Home Духовная статья Счастье наоборот

Счастье наоборот

by Andrei

Что нужно человеку для полного счастья? Хорошие друзья, общение, работа, любовь, успех, здоровье, стабильное финансовое положение, дом, привлекательная внешность? Кто-то скажет: «Я счастлив, потому что женат». Другой наоборот: «Я счастлив, потому что развелся». Бедный думает о богатстве, а богатый знает: счастлив не будешь (у бедного, по крайней мере, есть надежда). Молодому человеку для полного счастья не хватает компьютера или новой машины. Девушка мечтает встретить принца. А моя пожилая соседка, живущая на пятом этаже в доме без лифта, больше всего хотела бы оказаться вдруг на первом этаже.

В чем же счастье?

Екклесиаст описывает свои поиски счастья. Он испытывал все, что ему было доступно, но подлинного счастья не нашел. Он искал счастье в мудрости, знании, но знание показало, что скрывается за внешней красотой, и лишь умножило скорбь ищущего. «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1:18). На дне колодца мудрости, как говорил П. Крифт, Екклесиаст нашел горькую воду. Не он первый, и не он последний.

Мудрость нужна, очень нужна в воспитании детей, выборе спутника жизни, работе. Даже ремонт сделать и в нужном месте гвоздь забить — без мудрости не обойтись. Но правильно и то, что мудрость раскрывает пустоту и бессодержательность жизни, способствуя умножению печали, а потом, она не помогает разрешить проблему зла. Екклесиаст решил испытать себя веселием, но оказалось, что и это — суета.

П. Крифт комментирует: «Если умные не овладели тайной счастья, если ум не дает радости, может быть, ее доставит тело? Удовольствие — самый простой ответ на вопрос о высшем благе. Для многих «удовольствие» и «счастье» — синонимы. И за удовольствиями ходить далеко не надо. Но каждый знает: раньше или позже удовольствия становятся скучными. Увеличиваешь дозу, а толку нет». К тому же, какое-то наслаждение может поработить человека. Ни один из начинающих пить не делает этого с желанием стать алкоголиком. Но число таких постоянно увеличивается. Третья попытка: если счастье не в знании, не в удовольствиях, может быть, его можно найти в больших делах, в богатстве? «Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева… собрал себе серебра, и золота, и драгоценностей от царей и областей… сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме» (Еккл. 2:4-5, 8, 9). И что же? «И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!» (Еккл. 2:11).

В. Суворов в своей книге «Аквариум» размышляет: «Не знаю почему, но успех не радует меня. Правы, наверное, люди, которые говорят, что счастье можно испытывать, лишь карабкаясь к успеху. А как только успеха достигнешь, то уже не ощущаешь себя счастливым. Среди тех, кто добился успеха, мало счастливых людей. Среди оборванных, грязных, голодных бродяг гораздо больше счастливых, чем среди звезд экрана или министров. И самоубийства среди всемирно признанных писателей и поэтов случаются гораздо чаще, чем среди дворников и мусорщиков».

Эрнест Хемингуэй по праву считается одним из самых великих американских писателей XX века. Он жил в разных странах, писал о трудной жизни солдат, рыболовов, спортсменов. Его книга «Старик и море» переведена на многие языки. Писатель был представлен к Нобелевской премии в литературе. Был ли он удовлетворен жизнью? Эрнест Хемингуей закончил жизнь самоубийством.

Кто-то сказал: «Самые разочарованные люди на свете — люди, получившие то, чего добивались». Радость великих дел меркнет от сознания ничтожности и случайности результатов труда. Богатство зависит от времени и случая и на поверку оказывается миражом. Богатые тоже плачут! Жена одного очень богатого человека жаловалась: «Каждую ночь, когда мимо проезжает машина, вздрагиваю. Может, за нами приехали». Оказывается, дорогая кровать не гарантирует здорового сна. Мнение Екклесиаста категорично: «Суета сует» (1:2). Буквально слово «суета» означает «дым, ничтожество, мыльный пузырь». Искать счастья в богатстве, успехе, великих делах, даже знании — значит, гоняться за ветром, тенью. Потому сегодня за улыбками и смехом известных людей часто скрывается глубокое разочарование и боль, и кто-то, не выдерживая, уходит из жизни.

Где же скрывается счастье?

Счастье наоборот

Основной миф в понимании счастья заключается в следующем: счастье зависит от обстоятельств, от нашего окружения, от обладания какими-либо вещами. То, что вокруг нас, делает счастливым. Если изменить обстоятельства, я стану счастлив. Если поступлю в институт, если уеду от родителей, если мне увеличат зарплату…

Иисус учит, что счастье не в обстоятельствах, а в расположении сердца, не в том, что вне нас, а в том, что внутри нас, не в том, что мы имеем, а в том, кто мы. Соответственно, надо выбирать другой путь к счастью. Искать надо праведности, кротости, чистоты сердца, и счастье тогда само настигнет нас. Исследования подтверждают эту истину. Самые счастливые те, кто помогает другим, гласит парадокс альтруизма.

