И вот ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него.
Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои.
И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне. Он стал, —но я не распознал вида его, — только облик был пред глазами моими; тихое веяние — и я слышу голос: человек праведнее ли Бога? И муж чище ли Творца своего? Вот Он и слугам Своим не доверяет и в ангелах Своих усматривает недостатки, тем более в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли (Иов.4:12-19).
Библия повествует нам о нескольких судах: суд Христа, суд ангелов… Сегодня мы остановим свое внимание на суде совести.Посмотрим, что нам говорят об этом прочитанные стихи.
1. Как нам смотреть на совесть? (Иов.4:12)
Сказано: » Тайное слово «.Чье слово? Божье слово, как дальше мы увидим. Голос Бога — это и есть совесть. Это не может быть твоим голосом или словом, изобретенное и придуманное тобою, но оно исходит от самого Бога. О, если бы это слово происходило от нас, — оно не говорило бы против нас самих, против тебя и меня и не восставало бы против наших наклонностей.
Дорогие, как часто, когда вы всею душой желаете услышать от этого «тайного слова» — «да», а оно говорит нам неумолимо «нет» или когда ты требуешь от совести ответа «нет», а оно говорит твердо «да».
Это «тайное слово» родилось от Бога, а не от нашей плоти и крови. О, если бы было иначе, то совесть была бы покорной и безукоризненной слугой. Это «тайное слово» возмущается нашему поведению, обличая нашу совесть. О, как это «тайное слово» умеет устыдить нас с вами. Это «тайное слово » есть голос свыше, руководимый Духом Святым, и, главное, это не тот голос, от которого мы не можем избавиться, несмотря на все старания. Правда, некоторым удается усыпить этот голос совести, но только на время.
Возлюбленные Господом, имеем ли мы этот «тайный голос» в нашем сердце? Обратим внимание на выражение: » И вот ко мне тайно принеслось слово.» Почему голос совести здесь назван тайным или тихим? Потому что он (этот голос) часто бывает покрыт в нашем сердце большими грехами, согрешениями, разными греховными помыслами или вожделениями, а потому из глубины нашего сердца слышен тихий звук, как бы Духа. 16 стих говорит о этом звуке — «тихое веяние». Голос совести — «тихий голос».
Бог зовет Адама, когда он спрятался: «Адам. где ты?» Дорогие, но всегда ли бывает этот голос тихим ?! Вот ты согрешил и стараешься заглушить тихий голос совести, думая, что тебе удастся усыпить свою совесть и вдруг слышишь крик, вопль своей совести, и она кричит: «Виновен, ты огорчил Господа, ты должен открыть свой грех, покайся.» И ты не можешь его заглушить. Совесть, управляемая Духом Святым, судит тебя.
2. При каких обстоятельствах совесть сильнее действует на нас?
1) Как не нужно поступать с совестью.
Иногда вы поступаете с совестью, как змей, и говорите ей: «Подлинно ли то, что сказал Бог?» Или вы отклоняете ее голос сегодня от себя и говорите так, как сказал правитель Феликс: «Теперь пойди, а когда найду время, позову тебя» (Деян. 24:25). Такое отношение к голосу совести не способствует чистоте нашей души.
2) Обстоятельства, способствующие действию совести:
а) быть наедине с Господом (как Моисей, Иисус Христос, Павел и другие);
б) пример Петра во дворе первосвященника, когда он отрекся. Иисус взглянул на него — и Петр сразу убежал, чтобы побыть наедине со своей совестью, так как тихие минуты уединения — лучшая пора действия голоса совести;
в) стих 13 нам указывает на время, когда мы можем быть одни: в часы отдыха, в часы бессонной ночи, «при размышлении на ложе вашем» (Пс. 4:5), человек смотрит на все иначе, чем тогда, когда ходит, стоит, трудится. Вот здесь совесть начинает говорить с тобою, имея тебя наедине.
3. Какую проповедь совесть говорит нам?
Наша совесть заранее проповедь для нас не готовит. О нет! Она каждый раз говорит, что человек не праведнее Бога. Что Бог и в ангелах усматривает недостатки, тем более в тех, которые есть прах. Совесть, управляемая Духом Святым, конкретно говорит о наших поступках. Она дает оценку нашим словам, делам, желаниям. Ее проповедь не построена на том, нравится нам это или нет.Дорогие братья и сестры! Какую проповедь нам сегодня говорит совесть? Умеем ли мы слушать ее?
4. Как мы принимаем суждение совести?
Боремся, стараемся усыпить ее, как Феликс. Посмотрите, как она могущественно обличает, потому что Дух Святой говорит через нашу совесть и силен обличать нас. В Прит. 20:27 совесть характеризуется словами: » Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца.» Cовесть, как незнакомец, стоит перед глазами, а мы, как дети Божьи, знаем, с кем имеем дело. Это посланный голос Божий. Этот голос, обличая, требует дать отчет Богу. Совесть как бы стоит перед тобою и твоим Создателем, между тобою, согрешившим, и Тем, кто силен простить тебя.
Какую совесть мы имеем?
а) Добрую совесть (1 Пет. 3:16), б) оскверненную или порочную совесть (Тит.1:15), в) сожженную совесть (1 Тим. 4:2), г) совесть, умеющую нас обличать (Ин. 8:9).
О Господь, дай детям Твоим иметь добрую совесть, управляемую Духом Святым. Научи прислушиваться к ее судам. Тот, кто умеет слушать совесть и исправляет свои поступки, блажен будет. Да поможет нам в этом Господь!
О. Скуратович