Внизу показалась земля Палестины. Самолёт, подлетев со сторны Средиземногоморя, приземлялись в Тель-Авивском аэропорту Бен-Гурион. Мы в составе группы студентов Московской богословской семинарии прибыли в Израиль для участия в двухнедельном семинаре, организованном Иерусалимским центром исследования и изучения Библии.
В день прилёта произошло историческое событие: по свидетельству встречавших до обеда прошёл небошльшой дождь, а в это время года (июль) такое происходит лишь раз в 6-7 лет. Сразу бросилось в глаза обилие пальм. Они пасажены даже вдоль взлётной полосы. А возле здания аэропорта растут деревья, которые мы никак не надеялись увидеть в Израиле, — эвкалипты. Их привезли из Австралии израильские репатрианты, и теперь в некоторых местах они образуют целые рощи. С аэропорта, пальм и эвкалиптов и началось наше знакомство с Израилем.
Израиль, Святая Земля, Земял Обетованная, Ханаан… Место, овеянное легендами и преданиями; территория, представляющая особую ценность для христиан, иудеев и мусульман. Здесь многие места вызывают воспоминания и благодарение Богу. На этой земле жил Христос. Здесь Он учил, страдал и умирал за нас. Здесь Вифлеем, Назарет, галлилейское море, Голгофа. Здесь можно лучше понять, как Бог действует в истории и географии. Здесь мы пройдём тропами, по которым 4000 лет назад ходил Авраам, 3000 — Давид, 2000 лет назад — Иисус Христос.
Сейчас эту землю называют Палестиной. такое имя ей дал аво втором веке римский император Адриан. В 135г. после рождения Христа евреи подняли восстание против римлян. Римляне подавили восстание, но не удовлетворились этим. Чтобы этот мятежный народ не беспокоил их в будущем, они рассеяли его по всему миру и переименовали Иерусалим в Элию Капитолину, а землю назвали именем злейших врагов евреев — филистимлян. Однако, в четвёртом веке римский император Константин — первый иммператор-христианин — вернул в иерусалим его название, а прежние Иудея, Самария и Галилея так и остались Филистией, или Палестиной.
Столица Израиля, кстати почти никем не признанная, Иерусалим. Иностранные государства предпочитают размещать свои посольства в тель-Авиве, чтобы избежать конфликтов с арабским миром. На автобусе мы совершили «Восхождение» в Иерусалим. Это действительно в каком-то смысле восхождение, потому что иерусалим лежит в горной части страны, и приходится всё время подыматься. Дорога шла мимо плантаций винограда и цитрусовых растений, мимо лесов и почерневшей от недавнего пожара земли. Мелькнуло за окном кладбище с камешками на могилах. (Каждый раз, приходя на кладбище, евреи приносят не цветы, а камни. И количество камней на надгробии говорит о чатсоте посещений той или иной могилы).
Потом остались позади Эммаус и Рама, где судил Самуил, и мы въехали в Иерусалим.
Иерусалим занимает особое место в иудейской традиции. один раввин работает в тель-Авиве, но живёт в иерусалиме. каждый день он ездит на работу, преодолевая расстояние в километров 60. Его спросили: «Почему ты не переезжаешь в Тель-Авив?» — «Глупый вопрос. потму чтов Иерусалим придёт Миссия!» — «А когда придёт Мессия?» — «Ещё один глупый вопрос. каждый денья я просыпаюсь с одной мыслью: Сегодня придёт Мессия».
«Вот стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, — Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно…» — восторгается псалмопевец. (Пс.121:2,3) Сегодня мы видим другой иерусалим, ведь он разрушался и восстанавливался более 20 раз. в середине иерусалима — старый город, окружённый стенами, постороенными султаном Сулейманом в 1543г. В старом городе находится самое известное место у христиан — Голгофа. на преполагаемом месте Голгофы и гробницы Иосифа Аримафеского, где был положен снятый со креста Христос, построена Церковь Гроба Господня. Каменный холм Голгофа находится внутри Церкви. Он прикрыт стеклом, но к нему можно пркоснуться через отверстие, проделанное над вершиной. С Голгофой связано много преданий. На этом месте были каменоломни, и строители заготовляли камни. Но камень Голгофы показался им непригодным для строительства и они оставили его. А потом на Голгофе умер Христос. Слыша об этом, мы вспомнили слова псалма: «Камень, который отвергли строители соделался главою угла».
