День был ясный. Маленькая девочка лет 6-ти бегала с детьми на улице. Но вот между ребятами возникла ссора, и они стали дразнить друг друга, называть обидными словами. Кто-то из детей бросил девочке слова: «А ты не родная, ты подкидыш». Солнце померкло, лицо девчушки стало мокрым от слез. Она бежала домой, к маме, под ее защиту. Сквозь рыдания объяснила случившееся. Мама обняла дочку, постаралась утешить: «Это от зависти. Ты у меня такая хорошая, красивая. Они просто тебе завидуют. Им больше нечем тебя обидеть». Слова мамы успокоили. Любовь была во взгляде, в голосе, в словах. Не может так любить неродной человек. Дети легко все забывают. Новый день, новые игры, друзья, время летит быстро. Может, этот случай был бы забыт навсегда, но жизнь полна неожиданностей.
Теперь уже не девчушка, а подросток 13-ти лет. Трудный возраст, переходный, все в жизни непонятно, незнакомо, мир вокруг меняется. Так тревожно, сердцу нет покоя. Чего-то хочется, но не понятно чего. Мечты. Одно из любимых занятий, которое успокаивает, когда тревожно, — перебирать старые фотографии в коробочке. И вдруг — незнакомые бумаги среди документов, маминых почетных грамот, фотографий. А может, их раньше просто не замечала. Любопытно посмотреть. Оказалось, что это отказное письмо матери от ребенка, справка об удочерении. В глазах снова померкло солнце. В памяти всплыл тот случай из детства, вспомнились бабушкины ругательства: «цыганское отродье, киевская ведьма». И вопрос: что делать? Рассказать маме или промолчать, ведь у нее больное сердце и волнения ей противопоказаны. Боль, стыд. Всем рассказывала про отца-летчика, который разбился на Севере, ведь я родилась в Архангельской области, и так верила в эту ложь.
Случайно ли попались мне на глаза эти документы? Не с кем поделиться. Время такое, что очень нужна мама, ее совет и поддержка. А я как раз этого и лишена.
Потом — несколько лет недомолвок, недосказанности, натянутости в отношениях с матерью. Обе догадывались, но боялись заговорить. Затем был и трудный разговор, и примирение, и попытки понять ту, другую.
Жизнь не стоит на месте, она течет. Вот уже сама мама. Две дочурки. Часто дети повторяют судьбу родителей. Моя мама одна воспитывала меня, не оставляя при этом свою мать, досматривая ее до самой смерти, больную, лежачую, несмотря на их ссоры и раздоры. И я одна с дочками прожила с мамой до ее смерти. Потом — похороны, пустота и страх одиночества, который глодал изнутри, не давая осознать его, понять.
Девочки стали посещать воскресную школу при церкви ЕХБ. Я старалась быть в курсе их жизни, точнее, я жила их жизнью (своей-то не было). Слыша вокруг плохие отзывы о баптистской церкви, я иногда под дверью класса воскресной школы слушала, чему учат моих детей. Стала присматриваться к людям, которые ходят в церковь, познакомилась с учительницей девочек. Дети всем сердцем любят эту молодую девушку Риту, похожую на солнышко: она всегда улыбается, светится неподдельной радостью. Ее подруга и помощница Наташа тоже добрая, приветливая. Душа отдыхает рядом с такими людьми, сердце наполняется радостью и любовью. Меня не раз звали в церковь на проповедь, но я не готова была туда пойти и принять Слово.
Потом в прессе стали поднимать вопрос о сиротах, о социальном сиротстве, о новых формах устройства детей-сирот. Эта тема не давала мне покоя. Я понимала, как мне повезло, что попала не в интернат, не на помойку, а в семью, где меня любили. Наконец я созрела. Моя семья увеличилась на три человека: два сына и дочь пришли в наш дом. Все мои знания, мысли, ценности были перевернуты. Я считала, что дети от рождения «ангелочки» и только плохое обращение делает их плохими и непослушными, а одной любовью и лаской можно их изменить. Сколько раз я убеждалась в необходимости специальных знаний и подготовки! Сколько пришлось пережить ревности, неприятия моих ценностей, проявления всей грешной сущности человека! Ложь, жестокость, хитрость, непрощение — это лишь часть того негативного, что я увидела в детях. Спасало одно: я полюбила их, приняла и не собиралась отступаться. Господь велик, Он все предусматривает: я попала на семинар приемных родителей. Там получила ряд специальных знаний, познакомилась с коллегами, обменялась опытом, вопросами, сомнениями, нашла подругу. Надя — мама большой семьи. У нее уже 16 лет детский дом семейного типа, в котором выросло 11 детей и воспитывается еще двое. Имея опыт работы, образование, Надя помогает начинающим приемным мамам советом, в ее доме всегда есть гости. Будучи христианкой, она и открыла мне мир верующих людей, истину, что без Бога мы не в силах справиться со своей миссией, только Божья любовь, терпение и мудрость помогут нам.
