Это возвышенные и глубокие слова. Они предназначаются для нашего бурного времени, для всей сложности и изменчивости нашего существования.
Но они предназначаются также и для того, чтобы быть нам в величайшее утешение, нам, странникам и пришельцам на этой земле. Но кто же, собственно, не нуждается в них?
“Время уже коротко!” — так думает Бог. Об этом говорит и Священное Писание. Послушай, о чем поёт Моисей в псалме. Он в пустыне. Он окружен тысячами трупов, ибо жестоковыйных, негодующих и ропщущих людей поразила рука Божия. Что остаётся ещё делать Моисею в той обстановке, когда Бог в гневе Своем истребил вышедший из Египта народ, обещав ввести в землю обетованную лишь родившееся от него в пустыне потомство? Он возводит к горам очи свои и молится: “Ты нам прибежище в род и род!” Глянув, таким образом, в вечность, он смотрит затем на повседневную жизнь и смерть и говорит: “Дней лет наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим!” Павел хорошо постиг эту истину, а потому он называет свои страдания кратковременными и легкими.
Весь этот Псалом поётся на мелодию “Время уже коротко!” Эту же песнь поёт и Давид. Да и в целом Ветхом Завете возвещается о проходимости, смертности и тленности человека и его жизни. Но если Иисус вспоминает о бренности, тленности и проходимости всего, то тем не менее Он хочет утешить нас. Поэтому Он говорит:
“Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Нему” (Ин.16:16).
Пётр очень хорошо понял эти слова Иисуса, поэтому он так убедительно превратил их в великое утешение странникам и пришельцам.
Время уже коротко! Эти слова показывают нам прежде всего то, как Христос смотрит на вещи, на жизнь, на ее цели, смысл, задачи и служение. Поэтому Иаков условно называет человеческую жизнь колесом. И он делает совершенно правильно. Не мчится ли жизнь с её постоянной переменой событий, как мировое колесо, которое неизменно движет Сам Господь? И никто не может остановить движения и бега его. Только Тот, у Которого “тысяча лет, как один день, и один день, как тысяча лет”, силен совершить это.
Но почему же время так коротко? Потому что нас ожидает вечность, о которой нам известно ровно столько, сколько Предвечный благоволил открыть нам. Вечность — это не бесконечное время. Дело в том, что в вечности времени уже не будет. История совершается во времени, в вечности же — завершение всего. Во времени существует развитие, в вечности же — один сплошной день. Вечность поглощает время! Заглянув в неё, Иоанн говорит, что времени там уже не будет. Там будет великая суббота после тяжелых трудовых дней земли.
И небеса, и ад хорошо знают, что у сатаны уже мало времени. К сожалению, этого не хотят знать люди, не хотят даже думать об этом. Если бы они хотели понять, что это их величайшее несчастье. Но поэтому именно мы не забудем того, что время уже коротко.
Не потому ли на рубеже смены уходящего и наступающего года так важно услышать нежный призыв Божий: поспеши и спаси свою душу! Твоя собственная совесть подсказывает тебе, что на земле ты не только для того, чтобы прожить это короткое время; ты ведь призван к вечному блаженству. В этом смысле мы все равны и нет между нами различий. Для всех — один путь, и этот путь — Христос! Будем помнить, что никто не приходит к Отцу Небесному, как только через Иисуса Христа. И нет ни в ком ином спасения, как только в Иисусе.
Вот и вопрос: знаешь ли ты этот путь? Подлинно ли ты стоишь на этом пути? Спасаешь ли свою душу? Знаешь ли ты, что ты — грешник, не больше? Но вот Христос Иисус пришел, чтобы спасти тебя. Он жил на земле, страдал постоянно, и умер, и воскрес для того, чтобы дети греха и смерти могли получить в Нем избавление, прощение грехов, омыться в Его Святой и Пречистой крови и приобрести вечную жизнь. Ради этой именно цели Бог и отдал в жертву самое драгоценное, что имеется у Него — Своего Единородного Сына. Нет, Он не пощадил Его, только бы мы имели в Нем вечную жизнь! Какая любовь! Какое снисхождение к нам!
Ради этой именно цели Он говорит нам из воскресения в воскресение, из года в год, более, изо дня в день, о Своей великой любви к нам, о Своем прощающем нас милосердии, о милости, которая подымает нас из глубин позора и падения и восстанавливает. Он говорит и с тобой об этой великой любви в тишине и одиночестве, в бурях горя и внутренних переживаний, в стремительности и быстротечности потока времени и жизни, а также в серьёзности смерти. Он говорит с тобою и о твоем грехе, и о Своей безмерной благодати, и о твоем внутреннем беспокойстве, и о Своем вечном мире.
Итак, поспеши спасать свою душу! Кто же не сознаёт того, что своими делами он не устоит пред Богом?
Кто не сознает того, что он внутренне серьёзно болен, а потому нуждается в Небесном Враче и Целителе? Кто не понимает того, что и он в числе нуждающихся и обремененных? Кто из нас не стыдится своей наготы пред Богом? Кто из нас не заслужил самого сурового наказания?
Но вот Христос Иисус пришел на эту землю, чтобы взыскать и спасти погибшее. Он стал нашим посредником. Он стал нашим великим ходатаем. Он прощает нам наши грехи. А ведь там, где прощение, там неизменно блаженство, там истинная жизнь. Кто приобретает Христа Спасителя в покаянии своей веры, тот приобретает вечность, тот не теряет также времени, потому что он нашел Бога в Иисусе Христе.
