Когда я только стал верующим, мечтал уехать куда-нибудь миссионером. Например, в Африку. Я мечтал стать известным проповедником и зажигать людей словом. Я мечтал толпы приводить ко Христу. Да что там толпы – целые народы. Я мечтал отдать жизнь за Слово Божье, и был готов умереть, пострадать, быть убитым за веру христианскую.
Но от меня требовалось лишь одно – примириться с ближним, которого я ненавидел очень долгие годы. Впрочем, ненавидел не всегда. В периоды «перемирия» относился к тому ближнему в лучшем случае нейтрально, никак, и уж совсем без должной любви и уважения.
Моя проблема была в том, что я не считал себя неправым. Думал, что так и надо, что все разрешится само собой. Я не считал ненависть, неприязнь грехом, только недоразумением и продолжал мечтать о миссионерстве в Африке. В заносчивости я думал, что Бог меня поймет, что с Богом можно «договориться». В результате я так и не стал миссионером, а с ближним примирился еще очень нескоро.
Эта статья была опубликована в журнале «Крынiца жыцця». Вы можете приобрести бумажную или электронную версию в нашем интернет-магазине krinica.by
Примирению мешала стена гордыни и самовозвышения, которую я в принципе умышленно не хотел замечать. Да, я хотел, чтобы тот человек просто исчез неким волшебным образом и не мешал мне идти к Господу. Но тот человек не исчезал. Только с определенным жизненным опытом пришло понимание, насколько я был не прав в молодости…Из сказанного можно сделать вывод: когда мы заверяем Бога в своей готовности пойти на всё ради Него, мы можем столкнуться с препятствием, которого никак не ожидали, которое мешает нам увидеть бревно в своём глазу, но зато позволяет замечать соринки в глазах других.
Вот рассмотрим жизненную коллизию.
Например, есть человек, готовый грудью броситься на амбразуру за братьев, за церковь, за Христа. Человек молится, дает обеты, выдерживает долгие посты. Человек пишет и произносит проповеди. Внешне он всем хорош – благочестивый христианин. А вот дома он – тиран, ненавидящий жену. Ну нет в человеке любви к жене, ушла куда-то, растаяла. Ведь бывает так? И развестись не могут, потому что детей жаль. Да ведь и развод – нехристианское дело, блудом попахивает. И живут они так десятилетия, просто терпят друг друга. И только Бог об этом знает, другие – нет.
Дальше – больше. Женщины по природе очень чувствительны. Поэтому жена легко улавливает настроение и отношение мужа. Любить – это глагол, означающий действие. Любить – это значит что-то соответствующее делать. А ненавидеть – не делать того, что надо и даже вредить. Жена осознает неприязнь мужа и начинает мучительно думать, сокрушаться, обижаться, оскорбляться, набирать в голову, не спать, и весь этот процесс длится годами. Негатив накапливается. Жена становится раздражительной, нервной, повышается утомляемость. Годы неприязни сказываются на здоровье. Жена начинает страдать от всяческих болячек. Появляются психосоматические заболевания, нервные расстройства, лишний вес, общее недовольство жизнью. Как следствие – развитие болезней сердечно-сосудистой системы, дистония, гипертония, а затем раз – случился инсульт. Всё.
Неожиданно жена превращается в лежачего больного, которому необходим уход. А муж в это время молится в церкви: «Испытай, Господи, мою веру, узри, на правильном ли я пути», а затем размышляет, отчего он молится годами, а Господь молчит? Где же испытания? А испытание-то вот рядом, только муж не видит, не понимает. Он мечтает о миссионерстве в Африке, готов до смерти пострадать за Христа, молится об испытаниях веры, а больная жена дома становится ненужной обузой, мешающей творить великие дела для Бога. Человек хочет семинарию закончить, диссертацию по богословию защитить, мечтает книгу о втором пришествии написать, а болящий ближний, который требует ежедневного ухода – мешает «Божьему делу».
«Купи что-нибудь вкусненькое», – просит жена. «Не могу, я эти деньги уже отложил на церковь, это Божьи деньги». И человек даже слова Христа приводит в оправдание, мол, оставляйте мертвым погребать своих мертвецов. Вот парадоксальная ситуация!
