Home Духовная статья Пост и молитва

Пост и молитва

by Andrei

Как часто можно встретить людей, которые находятся под властью грубых и противных грехов и никак не могут от них освободиться. Вот некоторые из них: пьянство, блуд, гомосексуализм, лесбиянство, одержимость, вражда, непрощение и многое другое. Иаков советует нам молиться друг о друге, чтобы исцелиться, и добавляет, что много может усиленная молитва праведного.

Усиленная молитва — это молитва неотступная, но это молитва и с постом. В  этой статье хотелось бы поговорить о значении и библейском обосновании поста.

Молитва и пост

1. Определение поста

Пост — это полное или частичное воздержание от пищи и воды. В духовном плане, пост — это усиленная война против духов зла, которые стараются изо всех сил поработить и парализовать духовную жизнь христианина.

Как долго человек может поститься? Исследуя Библию, мы находим, что фарисей постился два раза в неделю. Во времена Есфири евреи постились три дня. Давид же, после того как Нафан обличил его в грехе, постился семь дней. Даниил постился об освобождении своего народа частичным постом двадцать один день. А вот Моисей, Илия и Иисус Христос постились сорок дней и сорок ночей.

Как мы видим из жизни и во время чтения Библии, бывают различные виды поста. Например, о Моисее написано, что он во время поста даже воды не пил и это было сорок дней и сорок ночей. Как такое может быть? — задаемся мы вопросом. Можно только сказать, что это было сверхъестественное действие Господа. Он ведь был на горе Синае и лицом к лицу говорил с Богом. Этот пост называется сухим. Но таким постом в настоящее время человек может поститься только сутки или от силы несколько суток, но не более, потому что может сильно надорвать свое здоровье.

Христос постился тоже сорок дней и сорок ночей. Нужно сказать, что, например, мусульмане, постятся только днем, а ночью могут кушать сколько угодно. Но пост Христа был полным воздержанием от пищи. Однако Библия говорит нам и о частичном воздержании. Вот что свидетельствует о себе Даниил: «В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней» (Дан. 10:2-3).

Пост может быть коллективный, общенародный, а также личный.

2. Неправильный пост

Христос предупреждает своих учеников, чтобы они не постились напоказ: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф. 6:16). По словам Иисуса Христа, такой пост только для окружающих людей, чтобы они хвалили постящегося, и таким образом тот уже получает свою награду. Таким постом постился фарисей дважды в неделю. Он об этом громко говорил в храме, чтобы слышали люди и хвалили его. Как видим, мытарь, который, наверно, не подвизался в постах, но в смирении пришел в храм, признавая себя великим грешником, был оправдан перед Богом более, нежели постящийся напоказ фарисей. Здесь же мы можем сделать вывод, что пост ради человеческого эгоизма и гордыни не угоден Богу и таким постом поститься не надо. Христос говорит о мытаре и фарисее: «Сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук. 18:14).

Далее, пост без Христа не принесет нам никакой пользы. Что это значит? Никто не может сам по себе быть достаточно хорошим, чтобы предстать пред лицом Бога, даже если мы приходим к Нему с постом. Человек имеет только один путь к Богу — через Иисуса Христа. И, если мы начинаем молиться, искренне искать Бога, нам всегда будет указано свыше, что без Иисуса Христа, как говорят, не видать удачи. Индусы, например, совершают пост ради медитаций и упражнений в своем мистическом искусстве. Такой пост тоже не угоден Богу и не принесет никакой духовной пользы, а может даже нанести вред духовному и физическому состоянию человека.

Далее мы встречаем в Библии жесткий ответ Бога, что Он не услышит людей, даже если те будут молиться Ему с постом, потому что они вероломно нарушают Божьи заповеди. Времена Иеремии сопровождались засухой и голодом: «Так как почва растрескалась оттого, что не было дождя на землю, то и земледельцы в смущении и покрывают свои головы. Даже и лань рождает на поле и оставляет детей, потому что нет травы» (Иер. 14:4-5). И вот в такой страшной ситуации Бог говорит Иеремии: «Ты не молись о народе сем во благо ему. Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и, если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом, и голодом, и моровою язвою истреблю их» (Иер. 14:11-12). Другими словами, люди не каются в грехах своих, хотят жить в них, но начинают молиться и поститься, чтобы Бог дал им дождь и насущный хлеб. Но ответ Бога, как видим, очень категоричен. Было время, когда Давид вероломно нарушил заповеди Божьи и совершил великие и грубые грехи прелюбодеяния и убийства. После того как пророк Нафан обличил его, он в великом раскаянии постился и молился семь дней, чтобы его ребенок, который родился в результате греха, остался жив, но тем не менее ребенок умер.

