Солженицын в своих трудах дает детальное описание чудовищных методов допроса арестованных. Следователи не обходятся только психологическим давлением, но активно употребляют физическое воздействие. Случается так, что допрашиваемый берет на себя ответственность за самые тяжкие преступления только из-за того, что его на следствии били. Иисус Христос тоже был на допросе со связанными руками перед первосвященником. Трагедия этого момента состоит в том, что верховная духовная власть должна быть утверждением истины, но, как пишет Матфей, первосвященники искали лжесвидетелей против Иисуса Христа, чтобы предать Его смерти.
Откуда же возникают люди, которые не боятся на суде говорить ложь? Лжесвидетель предает истину, как правило, из-за страха перед наказанием или же за определенную плату. Люди, клеветавшие на Сына Божьего, утверждали, что Он намерен был разрушить храм. Другими словами, Христа представляли как человека, угрожавшего официальной религии. Однако такого свидетельства было недостаточно, чтобы предать Христа смерти, а другим наказанием Его враги не были удовлетворены. Иоанн говорит, что первосвященник стал спрашивать Христа об учениках и Его учении, на что Тот сказал: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? Спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил» (Ин. 18:20-21). Ответ Христа был точен и ясен. Нет никаких темных моментов в Его учении. Нет никакого злого умысла, политических целей. Но именно темные места люди ищут в учении Христовом. А если их не находят – вымышляют, и на основании этого обвиняют.
Людям более понятно, когда фальсификацией занимаются грешники, не имеющие отношения к религии, но когда этим заняты религиозные лидеры, здесь уж человек совсем теряется. Где же тогда истина? На этот раз перед религиозными вождями стояла Истина в лице Иисуса Христа. Истину судили, ее клеймили. Не правда ли, знакомая картина? Далее мы читаем: «Один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: «Так отвечаешь Ты первосвященнику?»» (Ин. 18:22). По своей ли воле этот служитель ударил Иисуса Христа или нет, мы не знаем, но можем с уверенностью сказать, что он мог отказаться бить невинного человека. Мы предполагаем, что служитель был человеком, верующим в Бога, и, скорее всего, хотел выслужиться перед первосвященником, но не знал, что Тот, Кого он ударил, является Великим и Вечным Первосвященником, Который вошел в святое святых, где пребывает Сам Бог, чтобы ходатайствовать перед Ним за грешников.
Как же часто случается, что человек попирает Бога, плюет в Его сторону, даже ударяет Его по лицу только ради того, чтобы угодить своему земному господину…
Мы читаем, что, несмотря на все обвинения, Христос молчал, а вот в данном случае Он ответил ударившему Его, и это чрезвычайно важно для нас, потому что Иисус не произнес ни одного слова зря. Вот Его слова: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18:23). Эти слова адресованы не только одному человеку, но и всем, кто впоследствии бил Его. Это Пилат, который приказал бичевать Иисуса Христа. Это римские воины, которые выполняли его приказ. Это и те воины, которые вонзали гвозди в руки и ноги Христа, и те, которые пронзили Его грудь копьем.
«Что ты бьешь меня?» — такой вопрос задала ослица ослепленному и жадному к деньгам пророку Валааму. Он не видел Ангела на пути, который готов был умертвить его, и бил ослицу за то, что она свернула с пути и прижалась к стене, придавив пророку ногу… Ослепленный пророк бил животное, и поверьте, что это одно из неприятных зрелищ. Но служитель бил Бога! Возможно ли это? «Что ты бьешь Меня?» — спрашивает Иисус Христос простого, маленького человека. Почему ты поднял руку на Создателя Вселенной? Люди били и бьют Христа и в Беларуси, и в России, и в других странах мира. Били Иисуса тогда, когда судили Его верных служителей во времена СССР. Били Его на Лубянке в Москве и в других учреждениях КГБ. Били Его те, памятники кому сегодня стоят иногда на центральных площадях городов. Бить Христа можно не только физически, но и своим языком. Множество людей не страшилось и не страшится и сегодня говорить дерзкие слова в адрес Бога и Христа. Евангелие Христово клеймится многими людьми как сборник мифов, сказок и даже извращений.
Но Христос ставит перед каждым человеком вопрос: что плохого в Моем Слове? «Если Я сказал худо, покажи, что худо». Но на самом деле, люди не могут показать этого. Они просто бьют Христа, потому что Его Слово мешает им жить по своему произволу. Слово Иисуса судит человека: «Ибо слово Божие живо, и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). Одни люди, реагируя на осуждение Слова Божьего, начинают каяться в своих грехах, просить у Бога прощения, а другие — биться. Это своего рода самозащита. Апостол Павел говорит: «Ибо мы — Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2 Кор. 2:15-16). Оказывается, Слово, которое проповедовал Павел, для одних было живительным, а для других – смертоносным запахом на смерть. Люди не хотят смириться и, идя против Слова Божьего, начинают бить Христа.
