Родился я в небольшом городе Лунинце. Когда мне было отроду несколько недель, я почти полностью потерял зрение. В детстве у меня с учёбой возникли сильные затруднения. Однако, большая тяга к знаниям взяла верх, и я начал усиленно заниматься самообразованием.
Забегая вперёд, скажу, что с детства и по настоящее время мне постоянно помогают зрячие люди.
Мои родители и все мои родственники — неверующие. Поэтому никто мне о Боге рассказывать не мог. О баптистах же с малых лет слышал, что они приносят человеческие жертвы.
Когда мне исполнилось 16 лет, родители купили мне в подарок радиоприёмник. И вот я начал слушать религиозные передачи. Так впервые узнал о Боге. Когда исполнилось 18 лет, уехал на работу в Пинск, и там, в рабочем коллективе, забыл об этих передачах, пошёл в школу рабочей молодёжи, увлёкся правоведением и стал убеждённым марксистом-ленинцем. Я регулярно посещал политзанятия, которые проводились на предприятии и готовил себя к вступлению в комсомол, а затем и в партию. Бога я не отрицал, но Он был для меня чем-то далёким, отвлечённым.
Что же касается сотворения мира, то я полностью верил в теорию эволюции.
Летом 1968 года, ввиду событий в Чехословакии, я поколебался в своём марксистско-ленинском мировоззрении. И когда осенью пошёл на политкружок, то на многих стал смотреть критически. Я видел, что окружающие меня коммунисты думают одно, говорят другое, а делают третье.
Итак, постепенно от марксизма я освободился. Однако, душа моя покоя не находила. Я видел зло, которое меня окружало, я видел несправедливость людей по отношению друг ко другу, возрастающую преступность и супружескую неверность. У меня всё чаще стали появляться мысли: зачем человек живёт, если такое кругом происходит? И стоит ли вообще жить? Где выход из этого тупика?
Обо всём этом я думал и не находил ответа.
Однажды ехал в поезде и попал мне в руки «Братский листок ЕХБ», рукописный. Это навело меня на мысль, а что если поискать молитвенный дом? Однако, тут же вторая мысль: а ведь там в жертву приносят. Но первая мысль победила. Разыскав молитвенный дом по ул.Мопровской в г.Пинске, я первый раз в жизни пришёл в собрание. Там мне понравилось. А главное, в моём сердце была полностью уничтожена иллюзия, что верующие приносят в жертву. Время от времени я начал посещать собрания. Затем купил радиоприёмник и слушал разные передачи, в том числе и евангельские. Но в душе продолжалась борьба и мучение. С одной стороны душа требовала возвышенного, а с другой — меня окружало зло. Так было до 1971 года. В марте этогогода я сидел у себя в комнате и что-то напевал. Пришёл мой товарищ по работе, Поях Василий, и сказал: «Что ты поёшь? Ты лучше пой:
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит.
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
— Так это же Лермонтов! — воскликнул я.
Он ответил: — Да, Лермонтов. И что ты хочешь сказать, что Лермонтов был глупее тебя?
И тут меня осенило, как лучом света. Я подумал, что, наверное, не только Лермонтов, но и другие писали о Боге. С того дня я начал искать Бога. Чаще стал посещать собрания, слушать евангельские передачи, а в городских библиотеках старался найти книги, в которых учёные или писатели что-нибудь писали о Боге. У меня была большая потребность с кем-нибудь говорить о Боге. Когда же я начинал с кем-то разговор, приходил другой человек и разговор прерывался.
Итак, на пути моих исканий попала мне книга сочинения Ломоносова. И в ней я увидел духовные оды, в которых гениальный учёный прославляет Творца. Это произвело на меня такое сильное впечатление, что я обратился с вопросом к руководству предприятия. Вопрос стоял так:
— Почему Ломоносов верил в Бога, а вы — нет?
-Неужели вы себя считаете умнее Ломоносова?
На это мне ответили:
-Мы проконсультируемся в горкоме и дадим тебе ответ.
