Искупление, приобретенное Христом, Святой Дух применяет к нам, производя в нас веру. Христос — это слава Евангелия, а вера во Христа — утешение.
Какие бывают разновидности веры?
Различают четыре вида веры:
1) Историческая, или догматическая, вера — доверие истинам, явленным в Слове, на основании его Божественного авторитета.
2) Кратковременная вера, которая длится какое-то время, а потом исчезает. «Но не имеет в себе корня и непостоянен» (Матф. 13:21). Кратковременная вера подобна растению, которое за одну ночь выросло над Ионой и за одну ночь засохло(Иона 4:10).
3) Сверхъестественная вера, которая была дарована апостолам для совершения чудес с целью подтверждения истин Евангелия. Этой верой обладал и Иуда: он изгонял бесов, но в тоже время сам был изгнан к дьяволу.
4) Истинная оправдывающая вера, которая называется «верою в силу Бога» (Кол. 2:12) и является драгоценным камнем, украшающим лишь избранных.
Что такое оправдывающая вера?
Прежде всего я покажу, чем она не является. Это не просто признание того, что Христос — Спаситель. Признание этого факта должно присутствовать, но этого не достаточно для оправдания.
И бесы признавали Божественность Христа: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий?» (Матф. 8:29). Человек может быть согласен с Божественными истинами, но при этом благодать не совершает работы в его сердце. В своих суждениях многие люди согласны с тем, что грех ужасен, но продолжают грешить. Порочность таких людей сильнее их убеждений в превосходстве Христа. Они удешевляют ценность жемчужины и не покупают ее. Что же такое оправдывающая вера?
Истинная оправдывающая вера характеризуется тремя качествами:
а) Самоотречение. Эта вера заключается в отречении от себя, от своих собственных заслуг и в осознании того, что в самом человеке нет праведности: «не со своей праведностью» (Фил. 3:9). Такая душа понимает, что самоправедностъ — ненадежная вещь, и не осмеливается полагаться на нее. Покаяние и вера — смиряющие благодати: благодаря покаянию человек начинает питать отвращение к себе, благодаря вере он отрекается от себя. Такая душа подобна Израилю, вышедшему в пустыню: за спиной израильтяне увидели фараона с его колесницами, которые преследовали их, а впереди — Красное море, готовое поглотить их. Точно также за спиной грешник водит Божью справедливость, преследующую его за грех, а впереди — ад, готовый поглотить его. И в этой безнадежной ситуации он понимает, что не может сам помочь себе и погибнет, если не получит помощь от кого-то.
б) Доверие. Душа во всем полагается на Иисуса Христа, а вера основывается на Его личности. Вера, но лишь та, которая покоится на обетовании о личности Христа, доверяет этому обетованию. Именно поэтому, как говорит Писание, невеста «восходит, … опираясь на своего возлюбленного» (Песн. П. 8:5). Писание говорит, чтобы «мы веровали во имя Сына Божьего Иисуса Христа» (1 Иоан. 3:23), то есть в Его личность.
Обетование — это лишь футляр, а Христос — драгоценный камень в ней, обрамленный верой. Обетование — лишь блюдо, а Христос — еда на нем, которой питается вера. Вера покоится на личности Христа, «и притом распятого». Она прославилась крестом Христа (Гал.6:14). Размышление о Мессии, увенчанном всеми превосходствами, возбуждает восхищение и удивление, а истекающий Кровью и умирающий Иисус является истинным объектом нашей веры.
Поэтому она называется верой в «Кровь Его» (Рим. 3:25).
в) Присвоение, или применение Христа к себе. Самое эффективное лекарство, оставшееся без применения, не принесет пользы. Даже мазь, сделанная из реальной Крови Христа, не исцелит, если используется без веры. Душа, применяющая Христа таким образом, принимает Его (Иоан. 1:12). Рука, принимающая золото, становится богаче. Точно так же рука веры, принимающая золотые заслуги Христа и спасение, обогащает нас.
Кем совершается вера?
Благословенным Святым Духом, так как Он является источником всех благодатей и называется «Духом благодати» (Зах. 12:10). Вера является основной работой, которую Дух Божий совершает в сердце человека.
Создавая мир, Бог лишь произнес слово, а производя веру, Он «явил силу мышцы Своей» (Лук. 1:51). Производя в нас веру, Дух демонстрирует, «как безмерно величие могущества Его» (Еф. 1:19). Какая сила была задействована при воскресении Христа, когда на Нем лежал такой могильный камень, как грехи всего мира! Тем не менее, Он воскрес силой Духа. Такую же силу применяет Дух Божий, производя веру. Дух просвещает разум и подчиняет волю человека, которая подобна воинственному гарнизону, противостоящему Богу. Но Дух с помощью нежного насилия завоевывает или, скорее, изменяет ее, воспроизводя в грешнике желание во что бы то ни стало иметь Христа, покоряться Ему и спастись с Его помощью.
В чем заключается драгоценность веры?
