам нужно было бы следовать. Учитель заинтересован в проявлении каждым из учеников творческой инициативы и индивидуального выражения своей любви к Нему. Класс нашего Учителя – это не армия в униформе, но многообразие служений в фарватере одной веры.
Итак, мы кратко коснулись некоторых характеристик ученичества. Давайте еще раз повторим их:
1) увидеть и принять в Учителе наивысший авторитет истины,
2) осознать свою глубокую нужду в духовной помощи и учении;
3) последовать примеру возлюбленного Учителя, а не вырабатывать спасительную праведность,
4) пребывать в постоянном процессе общения с Учителем,
5) идти путем преображения характера, ума и сердца,
6) иметь верные ориентиры роста и плодоношения,
7) понимать и реализовывать свое предназначение и роль в служении другим ученикам.
Конечно, характеристик ученичества можно выделить и больше. Но этого достаточно для того, чтобы ответить на главный вопрос: нахожусь ли я в школе Христа? Если да, то верно ли понимаю суть и принципы процесса обучения? Ведь в том и парадокс нашего времени, что мы можем считать себя христианами, членами церкви, но не быть истинными учениками Основателя веры.
И последнее. Ученичество это не жесткое условие Христа для тех, кто решил последовать за Ним, чтобы обрести вечную жизнь. Для таких людей, требования строгого Учителя все равно запредельно тяжелы и невыполнимы. Ученичество – это страстное желание тех, кто глубоко осознал, что совершил Спаситель для них на кресте. И даже самые суровые тяготы и жертвы следования за своим Учителем никогда не остудят их пылкое желание стать подобными Ему. Именно поэтому, ученичество – это признак спасенной души! //