В иерусалиме можно увидеть и много других мест, связанных с жизнью Христа. Виа-Долороса, — Дорога страданий — по которой шёл Иисус Христос с крестом, — узкая улочка, частью проходящая через арабский базар; Купальня Вифезда близ Овечьих или, как их называют сейчас, Львиных ворот. На месте купальни произведены расколки, и можно видеть глубоко внизу стены бассейнов и полуразрушенные арки, названные в Евангелии пятью крытыми ходами; Елеонская гора, на которую, по учению раввинов, должен прийти Мессия. С Елеонской горы дорога ведёт в Гефсиманию — древний сад, в котором томился и страдал перед распятием Христос. В саду можно виеть большой камень. вероятно, на этот камень повергалсяХристос, обращаясь к своему Отцу. Вообще, здесь отмечен едва ли не каждый шаг жизни Иисуса, особенно последних нескольких дней Его жизни. И сегодня можно повторить Его путь до самой Голгофы и увидеть то, о чём так много читали и слышали.
А сейчас возвратимся ко времени рождения Христа. наш путь лежит в Вифлеем, расположенный в нескольких километрах от иерусалима. Вспоминаются слова пророка: «И ты, Вифлеем — Ефрафа, мыл ли ты между тысячами Иудиными?из тебя произойдёт Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле…» Сейчас этот город иудейский насчитывает 25000 человек, и живут в нём арабы. Вифлеем перешёл под контроль Израиля после войны 1967 г. И, поэтому, как и на многих других территориях, захваченных в ходе этой войны, в Вифлееме установлено особое положение. Контролируется въезд и, особенно, выезд из города. На углах улиц и крышахдомов — вооружённые солдаты. Номера автомобилей, принадлежащие жителям Вифлеема, имеют такие места «нагло захваченными территориями». Всё это, впрочем, не мешает посещению туристами святых мест, и паломники могут увидеть гробницу Рахили, пройти по долине Руфи, зайти в Церковь Рождества, построенную на месте вифлеемских яслей. Внутри церкви есть место, где, по преданию, родился Иисус. само место рождение отмечено звездой. Здесь «Слово стало плотию». И, глядя на убогую пещеру, можно только поражаться непостижимости дел Божьих и благодарить Христа, сменившего славу неба на убожество яслей.
Мы снова в иерусаолиме, городе трёх религий. Здесь слышны молитвы еврея, пение христиан, призывы муллы. Здесь, на небольшом участке земли, расположены христианские, еврейские и мусульманские святыни. В субботу мы поетили, может быть, самое святое место для иудеев — Стену Палача или, как называют её они, Западную стену. Евреи чтут это место, потому оно ближе всего расположено к месту, где был храм. На месте же храма, за Стеной Палача — мечеть Омара. Это третья по значению святыни ислама после Мекки и Медины. Мечеть Омара и служит препятствием для строительства храма. Разрушить её — значит поставить на карту существование государства Израиль, потому что мусульмане этого не простят. Поэтому, сейчас в Израиле не говорят серьёзно в восстановлении храма, о заготовке материала для него, хотя были и есть экстремисты, которые вынашивают самые невероятные планы. Большинство же верующих евреев считают, что новым храмом будет храм, созданный Мессией и сошедший с неба. И раввины призывают строить храм своим духовным состоянием, своими отношениями с Богом. Есть «малый храм» — синагога, и этого пока достаточно. А придёт Мессия — разберётся.К тому же, есть ещё одна проблема, препятствующая строительству храма. Никто точно не знает, где находилось Святое Святых. И очень опасно для ортодоксального еврея наступить на это место и быть поражённым Богом. Но невозможное человекам возможно Богу, и многие евреи сейчас усиленно молятся за восстановление храма.