Вопрос «Что ты бьешь Меня?» должен был заставить человека, ударившего Иисуса, задуматься: за что же я ударил Его, что Он сказал плохого? Сегодня должны задуматься многие люди, которые уязвляют евангельских христиан своим языком, в том числе и через СМИ. Что делают или что говорят плохого евангельские христиане? Если все нормально, то что ты бьешь их, а в их лице — Иисуса Христа?
Христос стоял перед судом со связанными руками, затем Его руки были прибиты к кресту. Люди думали навсегда покончить с Истиной, связав ее и пригвоздив к дереву. Празднуя победу, они положили Истину в гроб, привалили большим камнем и запечатали печатью сверхдержавы. Но Истина воскресла и ставит сегодня перед человеком тот же самый вопрос: «Что ты бьешь Меня?»
Помните, Савлу, который был ревнителем отечественной религии, был задан подобный вопрос: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4). Савл понял, что делает что-то не так, и задал первый жизненно важный вопрос: «Кто Ты, Господи?», — на который немедленно получил ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9:5). Что же делал на самом деле Савл? Лука дает ответ на этот вопрос следующим образом: «А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян. 8:3). «Что ты бьешь Меня, Савл? Что плохого делают эти люди? Почему ты терзаешь их, отдаешь в темницы? Что худого они творят?» — вероятно, такие вопросы звучали в совести Савла. Но он не обращал внимания на это и продолжал свое гнусное дело с большим упрямством, ревнуя о чистоте учения своей традиционной религии. И вот что он делает дальше: «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин, и женщин, связав, приводить в Иерусалим» (Деян. 9:1-2). Как видим, все это делал Савл по убеждению, а не за плату. Это было добровольное движение души. Никто его к этому не понуждал и не принуждал. И вот здесь прозвучал к нему вопрос: «Что ты гонишь Меня?» А после того, как он узнал, что с ним разговаривает Иисус, Которого он гонит, Савл спросил: «Господи! Что повелишь мне делать?» (Деян. 9:6). Иисус Христос дал повеление Павлу, что тот должен делать. После этого Павел стал бесстрашным свидетелем Христа. И настало время, когда он сам предстал на суд: «Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня»» (Деян. 23:2-3). Как видим, и здесь религиозные лидеры судят и бьют свидетеля Христа. Павел предупреждает, что такое их действие не останется безнаказанным. Настанет время, когда Бог будет бить тех, кто осознанно шел против Него, попирая истину: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Римл. 1:18). И еще: «Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью…» (2 Фессал. 1:6). Давайте, дорогой читатель, подумаем, а не причиняем ли мы боль Христу тем, что бьем его детей. Может быть, не всегда в прямом смысле слова, а своим языком? Библия говорит: «Иной пустослов уязвляет, как мечом, а язык мудрых врачует» (Притч. 12:18). Вспомним, что в свое время придется предстать перед Тем, Кого мы на самом деле били. Слово Христа сильно и непобедимо. Христос говорит: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Иоанн. 12:48). Его Слово исполнено жизни и духа. Апостол Павел говорит: «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фессал. 2:8).
Что же касается лжесвидетелей, их время тоже закончится печально. Библия говорит: «И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение, и сила, и царство Бога нашего, и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр. 12:10). Самый главный лжесвидетель будет низвержен со своего престола, а с ним — и все клеветники, или лжесвидетели. Бог определенно говорит, что участь всех лжецов — в озере, горящем огнем и серою (Откр. 21:8).
Дорогой читатель, не звучит ли к тебе вопрос: «Что ты бьешь Меня?» Не ты ли стоишь рядом с каким-либо религиозным или мирским лидером и, судя истину, лжесвидетельствуешь против нее? Подумай над этими вопросами серьезно и последуй примеру Савла, который покаялся пред Иисусом Христом и, став на сторону Истины, сам сложил свою главу в борьбе за нее. Он понял, что ему трудно идти против рожна, так как таким образом казнил бы сам себя на веки вечные. Но, став на сторону Христа, он смело заявляет: «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас» (2 Тим. 2:11-12).
И еще одно: то, что Бог позволяет тебе идти против Него, лжесвидетельствовать, клеветать, бить… есть Его любовь к тебе. Он не хочет, чтобы ты погиб, но чтобы, покаявшись, унаследовал вечную жизнь.