Конечно, приводимая в качестве примера печальная история является плодом воображения автора, однако она приправлена услышанными некогда эпизодами из реальной жизни.
Просто хочется спросить, когда мы заверяем Бога в готовности отдать за Него жизнь, нужны ли Ему такие жертвы, если вдруг в нас самих не окажется в наличии любви к ближнему? Ведь, как известно из слов апостола Павла, человек без любви – «медь звенящая, кимвал звучащий».
Предлагаемая гипотетическая, но вполне реальная житейская коллизия имеет два пути развития событий – лёгкий и сложный.
«Лёгкий» путь разрешения конфликта возможен, если в человеческом сердце главное место занимает Господь Иисус. В таком случае человек способен увидеть ближнего, нуждающегося именно в его помощи. Ведь в ряде случаев, что такое лежачий больной? Это ближний, которого нужно кормить с ложечки, переодевать, мыть, переносить, садить, укладывать, менять памперсы по три раза на дню и прочее. Такому человеку нужно практически полное самопожертвование близких людей. И если муж действительно готов отдать жизнь во имя Господа, и центральное место в его сердце занимает Иисус Христос, он готов к такому самопожертвованию и с легкостью на него идет. Потому что любовь к Богу подразумевает любовь к ближнему.
А что же бывает, если у верующего человека центральное место в сердце занимает не Христос, а собственное «я»? Тогда перед человеком внезапно открывается перспектива подняться на высокую гору собственного эгоизма и себялюбия, и распяться там. И это очень сложный путь – переступить через себя. Без этого невозможно. Как можно искренне полюбить ближнего, если не распять вначале собственный эгоизм?
Таким образом, у каждого верующего есть своя Голгофа, свои «камни преткновения», о которые мы спотыкаемся на пути в Царство Небесное, и они всегда привязаны к каким-то мирским и эгоистичным вещам.
Хорошо стать богословом, проповедником, автором какой-нибудь серии новых толкований и комментариев к Евангелию, но как это сделать без любви к ближнему? А что если человек хочет стать ученым теологом, руководствуясь не столько учением Христовым, сколько в большей степени собственной гордыней, любовью к славе и известности?
Вот вам еще один пример «камня преткновения»!
Вспомним историю из Евангелия от Матфея, 19 глава.
— Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? – спрашивал у Христа богатый молодой человек.
После небольшого диалога Иисус ответил юноше:
— Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною.
«Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение».
И юноша тотчас поник! Готовый следовать за Господом молодой человек оказался неготовым взойти на свою Голгофу, он споткнулся о собственный камень преткновения, не смог отказаться от главного в своей жизни. Господь показал самое главное препятствие в сердце юноши – привязанность к земным благам.
Подобных препятствий бывает множество у каждого христианина. Материальные блага, положение в обществе, перспективы развития, социальный статус, лицемерные отношения с ближними… Мы склонны напрочь забывать слова апостола:
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Иоан. 2:1517).
И вот ежедневно сораспинаться Христу, восходить на свою Голгофу, отрекаясь от себя, всяческих излишеств, мирских благ и искушений – это часть нашего пути, часть нашей постоянной духовной борьбы и образа жизни.
Важно понимать, что Бог не посылает нам то, что в первую очередь кажется значительным именно в наших глазах. Господь посылает нам то, что в первую очередь видится значимым именно в глазах Бога. И этим значимым может оказаться совсем не желание избрать судьбу миссионера в Африке, а просто человеческое внимание, сочувствие и помощь члену семьи, соседу, другу, участие в проблемах близких людей.
Очень хорошо, когда наши желания совпадают с Божьими планами. Порой после покаяния нужны годы, чтобы это понять, как было и в жизни автора. Но если искренне ищешь Бога, то в конце концов начинаешь замечать собственный «камень преткновения» и видишь путь, как его обойти. Даже если испытываешь при этом страдания, их лучше назвать не наказанием, а благословением, потому что «любящим Бога все содействует ко благу».
Александр Бычковский