Об этом же Бог говорит через пророка Исаию в ответ на жалобы людей, что они, мол, постятся, а Господь не видит и не слышит. «Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?» (Ис. 58:3-5).

Пост не воспринимается Богом, если он не сопровождается смирением, покаянием и обращением от злых дел к добрым. Смирение, покаяние и чистота сердца — это то, что позволяет нам благоугодно поститься перед Богом.

3. Богоугодный пост

Бог, обращаясь к народу, говорит, какой пост угоден Ему: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «Вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца, тогда свет твой взойдет во тьме и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» (Ис. 58:6-11).

Итак, согласно этому повелению Бога, пост должен сопровождаться разрешением оков неправды. Библия говорит, что люди подавляют истину неправдою (Рим. 1:18). Повсеместно издаются законы, призванные подавить истину, совершаются несправедливые суды, чтобы закрыть уста истины… Бог взывает к человеку и говорит, чтобы он разрешил оковы неправды. Мы помним советские времена, когда люди, такие как Сахаров и Солженицын, считались врагами Родины, потому что начали возвышать голос свой за истину. Их заключали в тюрьмы. Наше время и то время, когда жил Исаия, мало чем отличается от времен СССР. Поэтому Бог говорит, чтобы человек отпустил угнетенных на свободу, т. е. не заглушал голос истины.

Затем дается повеление разделить с голодным хлеб. На это Господь обращает особое внимание. Об этом неоднократно говорится и в Новом Завете. Продолжая тему, Бог повелевает скитающихся и бедных ввести в дом, нагого одеть и от единокровного не укрываться. Бывает так, что у человека предостаточно жилой площади, а его единокровный или родственник скитается без крова над головой. Однажды, когда мы на опушке леса разложили костер, к нам подошел человек средних лет. Познакомились. Оказывается, это так называемый бомж. Его выгнала из дома мама из-за того, что они не нашли общего языка. А что уж говорить о других родственниках? Бог повелевает, чтобы мы своих единокровных ввели в дом, накормили и одели их. Но не только единокровных! И тогда наша молитва и наш пост будут угодными Господу. Далее, изучая Библию, мы видим, что пост втайне является богоугодным постом. Тщетным будет пост, направленный на получение славы от людей. Христос говорит: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе ЯВНО» (Матф. 6:17-18). Тот факт, что вы в посте, держите, насколько это возможно, втайне. Но не старайтесь делать это самоцелью.

Следующее, чему учит Писание: пост должен иметь чистые мотивы. Наши желания должны проистекать из сострадания к погибающему человечеству, которое нуждается в освобождении от греха, болезней, злых привычек и угнетения сатаны. Ведь сатана может предлагать нам свои причины для поста. Вот Иаков говорит, что люди обращаются к Богу в молитве, но не получают ответа, потому что мотивы их нечистые: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3).

4. Библейские причины для поста

1) В знак покаяния. Недавно мы получили письмо от одного человека, который пишет, что постился и молился, чтобы Бог простил ему грехи и помиловал его. И Бог ответил на молитву. Такой пост угоден Господу, и мы видим библейские примеры этого.

Когда пророк Иона пошел и начал говорить в Ниневии свою краткую проповедь: «Еще сорок дней — и Ниневия будет разрушена!» (Ион. 3:4), тогда царь снял с себя царское одеяние и дал следующее повеление: «Чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» (Ион. 3:7-9). Это был пост, молитва и вопль людей в покаянии. Бог услышал, простил грех и отменил бедствие.

Эту же мысль (чтобы люди обратились к Богу в посте и молитве из-за своих грехов) повторяет Господь через пророка Иоиля: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» (Иоиль 2:12).

2) Пост и молитва в Библии провозглашаются в случае угрозы смерти. Это мы видим из истории, изложенной в книге Есфирь: «Равно и во всякой области и месте, куда только доходило повеление царя и указ его, было большое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль; вретище и пепел служили постелью для многих» (Есф. 4:3). Как видим из этой книги, Бог ответил на молитву евреев и сохранил им жизнь. Сердце царя было изменено, и он дал другой указ, который и сохранил жизнь евреям.

