Home Новости церквей ЕХБ Тростяница: церковь с 100-летней историей

Тростяница: церковь с 100-летней историей

by krinica

Деревня Тростяница – живописный уголок на карте Брестской области. Раньше здесь кипела деревенская жизнь. Сегодня – это место тишины и покоя рядом со старыми соседями: полями, лесом и рекой.

Когда попадаешь сюда, понимаешь, что не зря сменил шумный областной центр на островок спокойствия. Он становится ещё привлекательнее, потому что на ул. Брестской, 39 размещается Дом молитвы поместной церкви. 16 августа 2020 года она праздновала свой 100-летний юбилей.

Праздник совпал с 90-летием пресвитера Павла Артёмовича Мухи. Двойной повод собрал родственников и друзей. Послеобеденное время воскресного дня притягивало участников и гостей. Более 200 человек с нетерпением ждали начала торжественного служения. Тем более, что организаторы приготовили сюрпризы.

В обновленном Доме молитвы нетронутым остался зал для богослужений. Деревянные лавки, кафедра из фанеры, печь – просто и функционально. Стену украсили пожелтевшие фотографии: служителей, общины, свадьбы, застолья, крещения. Старые фотоснимки встречали посетителей в настоящем и переносили в прошлое.

Раньше крещение проводилось на реке. Сегодня во дворе стоит современный бассейн. Кандидаты на крещение были одеты в льняные рубахи и платья. Когда перестраивали Дом молитвы, нашли эти артефакты. Они в буквальном смысле сохранили запах истории. На некоторых из них есть инициалы владельцев. Сколько лет этим одеждам? Точно никто не знает. Сегодня они на молодых людях. Это дань уважения прошлым поколениям верующих людей и приобщение к их вере.

Тогда молитвенный дом не вмещал всех желающих. Павел Артемович рассказывал, что люди стояли в дверях и на улице. Ловили звуки пения и голоса проповедников через открытые окна. Этим летним днём хватило места всем. Гости расположились в тени плодовых деревьев. На окраине участка виднелась сцена для музыкантов и участников. А возле дома готовился плов, резались пироги, варился компот и ждали своей участи малосольные огурцы.

Скрипка – ровесница церкви звучала громко, ярко и проникновенно. Скорее всего, Лука Декуць-Малей привозил её из Бреста и играл на ней в этой местности.

Я думал о том, как легко переплетаются прошлое и настоящее. Рассказы о том, что было, накладывались на то, что есть. До и послевоенная Тростяница уступила место современной. Доказательством этому были старые и новые постройки, пожилые и молодые люди. Однако во всем этом не потерялось главное – любовь к Библии и людям.

Сегодня церковь в Тростянице объединила разные поколения христиан, разные церкви и даже страны. Гостям было что вспомнить и нашлось что сказать. Память участников листала свои и чужие страницы, воскрешая картины детства, молодости. А Павел Артёмович светился от радости.

Да, может быть сейчас община немногочисленна, но она есть. Десятки людей сократились до единиц, но они в церкви. Многолюдные воскресные служения уступили место общению за столом, но, как и раньше, в центре внимания Бог.

Кульминацией праздника стало крещение. Как и 100 лет назад, свидетелем этому важному событию в жизни четырёх молодых людей стало поселение XV века. Они – брестчане, но у двух из них прапрабабушка, прабабушка и бабушка посещали эту церковь. Это значит, что семена веры прорастают в сердцах новых поколений беларусов.

 

Нам сегодня есть что предложить обществу. Об этом говорили все. Ведь Библия остаётся книгой, которая не теряет своей актуальности. Мечтаю, чтобы её послание, захватившее когда-то сердца наших знаменитых соотечественников Франциска Скорины, Николая Радзивилла Черного и Луки Николаевича Декуць-Малея, стало близким для каждого жителя нашей страны.

И может быть они, спустя время, вспомнят нас, найдут молодые лица на фотоснимках и скажут несколько добрых слов о нашей вере. Поэтому особенно хочется, чтобы мы были похожи на глиняные сосуды с сокровищем внутри. О чем это я? О том, что славы достоин только Бог, а верующие – лишь прохожие, которые сделали то, что Он попросил – вдохнули и выдохнули приятный аромат Евангелия.

На мой взгляд, праздник удался. Его атмосферу нужно было пережить. Было всё: сердечные улыбки, теплые слова и рукопожатия, пожелания, цветы, вкусная еда. Как и когда-то, деревня слышала пение старых гимнов и звонкие голоса детей.

Да, всё течёт и меняется, но я ещё раз убедился, что церковь – это преемственность поколений. Павел Артёмович стал символом этой цепочки событий. Его не отпустили без подарка. В руках появилась картина акварелью. Пожилой пресвитер на фоне церкви, которую любит. Они современники с разницей в десять лет. Это единство поучительно.

Скоро новая фоторамка займет своё место на какой-нибудь стене. Она будет беречь память о том, что было, есть и обязательно должно повторяться: вера, надежда и любовь христианского сердца.

Сергей Бриштель