Описывая начало распространения баптизма в Беларуси, историки обычно ограничиваются XIX веком, рассказывая о первой общине в селе Уть, о первых проповедниках, покаявшихся на Украине. Между тем, крещение по вере только взрослых получило широкое распространение в нашей стране еще в XVI веке. Современники свидетельствовали, что тогда, например, в Новогрудском повете не было ни одного шляхетского дома, в котором не было бы «новокрещенцев». Среди первых белорусских проповедников крещения по вере видное место занимал Симон Будный, который напечатал первый катехизис евангельской веры на белорусском языке.
Симон Будный родился около 1530 года в Будах, где-то на пограничье Польши и Беларуси. В 1544 г. он поступил в Краковский университет, известный в то время сильными гуситскими традициями. После Кракова Будный продолжил учебу в Базельском протестантском университете. 11 января 1558 г. в протоколе Виленской евангельской церкви была сделана запись: «Симон Зак, проповедник церквей в Литве и на Подляшье, кальвинистский суперинтендант, сообщил присутствовавшим о великой пользе от изучения Катехизиса и с согласия старших братьев назначил Симона Будного катехизистом». В обязанности Будного входило обучение взрослых и детей основам евангельской веры «во все воскресные дни, в праздники, по вторникам и пятницам после обеда». Уже тогда в Вильне молодой катехизист начал задумываться о том, насколько соответствует Писанию крещение детей. Вот как он через 20 лет описывает свои рассуждения: «Совесть того служителя (Будного) не могла успокоиться. Потому что не только о детях верующих родителей, но и о всех младенцах думать начал, можно ли их крестить или нет. И, когда он этим старательно занялся, нашел многое, что отрицало крещение детей. Прежде всего, ясное повеление Сына Божия: “Идите и научите все народы, крестя их”. Также св. Иоанна (Крестителя) дела, который тех, кто выходил и свои грехи исповедовал, крестил. Также образцы или примеры святых апостолов и их учеников. Кроме того, свидетельства давних богословов: Юстина, Тертуллиана и других. В конце концов, обряды (крещения): греческий, латинский, армянский, славянский. Все это служителю крещение детей ставило под сомнение, и до того дошло, что он рад был бы оставить свое служение (если бы это было возможно)».
В 1560 г. Будный переехал в Клецк, где исполнял обязанности пастора в местной евангельской общине. Одновременно вместе с несвижским наместником Матфеем Кавечинским и пастором несвижской церкви Лаврентием Крышковским он занимался организацией типографии, в которой 10 июня 1562 г. был издан «Катехизис, то есть наука стародавняя христианская согласно Священного Писания» на белорусском языке. По своему значению в истории белорусской культуры эта книга стоит в одном ряду с Библией Скорины и Третьим Статутом ВКЛ. Цель «Катехизиса» Будный выразил в предисловии: «Однако ныне Бог милосердный помиловал нас, открыл нам, грешным, Слово Свое истинное и каждый день больше открывает. Наставников верных, хоть изредка, посылает. Потому и нам всем следует к тому самим стремиться, чтобы той невыразимой милости благодарны были, Слово Божье двумя, как говорят, руками схватив, держали, по Нему жили и к Нему других приводили. Ведь жатва велика, а делателей мало, ради чего я, недостойный, в святой церкви служитель наименьший, сию книгу по Божьим Писаниям составил, чтобы разумение всех Слов Божьих и правды Его жаждущие имели, Им сами учились и детей своих в Них наставляли».
Буквально через несколько месяцев увидело свет еще одно богословское произведение Будного – «Об оправдании грешного человека перед Богом».
Как раз в это время евангельскую церковь Великого Княжества охватили богословские споры о крещении детей. Сымон Будный принял активное участие в этих событиях, и благодаря этому мы сегодня имеем свидетельство из первых уст о том, что происходило среди белорусских христиан. «Виленский служитель Николай Вендроговский, читая книги Петра из Гонендза, понял истину о крещени,и и явно крещение детей отрицал, и во весь голос братьям, чтобы не спешили крестить детей, напоминал. Но его коллега Мартин пошел еще дальше и, когда ему пришлось детей крестить, не захотел, говоря, что ему совесть не позволяет. Был в то время и третий служитель в Виленской церкви, Войцех Косценский, который также крещение детей осуждал. <…>
Поэтому было тогда немалое разногласие не только среди служителей, но и между всей церковью, и братья виленские решили, чтобы на съезд в Вильне собрались все литовские служители и этот вопрос на нем рассмотрели. Итак, в 1564 году, в январе месяце, съехались 26 служителей и некоторые шляхтичи. <…>Съезд так постановил, чтобы вопрос был отложен до большего съезда, а до того чтобы каждый мог свободно крестить или не крестить и один другим по этой причине не пренебрегал.