В сложную ситуацию попал и благочестивый царь Иосафат. На него надвигались полчища моавитян и аммонитян. У царя не было военной мощи, чтобы противостоять им, поэтому написано:

«И убоялся Иосафат, и обратил лицо свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее. И собрались Иудеи просить помощи у Господа; из всех городов Иудиных пришли они УМОЛЯТЬ Господа» (2 Пар. 20:3-4). Иосафат не просто взял пост сам, но дал указ, чтобы постились по всей земле Иудиной. Весь народ стекался к Иерусалиму, чтобы присоединиться к посту и молитве. И сам царь вел народ в этом прошении (2 Пар. 20:6-13). В своей молитве Иосафат напомнил Богу о завете, который Тот заключил с Авраамом и Моисеем, признал свое бессилие перед врагом: «Нет у нас силы против такого множества». Но в посте и молитве он возложил свое полное упование на Господа. Тогда к ним был послан пророк Иозиил, чтобы сказать: «…Слушайте, все Иудеи, и жители Иерусалима, и царь Иосафат! Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия… Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам. Иуда и Иерусалим! Не бойтесь и не ужасайтесь. Завтра выступите навстречу им, и Господь будет с вами» (2 Пар. 20:15-17). И Бог исполнил Свое Cлово, сказанное через пророка.

3) Перед вступлением на особое служение. Иисус Христос, перед тем как выйти на миссионерское поле, был Духом веден в пустыню для поста. Антиохийская церковь молилась с постом о миссионерском путешествии Варнавы и Савла (Деян. 13:1-3). Павел и Варнава рукополагали пресвитеров с молитвой и постом (Деян. 14:23). Если бы члены церкви чаще с постом молились о служении пресвитеров, диаконов и миссионеров, то служители бы имели не меньший успех, чем апостолы. 4) Даниил молится и постится об освобождении народа своего из плена (Дан. 9:1-3). Плен, в духовном смысле, говорит об одержимости и бесовском влиянии. Как много людей находится под властью духов зла. Они снова и снова совершают бесстыдные, грубые грехи, страдают от этого, но не могут никак избавиться. Мы помним историю, когда ученики Мессии пытались изгнать беса из мальчика, но не могли. Когда же пришел Иисус Христос, бес сразу же повиновался Ему и вышел из ребенка. После этого ученики спрашивали своего Учителя, почему они в данном случае были бессильны. Иисус им ответил: «По неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Матф. 17:20-21).

Порой невозможно констатировать, что человек одержим, но он никак не может освободиться от своего греха. В таком случае хорошо самому человеку, а то и совместно с другими братьями и сестрами помолиться, чтобы Господь освободил его от запинающих грехов.

5. Пост в нашей личной жизни

Как видим из повествований Библии, общенациональный пост практиковался нечасто. Ученики Иисуса, находясь с Ним, вообще не постились, но Христос говорит, что настанет время, когда Он будет отнят у них, и тогда будут поститься (Матф. 9:14-15). Так и произошло. Апостол Павел свидетельствует, что часто был в посте (2 Кор. 11:27). Следуя примеру Павла, мы тоже имеем много причин для поста. Как уже говорилось выше, пост должен сопровождаться молитвой. Но человек, который находится на работе или же на учебе, не может постоянно пребывать в молитве. Однако внутренне может это делать, обращаясь к Господу, чтобы Он разрешил данный вопрос.

Здесь следует также предупредить каждого постящегося, что для совершения длительного поста, необходимо знать свой организм и входить и выходить из поста нужно постепенно — так, чтобы не повредить своему здоровью. Хорошо по этому поводу почитать соответствующую литературу или же посоветоваться с врачом.

Иногда люди говорят, что они вообще не могут поститься, поэтому даже не пробуют этого делать. Но хотелось бы отметить из наблюдений: бывает так, что из-за суеты и нехватки времени такой человек может целый день не кушать и только к вечеру спохватиться, что он ведь не имел во рту сегодня ни крошки. И ничего, после всего этого чувствует себя нормально. Но как только ему надо попоститься, тогда сразу же с утра у него начинает кружиться голова… Это не что иное, как действие лукавого, который не хочет, чтобы человек молился усиленной молитвой.

С другой стороны, есть болезни, при наличии которых в самом деле нельзя поститься полным постом. Поэтому для таких людей хорошо поститься частичным постом, как это делал Даниил и другие Божьи люди.

В заключение хотелось бы обратиться к тем, кто все еще находится под властью греха и беззакония и хочет получить свободу. Начните молиться Господу усиленной молитвой с постом, молитвой покаяния. Мы в самом деле много согрешили пред Богом. Мало того, что мы родились грешниками, но еще добровольно отдались в объятия многих грехов. Нам нужно прощение Божье и освобождение от греха. Нам надо серьезно молиться и взывать к своему Создателю, чтобы Он во имя Иисуса Христа простил и освободил нас. Не откладывайте этого, начните взывать к Богу сегодня, потому что чем дальше, тем сильнее и отвратительнее становится болезнь греха. Да поможет вам Господь в победе над всяким грехом!

Василий Трубчик