Из иерусалима мы направляемся в Иерихон по дороге, известной из притчи о добром самарянине. Эта дорога проходит в пустыне, мимо гор и ущелий. Знак на дороге информирует: здесь добрый самарянинспас бедного путника. В этих же пустынных местах вам могут показать и место, где диавол искушал Христа. При приближении к Иордану пустыня резко обрывается. Взору открываются плантации финиковых пальм и бананов. Ещё в первом веке древнеиудейский историк Иосиф Флавий называл эту землю божественной — самой тучной и плодородной в Палестине. Она остаётся такой же плодородной и сейчас.
Здесь расположен Иерихон — небольшой городок с арабским населением. Но это современный город, а раскопки старого городарядом, у подножия гор. Из-за своего местоположения в периоды дождей город подвергался разрушительному воздействию бурных ручьёв, сбегавших в долину. Поэтому, даже слой Иисуса Навина был смыт, и на поверхности видны остатки ещё более древнего города, считающегося самым древним городом мира.
От Иерихона дорога вдоль Иордана ведёт в Галилею. Глядя из окна автобуса на поля с виноградниками, плантациями пальм, хлопка, бананов, оливковых деревьев можно лишний раз убедиться в плодородии земли обетованной. Интересно, однако, что Палестина зацвела только в конце 19 века, когда сюда стали прибывать еврейские переселенцы. впредыдущие же восемнадцать веков на месте плодоносных сегодня полей был болота и пустыня. После того как евреи были изгнаны со своей земли , ни одной нации, в тот или иной период владевшей землёй, не удалось её возродить,вернуть ей прошлое процветание. Земля как будто продолжала вопреки всему ждать возвращения своих законных хозяев. Но и сегодня земля приносит плод всё же не сама по себе. И молоко и мёд не текут, как реки. За плодами — тяжёлый труд. И благословениями, связанными с землёй, не может воспользоватиься ленивец. Но кто трудится, тот имеет молоко и мёд. (Кстати, по надоям молока на одну корову Израиль занимает первое место в мире).
А вот и Галилейское море (озеро Кинерет, Генисаретское озеро,Тивериадское). Оно имеет важное значение для нас. Его берегапомнят служение Иисуса Христа. Здесь Он призвал первых учеников и явился им после Своего воскресения; на холме, с которогооткрывается прекрасный вид на озеро, Христос произнёс так назваемую Нагорную Проповедь; здесь насытил большую толпу пятью хлебами и двумя рыбками; здесь, на берегу моря, в Капернауме, Он жил. А сегодня на берегах моря — гостиницы и великолепные пляжи. туристы отдыхают, посещают святые места и ездят на катере там, где Христос ходил.
А сейчас перенесёмся на юго-восток страны, к Мёртвому морю. Оно действительно мёртвое, в нём нет никакой органической жизни. Да и что может жить в воде, содержащей 30% соли. (Для сравнения: в Средиземном море только 3% соли). В этом море можно лежать, не двигаясь, и читать газету. А можно ходить по воде, не касаясь дна. Человеческое тело не тонет так же, как папловок в пресной воде. Неудобство причиняет только вода, попадающая на губы, глаза или ранки на теле. Тогда нужно выбираться на берег и смывать солёную воду под душем с пресной.
Мёртвое море не связано каким-либо образом с жизнью Христиа, на его берегах происходили более древние библейские события. О них напоминают оазис Ен-Геди и каменныйстолп на юго-западном берегу моря, называемый столпом жены Лота.
Много свидетельств хранит израильская земля, и не достанет времени, чтобы обо всём рассказать, поэтому, сейчас подведём лишь краткий итог тому, что увидели и услышали и попытаемся извлечь из этого уроки.
Прежде всего, что такое Израиль? Является ли он воплощением пророчеств или знамением последнего времени? Для многих евреев это не праздный вопрос и не все они увереныв праве Израиля на существование. Дело в том, что у истоков образования государства Израиль стояли атеисты, а есть мнение, что государство должен восстановить Мессия. Впрочем, Бог может действовать и через атеистов. И сегодня Израиль процветает и пополняется новыми переселенцами.