1) В том, что она является главной благодатью Евангелия — главой всех благодатей. Вера среди благодатей подобна золоту среди металлов. Клемент Александрийский называет остальные благодати дочерьми веры.
На небесах любовь будет главной благодатью, но пока мы здесь, она должна уступить это место вере. Любовь вступает во владения славы, а вера дает на нее право. Любовь является венцом благодати на небесах, а вера — победоносной благодатью на земле — «…сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Иоан.5:4).
2) Драгоценность веры заключается втом, что, имея такое влияние на все благодати, именно вера побуждает их работать. Прежде чем надеяться, что право на наследство перейдет к нему, наследник должен верить в это. Вера полагает, что обладает правом на славу, и тогда надежда ожидает ее. Если вера не наполняет маслом светильник надежды, то она вскоре умрет. Вера побуждает любовь трудиться: «вера, действующая любовью» (Гал.5:6). Вера в милость и заслуги Христа раздувает пламя любви. Вера также воспроизводит терпение, «дабы вы… подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования» (Евр. 6:12).
Вера полагает, что страждущие получат славный венец, и это делает душу терпимой к страданиям. Таким образом, вера является ведущим колесом и поддерживает в движении все остальные колеса.
3) Драгоценность веры заключается в том, что Бог почитает ее той благодатью, которая оправдывает и спасает. Поэтому, безусловно, она является «драгоценной верой», как называет ее апостол во 2 Петра 1:1.
Остальные благодати помогают в освящении, но именно вера оправдывает: «оправдавшись верою…» (Рим. 5:1). Ни покаяние, ни любовь не оправдывают, а лишь вера. Остальные благодати делают нас подобными Христу, а вера делает нас членами Христа.
Давайте прежде всего трудиться для веры: «А паче всего возьмите щит веры» (Еф. 6:16). Вера будет для нас самой ценной из всех благодатей. Точно так глаз во время сумерек был более ценным для израильтянина, чем все другие члены его тела — крепкая рука, или быстрые ноги.
Именно глаз, взглянув на медного змея, исцелял его. Не знание, даже ангельское, и не покаяние, даже сопровождающееся реками слез, оправдывает нас, а только вера, с помощью которой мы смотрим на Христа: «А без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6). Если мы не угождаем Ему верой, то Он не будет милостив к нам в спасении. Вера является условием завета благодати.
Если нет веры, то нет и завета, а без него нет надежды (Еф. 2:12).
Давайте проверим, имеем ли мы веру. Есть нечто, похожее на веру, но не являющееся ею: подобно бристольскому камню, по внешнему
Как же вера оправдывает?
1) Оправдывает не та вера, которая производит дела, а вера, которая основывается на определенном объекте, а именно заслугах Христа. Если человек имеет кольцо с драгоценным камнем, обладающим способностью исцелять, то мы можем сказать, что кольцо исцеляет. Но на самом деле исцеляет не кольцо, а драгоценный камень в нем. Таким же образом спасает и оправдывает вера, которая основывается на Христе, а не сопутствующие ей добродетели.
2) Вера не оправдывает как средство, развивающее благодать. Нельзя отрицать, что вера дает силы и жизненную энергию всем благодатям. Но этим своим качеством она не оправдывает грешника. Вера действует любовью, но она оправдывает не воспроизводя любовь, а доверяя заслугам Христа.
Почему вера спасает и оправдывает больше любой другой благодати?
1) Потому что таков был замысел Бога. Он определил этой благодати быть оправдывающей. Господь поступил так потому, что вера является той благодатью, которая освобождает человека от своего «Я» и отдает всю славу Христу и свободной благодати: «…пребыл тверд в вере, воздав славу Богу» (Рим. 4:20). Именно поэтому Бог воздал славу вере, сделав ее спасающей и оправдывающей. Клеймо царя делает монету годной для денежного обращения, но если бы это клеймо ставилось на кожу так же, как на серебро, то она была бы в обиходе. Точно так Бог, дав Свое постановление и утвердив печатью Своей власти веру, определил ей быть оправдывающей и спасающей.
2) Потому что вера объединяет нас со Христом (Еф. 3:17). Эта благодать объединяет, соединяет, сочетает и дает нам союз со Христом. Листья некоторых растений похожи на листья других, но ботаник различит их по корню и вкусу. Так же и вера некоторых людей похожа на истинную, но ее можно распознать по плодам. Давайте же будем серьезны, испытывая свою веру. От нее многое зависит. Ибо если наша вера неправильная, то ничего хорошего из нее не выйдет, и тогда даже наши обязанности и благодати являются фальсифицированными.
Каким же образом мы можем различить истинную веру?
По возвышенным результатам.
1) Вера — это благодать, которая прославляет Христа и высоко оценивает Его: «…Он для вас, верующих, драгоценность» (1 Пет. 2:7).
Павел лучше всех знал Христа: «Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего?» (1 Кор. 9:1). Он видел Его телесными глазами в видении, когда был взят на третье небо, и глазами веры на Святой Вечере, поэтому он лучше всех знал Христа.