Он постиг также тайну великой любви Божией: он стал дитем Божиим во времени этой земли и наследником Божиим в вечности.
Тот, кто приобрел спасение своей душе, тот, кто укрылся в Боге, у того истинное понимание этой жизни. А понимание этой жизни неизменно таково: проходит образ мира сего! Поэтому живи, как странник, живи, как пришелец.
Павел желает донести до сознания верующих эту великую истину, он хочет убедить их, чтобы они поняли, что здесь, на земле, они странники и пришельцы — не больше! Прежде всего, он говорит: “Имеющие жен должны быть, как неимеющие”.
Но что означают эти слова? Это не значит, что мы можем разрывать связывающие нас брачные узы. Тот, у кого имеется жена, должен считать её драгоценным сокровищем, даром Божиим, благороднейшей жемчужиной. Но всё-таки он должен смотреть на неё с точки зрения вечности.
Как проповеднику, мне приходилось стоять вместе с мужьями у могил их почивших жен. Я видел их слезы, я слышал воздыхания их. Слышал трогательные и выразительные слова, слова глубокого сокрушения и безоговорочного самообвинения: “О, если бы я являл ей больше любви и причинял ей меньше страданий!” Но, увы, ничего уже нельзя было изменить. Сокрушение и раскаяние приходили, к сожалению, слишком поздно. Не трудно понять, сколько страданий и мучений причиняла сердцу обремененная сознанием собственной виновности совесть.
Сказанное здесь слово невидимым образом расширяет сферу своей действительности. Да, все мы имеем братьев, сестер, родителей, но нам необходимо иметь их так, как не иметь. Все они являются отражением несомненной любви Божией; все они являются пророческими образами этой любви. Только Господь должен быть дороже всего для каждого верующего сердца.
А что означают для нас слова, сказанные апостолом Павлом, “плачущие, как не плачущие”? На земле много слез и мы все хорошо это знаем. Но вот на земле имеется много слез, которыми Господь не дорожит. Это слезы, вызванные страданиями, которые причиняет нам грех. Но Бог не благословляет таких страданий и не благоволит к ним. И в то же время Он не находится в бесчувствии к истинным слезам. Да, Он попускает нам плакать по разным поводам и разным причинам. Очень часто Он притирает нас и шлифует страданиями, выжимающими из наших очей слезы. Но вот в то же время Он хочет, чтобы мы были, как неплачущие. Почему? Потому что время слез коротко, а радость в вечности бесконечна! Мы не смотрим в безнадежное будущее, но ожидаем великого дня светлой утренней зари, тогда Бог навеки сотрет всякую слезу с очей наших.
Поэтому если ты плачешь, то, как христианин, ты должен помазать голову свою елеем и не быть печальным, как язычники, у которых нет надежды.
“И радующиеся, как нерадующиеся!” Наш Господь, бесспорно, благоволит к радости Своих детей. Он так и повелевает нам: всегда радуйтесь! Наш Учитель неизменно дарит нам часы великой радости в нашей Кане, где Он наполняет нашу чашу превосходным вином радости. Но вот радоваться нам все-таки надлежит, потому что время коротко. Земные радости прейдут. Ожидать же нам следует радости, которая окажется вечной.
“И покупающие, как не приобретающие”. И все это потому, что время коротко. Мы ничего не принесли с собой в этот мир, равно и мы ничего не унесём с собой из него, т.е. ничего не унесем из видимых материальных благ. Мы унесем с собой только свои дела и свою соответственно обремененную или свободную совесть.
Если у нас имеется уже теперь невидимое сокровище, которое хранится для нас на небесах, то мы действительно богаты в Боге. Поэтому христианин в делах купли-продажи должен быть неизменно предельно честным и верным, пользоваться истинными гирями и отдавать или получать меру полную и утрясенную, чтобы не погубить своей души.
“И пользующиеся миром сим, как не пользующиеся!” Плакать, радоваться, покупать и продавать — значит пользоваться этим миром. И такое пользование не является грехом. Бог благоволит к таким делам и установил их для этого мира. Но кто не ищет уже ничего иного, кроме именно этого, тот злоупотребляет временем и теми благами, которые Господь даровал ему взаймы.
Всё должно служить нам указанием к небесам: жена или сын, друг или враг, скорби или радости, даже смерть не должна отлучить нас от любви Христовой. А любовь Христова действительно объемлет нас.
Итак, наша странническая жизнь приобретает несомненный свет от этого захватывающего призыва Божьего: “Время уже коротко… проходит образ мира сего”.
Сегодня мы в начале нового года, нового тысячелетия. Мы перед лицом наступающих неведомых дней. Страшат ли они нас своей неизвестностью? Что же остаётся нам делать? “Они, как сон, как трава, которая утром вырастает, в обед цветет и зеленеет, а вечером подсекается и засыхает.”
Тот, кто согласует свою жизнь со Словом Божиим, кто во Христе обрел Бога, а в Боге — родину, тот ощутит в себе силы жизни, которые бьют могучим ключом в Евангелии. У кого же нет любви, которая была бы выше земной, у кого нет любви Господней, тот самый несчастный человек. Тот же, кто знает любовь Божию, тот плачет, как не плачет, тот радуется, как не радуется, тот владеет чем-либо, как не владеет.
Поэтому поспеши и спаси свою душу!
Георгий Адамович