<…>В то время Мартин Чехович «Трехдневные разговоры» о крещении написал и князю Радзивилу, который тогда в Борисове жил, послал. Князь, когда это прочитал, стал немного к своим проповедникам милостивей и окончательно решил большой съезд людей ученых с обеих сторон собрать, которые этот спор Словом Божьим разрешили, но это ему внезапная смерть исполнить не дала, потому что в 1565 году в мае умер».
В результате этих споров, а также возникшей одновременно дискуссии о Троице, кальвинистская церковь Великого Княжества разделилась на «больший сбор» (собственно кальвинистов), и «меньший сбор» (так называемых «ариан» или «антитринитариев»). Следует отметить, что название «арианского» было дано меньшему сбору его противниками с целью опорочить его в глазах других христиан и не отражает его сущности. Сами себя представители меньшего сбора называли «литовскими братьями». Это было не однородное течение со строго очерченной доктриной, а широкое движение людей и церквей, стремящихся жить радикальной евангельской верой. Движение, в котором каждая община была самостоятельной в своем богословии и могла стоять как на антитринитарных, так и тринитарных позициях. Внешним признаком, который позволял отнести те или иные общины к меньшему сбору, было отрицание крещения детей. Отрицая крещение в детстве и требуя принятия крещения только во взрослом возрасте (для гарантии добровольности и сознательности при вступлении в церковь), литовские братья горячо отстаивали право личности на свободу вероисповедания. Знаменателен тот факт, что, несмотря на полемику, так и не появилась четкая граница между меньшим сбором и большим. Например, Ян Кишка, главный протектор меньшего сбора, основатель «арианской» академии в Ивье, оставался при этом членом большего збора, а многие проповедники виленской церкви, главной церкви большего сбора, были «арианами».
Симон Будный, начиная с середины 1560-ых годов стал одним из идейных лидеров радикального течения в белорусском протестантизме. В 1572 г. в Узде вышла Библия в переводе Будного, а в 1574 г. в Лоске был издан Новый Завет с предисловием, комментариями и примечаниями. В 1578 г. Симон Будный написал и напечатал “Краткие записки о крещении детей”, описывая там историю споров вокруг крещения в Великом Княжестве Литовском.
Еще одним богословским вопросом, который особенно остро стоял в меньшем сборе, был вопрос об отношении христиан к светской власти. Некоторые проповедники, например, Мартин Чехович, Якуб Калиновский, идя вслед за польскими братьями, утверждали, что христиане не должны занимать государственные должности, служить в армии, владеть имениями. Против этого выступили Симон Будный и Василь Тяпинский, доказывая, что все вышеперечисленное не противоречит Евангелию. В 1583 г. Будный опубликовал трактат «О светской власти», в котором еще раз изложил свою позицию: «Мы принимаем и будем всегда принимать в церковь Христову людей всех сословий: королей, императоров, князей, гетманов, воевод, старост, бургомистров, даже солдат и, вообще, всех других должностных лиц и правителей, больших, малых и наименьших. Каждый имеет право принадлежать к церкви Христовой, но, конечно, не каждый сможет, а только те, кто сильно и искренне поверил услышанному Слову Божьему, кто кается за свою прежнюю жизнь и живет праведно и благочестиво, как говорил апостол: «отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит 2:12-13)».
Будный считал несение любой службы, в том числе и военной, нормальным для любого христианина. При этом он разделял войны на справедливые и захватнические. Участие в первых не только дозволительно, но даже похвально.
Взгляды Будного вызвали непонимание руководителей ряда общин, и на синоде в Венгрове в 1584 г. его исключили из меньшего сбора. Правда, через некоторое время Будный примирился с братьями и уже в 1589 г. он вместе с Фабианом Доманевским участвовал в диспуте с иезуитами. Наследие, которое оставил Сымон Будный, неоднозначное, в чем-то он приблизился к истине, в чем-то от нее отступил. Однако неоспорим тот факт, что белорусский реформатор оказал огромное влияние и на современников, и на потомков, приблизив им понимание Слова Божьего.
Умер Симон Будный 13 января 1593 г. в Вишневее, около Воложина. Примечательно, что через 400 лет в том же Вишневее, в эпоху воинствующего атеизма и уничтожения всего белорусского, ксендз Владислав Чернявский переводил Библию на белорусский язык.
Празднуя 450-летие Реформации в Беларуси, мы, евангельские христиане, вспоминаем наших предшественников, тех, кто в предыдущие столетия сеял семя Слова Божьего на белорусской земле. Вспоминаем также и Симона Будного, служителя Слова, проповедника и книгоиздателя, того, кто стоял у истоков крещения по вере в нашей стране.
Станислав Акинчиц