Религия в Израиле не отделена от государства, хотя, может быть, только четвёртая часть еврейского населения серьёзно к нейотносится. Но пищевые нормы соблюдает 80% населения, а обрезанию подвергают 99% мальчиков. Государственное радио начинает свою трансляцию чтением Второзакония 6:4-6 «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть…» На косяках всех дверей, в которые мы входили, помещены мезузы — маленькие коробочки, содержащие тот же текст. Это исполнение предписанного Богом: «И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор.6:9). Ортодоксальные евреи исполняют и другую заповедь, прикрепляя к одежде маленькие кисти (Числ.15:38-41). Это знак на одежде, напоминающий им о завете. Довольно строго, во всяком случае в Иерусалиме,исполняется и суббота.Она имеет очень важное значение. Ни один день недели, кроме субботы, не имеет нащвания. Их называют: первый день недели, второй и т.д. Суббота начинается в пятницу вечером, когда на небе можно увидеть три звезды. К этому времени закрываются все магазины, прекращает работу общественный транспорт, а в ортодоксальных районах запрещено движение и на личном. Современная техника позволяет лучше соблюдать субботу. Гостиница, в которой мы жили, имеет так называемый субботний лифт. В субботу он работает по заданной программе, и вам не нужно даже нажимать кнопки, чтобы переехать с этажа на этаж. При всём этом ортодоксальных евреев трудно обвинить в законничестве, он вам скажет о милости Божьей, Его благодати. А закон — средство демонстрации нашего послушания Богу, и из любви к Богу мы выполняем все заповеди и готовы сделать больше, если Он повелит. примерно так бы ответил раввин. Как же относятся евреи ко Христу? Очень немногие признают Его своим Мессией и Спасителем. И это несмотря на то, что в Израиле есть много христианских миссионеров и реализуются дорогостоящие миссионерские проекты. Может быть, свой отпечаток на отношение ко Христу наложило отношение христианской церкви к евреям. А оно было далеко не безупречным в разное время. Ещё в первые века один богослов выдвинул лозунг: «Если мы следуем за Христом, мы должны наказывать евреев, потому что они распяли Христа». И официальнаяцерковь следовала этому девизу и, вместо того, чтобы бороться с иудействующими, боролась с иудеями. Однако, гонения 20 века превзошли все предыдущие. Гитлер проводил политику уничтожения всех евреев и истребил шесть миллионов, в том числе более полутора миллионов детей. И, к сожалению, христианская церковь не выступила в защиту евреев, но объяснила эту трагедию наказанием Божиим за отвержением Мессии. А так ли это на самом деле? За что же тогда терпели христиане в бывшем Советском Союзе? За что их наказывал Бог? — Так спрашивают евреи в ответ на обвинения. Справедливости ради надо отметить, что многие люди рисковали жизнью в годы Второй мировой войны, спасая евреев. И в Израиле помнят это. На территории музея национальной катастрофы еврейства есть аллея Праведных язычников. Деревья аллеи свидетельствуют о гражданах многих стран, рисковавших жизнью ради спасения евреев.
Несомненно, отношение христиан к евреям влияет на принятие ими Христа. Потому ап.Павел просил, чтобы ветви не превозносились перед корнем. Даже если нам не нравятся многие национальные особенности этого народа, и мы имеем достаточно свидетельств против них, это лишь ещё одна возможность простить и проявить свою любовь.
Знакомство с Израилем поволяет лучше понять, как Бог действует в географии и истории, как на земле проявляется бездна богатства и мудрости и ведения Божья, потому что бог особым образом д6ействовал в Израиле.
Весь рассказ о Прусском короле Фридрихе Великом. Он был аттеистом, а его врач был очень набожным человеком. Однажды король сказал врачу:
— Приведи мне докозательство, что Бог существует. И побыстрее, у меня нет времени!
Доктор ответил сразу же:
— Евреи, Ваше Величество!
Он поистине понял значение Израиля в Свете Библии.
Мы не знаем всех ответов связанных с Израилем, но когда-нибудь Бог ответит на них. И когда-то мы будем в небе вместе с евреями петь песни Моисея, раба Божия и песнь Агнца.