Через несколько дней разъяснили: «Ломоносов в Бога не верил, однако, в силу того времени он должен был говорить о Боге. Иначе он никуда бы не продвинулся». И в мою душу вошли серьёзные сомнения. Может быть, это действительно так…
И в таких размышлениях мне подумалось:
— А если бы кто-нибудь из известных современных людей сказал о Боге? И вот однажды попался мне перепечатанный на машинке отрывок из сочинений А.И.Солженицына ( а он тогда получил звание лауреата Нобелевской премии). Там писалось: «Многие упрекают меня, почему я слово Бог пишу с большой буквы. Но, дорогой читатель, будь ты верующий или много раз неверующий, но пойми одно: если Уполминзаг пишется с большой буквы, а КГБ — со всех больших букв, то Творца Вселенной писать с маленькой буквы — это было бы извращением всего»…Мои сомнения сразу исчезли и состояние было такое: сидишь в собрании и кажется пусть бы всё так и было, а выйдешь — и грех опять засасывает в свою грязь.
Как-то раз я познакомился с верующей молодёжью. Они пригласили меня на разбор Слова Божия. Тогда он проходил на квартирах и в домах. После разбора почувствовал себя хорошо. Через день, 23 сентября 1971 года, я попал на молодёжное общение христиан и там ощутил себя великим грешником.
И вдруг я услышал голос, почти физически говорящий: «Ты в этой жизни ничего не имеешь, а подумай о вечности. Притом, ты немножко знаешь Писание. Сейчас, а другой раз может быть поздно».От услышанного я внутренне содрогнулся. И не вслух, а от глубины ума и сердца крикнул Богу: «Господи! Прости мне все мои грехи, которые я помню и которые не помню. Дай мне познать Тебя! И я обещаю служить Тебе. Я ещё молодой и буду трудиться для Тебя, и даю слово, что назад мне дороги нет». Когда всё это я в душе произнёс, вся тяжесть свалилась с моего сердца. Я почувствовал в себе внутренний огонь и неописуемая радость наполнила меня. Слёзы потекли из моих глаз и хотелось только одного, чтобы это собрание не кончалось. Но оно кончилось. Ко мне подходили, спрашивали, что случилось. А я не находил слов, как им правильно объяснить. Выйдя из собрания, я земли под собой не чувствовал. Мне не было дела ни до окружающего зла, ни до прежних духовных мук. Я ощущал в себе явное присутствие Бога.
На другой день я заново пересмотрел, переосмыслил свою жизнь и понял, что вчерашний шаг был не только правильным, но главным в жизни. Через несколько дней написал стихотворение:
На моё обращение
Тебя я славлю вдохновенно:
Ты мой Спаситель и покой,
Тебя прошу я ежедневно
Прости меня, о Боже мой.
Судьбою мира управляешь,
Ты людям благодать даёшь.
Людей ты любишь, призываешь.
Я верю: скоро Ты придёшь.
Иисус Христос, Ты мой Спаситель,
Мой самый высший идеал,
Ты всем нам, низшим, Покровитель,
Я счастлив, что Тебя познал.
Ведь Ты Своей невинной кровью
Избавил нас от всех грехов,
С надеждой, верой и любовью
Я за Тобой идти готов.
За это вечное спасенье,
За данный Богом чудный дар
Пою я, полный вдохновенья,
Хвала Тебе, Небесный Царь!
С тех пор прошло много лет. Чего только не было в моей жизни. Сначала испытания пошли через родителей. Моё уверование они восприняли враждебно. С одной стороны говорили, что ты нам не сын, а с другой-приглашали людей с высшим образованием для моего перевоспитания. Но со временем Бог их сердца смирил и отношения ко мне и к верующим изменились к лучшему.Потом пошли испытания от руководителей предприятия. Затем я начал проповедовать, принял водное крещение и до настоящего времени служу Господу. И ни одного раза у меня не возникло сомнения в правильности пути, на который поставил меня Господь.
И мне хочется обратиться к тем, которые не знают Господа. Пока в груди бьётся сердце, пока дыхание жизни не оставило вас — придите ко Христу, раскайтесь перед Ним в грехах своих, начните новую жизнь. И если раскаяние ваше будет искренним, вы никогда об этом не пожалеете.
Алексей Харитонович