И я вошла в этот «другой» мир. Узнала силу молитвы матери и какое благословение может иметь семья. Принять ребенка во имя Христа — значит исполнить одну из Его заповедей с обетованием (Матф. 18:5). Защитить сироту, взять его в свой дом, накормить, обогреть — значит поселить Христа в своем доме (согласно Матф. 10:40-42 и 25:34-40).
Теперь я стараюсь посещать семинары и курсы, касающиеся темы сирот и воспитания детей. Например, семинар «Как быть мудрым родителем в безумном мире». Многие сестры дают мне литературу на эти темы. Рита предложила книгу «Пять путей к сердцу ребенка». Общение, особенно с людьми, которые вырастили детей, дает многое.
У моих детей были разные судьбы. Денис из многодетной семьи, он остался без матери в 10-тилетнем возрасте. Старшие братья заменили ему с сестрой маму, так как отец часто бывал в командировках. Семья была неблагополучная: братья пошли не той дорогой, отец сломался. В результате Денис с Аней попали в социальный приют. Девочку быстро пристроили в семью. А вот Денису, 15-тилетнему парню, имевшему проблемы с милицией, школой, трудно было решить этот вопрос. Да и сам мальчик не хотел ни к кому идти: он был никому не нужен из многочисленной родни и не верил чужим людям. Но сложилось так, что в мою семью он пошел. А с ним к нам пришли проблемы и неприятности. Но у Дениса характер настоящего мужчины. Если бы его силу воли, умения, целеустремленность направить в правильное русло, то он бы мог многого добиться в жизни. Я мало что успела для него сделать. Только одну мечту помогла реализовать — получить права на вождение автомобиля. Сейчас он работает строителем. Не все гладко в его судьбе. Но я не перестаю молиться о нем.
Света и Сережа — родные брат и сестра. Их доля страшнее всяких ужасов в сериалах. В наше время дети жили в городе, как в лесу. Таких называют «городские маугли». Света в 8 лет не была ни в детском саду, ни в школе. Не знала, что такое рынок, какие бывают деревья, ягоды. В доме, где они жили, не было даже кровати. В приюте девочке все объясняли, как ребенку трех лет. И хотя она умела разговаривать, но не хотела, а лишь лаяла по-собачьи и материлась. У Сережи не было документов, он официально не существовал, в больнице ему определяли возраст доктора. Шрамы на голове и теле свидетельствовали о том, как с ним обращались дома. Дети голодали, и это оставило свой след. За последние 4 года в их жизни многое поменялось, изменились и сами дети. Много было всего: не принимали порядок, дисциплину, необходимость обучения. Стрессы у Сережи привели к побегам из дома и к обследованию в психиатрической больнице.
Не знаю, что нас ждет впереди, но сейчас меня радуют успехи детей. Вроде все налаживается в их жизни. Света расцветает, учится старательно, хочет быть хорошей хозяйкой. У нее появилась уверенность. У Сережи проснулся интерес к учебе. Краски в его жизни стали ярче и светлее. Господь меняет людей, и мое сердце согревается от радости.
В доме появились новые дети: еще двое сыновей. Алешеньку взяли годовалого. Сейчас он всех смешит своими высказываниями и эмоциональным пересказом мультфильмов и событий. Паша у нас временно, скоро его заберет мама. Но как мало мам, которые исправляются! Как много боли у детей от разбитых надежд! Ведь они любят своих родителей и ждут их возвращения к нормальной жизни.
В нашей стране много сирот. Так не должно быть. Каждый из нас может скрасить ожидания ребенка, согрев его своей любовью и лаской, чтоб не ожесточались детские сердца. А мне приемные дети помогают постигать Божью мудрость и строить свои отношения с Господом. Ведь все мы — Его приемные дети. Он нас принял, и Ему нужна наша любовь, послушание. Пусть Господь благословит всех, кто откликнется на безмолвное прошение маленьких человечков!
Зоя Ноятова