И, обратите внимание, как он сравнивает все остальное с Ним: «…все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил. 3:8). Оцениваем ли мы Христа превыше всего? Согласимся ли мы расстаться со слитком золота, чтобы приобрести драгоценную жемчужину? Григорий Назианзин благословил Бога за то, что ему не пришлось ни от чего отказываться ради Христа.
2) Вера — очищающая благодать. Писание говорит о «таинстве веры и чистой совести» (1 Тим. 3:9). Вера в душе подобна пламени среди металлов: она очищает и облагораживает.
Моральные принципы омывают внешне, а вера — внутри. «Верою очистив сердца их» (Деян.15:9). Вера превращает сердце в хранилище, или святая святых.
Вера — это действенная благодать: хотя она не убивает живущий в нас грех, но убирает любовь к нему. Исследуйте, не является ли ваше сердце нечистым источником, из которого течет грязь гордости и зависти. Если в вашей душе присутствуют легионы похотей, то в нем нет веры. Вера — это растение, которое не растет в нечистой душе.
3) Вера — это благодать, которая рождает послушание. Писание говорит о том, что «люди уверовали и стали послушны Богу» (Рим. 16:26).
Вера растворяет нашу волю, она сливается с Божьей и бежит по призыву Бога. Если Бог велит исполнить долг (даже ценой плоти и крови), то вера повинуется: «Верою Авраам повиновался Богу…» (Евр.11:8).
Вера — это не праздная благодать: раз она имеет глаз, чтобы смотреть на Христа, то она имеет и руку, чтобы трудиться для Него. Она не только верит Божьему обетованию, но и повинуется Его заповедям.
Не обладание познанием сделает очевидным то, что вы верующий. И дьявол имеет познание, но у него отсутствует послушание, и это делает его дьяволом. Истинное послушание веры — это добровольная покорность, когда Божьи заповеди не кажутся тяжкими. Присутствует ли у вас это послушание и добровольно ли вы покоряетесь? Относитесь ли вы к Божьим заповедям, как к тяжкому бремени или как к привилегии? Являются ли они железными кандалами для ваших ног или золотой цепочкой для вашей шеи?
4) Вера — это ассимилирующая благодать. Она изменяет душу по подобию объекта и делает нас похожими на Христа. Всякий, кто хоть раз взглянул на Христа глазами веры, был преображен по Его образу.
Уродливый человек может смотреть на красивый объект, однако от этого сам не станет миловидным. Но вера, взирающая на Христа, преображает человека, делая его подобным Спасителю. Взгляд на истекающего Кровью Христа заставляет сердце истекать кровью, а взгляд на Святого Христа освящает сердце. Взгляд на смиренного Христа делает душу смиренной. Как хамелеон меняет свой цвет в зависимости от того, на что смотрит, так и вера, глядя на Христа, изменяет христианина по подобию Спасителя.
5) Истинная вера возрастает. Все живое растет. «От веры в веру» (Рим. 1:17).
Как мы можем оценивать рост веры?
Рост веры оценивается по силе. Сейчас нам под силу то, что было недоступно раньше. Достигнув зрелости, человек может делать то, что не мог выполнить ребенком: он может нести более тяжелую ношу и, следовательно, нести свой крест с большим терпением.
Возрастание веры также проявляется в том, что человек совершает религиозный долг более духовно, с большим рвением. Из любви к Богу мы добавляем жара к фимиаму. Как яблоко, выросшее в объеме, становится сладким, так и вы, совершая свой долг с любовью и умением, становитесь слаще и обладаете большей привлекательностью.
Мы также должны провести различие между слабой верой и отсутствием таковой. Слабая вера истинна. Надломленная трость слаба, но тот, кто подобен Христу, не сломается. Хотя ваша вера слаба, не отчаивайтесь.
1) Слабая вера может получить сильного Христа. В брак может вступить как сильная, так и слабая рука. Даже слабый глаз может увидеть медного змея. В Евангелии женщина, лишь коснувшись края одежды Христа, получила от него силу. Это было прикосновение веры.
2) Обетование дано не сильной вере, а истинной. Оно говорит, что не тот, кто имеет огромную веру, сможет передвигать горы, закрыть пасти львам и спастись, а тот, кто верует, даже если его вера очень мала. Хотя Христос иногда обвиняет нас в слабой вере, но не отчаивайтесь, Он дал это обетование: «Блаженны нищие духом» (Мат. 5:3).
3) И слабая вера может приносить плоды. Самые малосильные растения приносят больше всего плода: виноградная лоза — слабое растение, но плодоносное. Слабые христиане могут оказывать сильное влияние. Как сильна первая любовь, появляющаяся после зарождения веры!
4) Слабая вера может расти. Семена растут постепенно: вначале появляется росток, потом — колос, который потом наполняется зерном.
Поэтому не огорчайтесь! Сам Бог, Который повелевает нам принимать слабых в вере, не откажется от них (Рим. 14:1). Слабый верующий является частью тела Христова, и хотя Христос отсечет прогнившие члены Своего тела, но слабые члены останутся. //