В Евангелии от Матфея записана так называемая Нагорная проповедь Христа (Он произносил ее, взойдя на гору). И начал эту проповедь Иисус с размышления о счастье. В синодальном переводе использовано слово «блаженство». Это перевод греческого слова, означающего высшую форму счастья, чувство и состояние полного удовлетворения. Христос говорит, что приносит такое удовлетворение: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды… милостивые… чистые сердцем… изгнанные за правду…»

Согласитесь, начало разговора о счастье несколько необычное. Кто-то сказал, что это выглядит так, как будто бы Иисус, подкравшись к витрине жизни, поменял все цены на вещах. Люди ожидали услышать что-то другое. А Христос говорит, что Его ученики будут благословлены при тех обстоятельствах, которые, как их учили с раннего детства, были прямым свидетельством проклятья. Блаженны не состоятельные и обеспеченные, не беззаботные и веселые, не энергичные и ловкие, не красивые и преуспевающие, а плачущие, нищие духом, кроткие и изгнанные за правду. Это парадокс блаженства. Вся жизнь человека вращается вокруг погони за удовольствиями, за деньгами. А Иисус говорит: «Блаженны плачущие». Христос убеждает, что счастье принадлежит нищим духом, т. е. тем, кто зависит от Бога, нуждается в Нем, в смирении ходит пред Ним. Он, что еще труднее понять, уверяет, что счастье принадлежит кротким. В народе говорят: «Наглость — второе счастье»; а Христос все выворачивает наизнанку. Он обращает внимание на внутреннее, а не внешнее; конечно, даже верующие не могут вместить глубины учения Христа.

Счастье, о котором говорит Христос, основано не на обычном положительном восприятии окружающих обстоятельств. Человеческое счастье зависит от случайности, от жизненных обстоятельств; жизнь и случай могут дать человеку счастье, но могут его и разрушить. Перемена судьбы, потеря здоровья, крушение планов, даже перемена погоды могут лишить человека непостоянной радости, которую дает мир, но наше счастье не таково. Иисус сказал: «Радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоанн. 16:22).

Я не хочу преуменьшать значение простых, общих для всех ценностей: здоровья, успеха, дружбы. Все это нужно нам. Разве не хотели бы все иметь хорошее здоровье? Может быть, только человек, который никогда не был в больнице или не посещал там своих детей, с пренебрежением отзовется о болезнях. Деньги нужны нам хотя бы для того, чтобы поесть, и только глупый человек будет радоваться, когда потеряет работу. Но эти ценности нельзя назвать вечными. Имея все это, человек может оставаться самым несчастным. «В жизни каждого из нас, — пишет Р. Захариас, — рано или поздно наступает момент, когда пища не восстанавливает полностью наши угасающие жизненные силы, дружба не помогает решить все проблемы, праздники и наслаждения радуют не так, как в былые годы. Время неумолимо движется в одном направлении. Тело слабеет и, в конце концов, умирает даже при наилучшей пище». Вечного смысла во временном мы не обретем. Блаженный Августин говорил: «Ты создал нас для себя, и не найдет покоя наше сердце, пока не успокоится в Тебе».

 

Обретение счастья

 

Проблема — в нашем сердце, в наших мыслях. Мы стараемся что-то изменить вокруг нас, ропщем на условия жизни, но ведь счастье зависит от состояния нашего сердца, прежде всего. Мы теряем радость, потому что грех нарушил мир в сердце. Грех, во-первых, разделил человека с Богом. Библия говорит: «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим» (Ис. 59:2).

Из-за разрыва с Богом нарушились наши взаимоотношения с другими людьми.. Мы причиняем друг другу огорчения, обижаемся, завидуем, ненавидим. Мы разобщены друг с другом. Но грех также привел к порче самой природы человека. В человеке проявляется склонность ко греху. Он не может управлять собой. Он переживает внутренние конфликты, горечь. Не в обстоятельствах проблема. Однако нам внушают, что главное — хорошие обстоятельства. Если изменить обстановку, я стану счастлив. Христос говорит: человека надо менять, ему нужно новое сердце, новые мысли, и именно это Иисус и делает. Испытав радость спасения и жизни с Ним, мы становимся сопричастниками этого неземного блаженства, становимся гражданами Царства и наслаждаемся блаженством жизни с Ним. Ибо блаженство неразрывно связано с прощением грехов. Давид говорил об этом еще в глубокой древности: «Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха и в чьем духе нет лукавства!» (Пс. 31:1-2). Именно грех, как зонтик, закрывает нас от ливня благословений Божиих. Конечно, полное блаженство испытаем в будущем, но ведь и сегодня мы счастливы… Мы уже пожинаем начатки плодов, а будет еще весь урожай. Блаженство обретет свою полноту и завершенность в присутствии Бога, но уже сейчас мы вкушаем радость пребывания в Царстве и поем:

Как счастлив я, что я Христа имею,

Как счастлив я, что Он всегда со мной!