В наших рассуждениях на тему «Основы христианской веры» остановимся на личности Иисуса Христа и истории спасения. Прежде чем это сделать, давайте поближе познакомимся с временем, когда Он пришел в этот мир. Иисус пришел, когда «исполнилось время», Марк.1:15, когда все было уже приготовлено. Это приготовление было в планах Божьих. Оно имело особое значение. Чтобы лучше понять Евангелие, необходимо хотя бы поверхностно узнать историю, предшествующую пришествию Христа.
После вавилонского плена
После 539 г. до Р.Х. евреи возвращаются из вавилонского плена. Эти события описывают книги Ездры и Неемии. Еще при жизни Неемии пророчествовал последний из пророков — Малахия. Что же происходило позднее, когда смолкли пророки?
Евреи построили храм и почитали в нем Господа, следуя закону Моисея. Их предводителями были священники и «изучающие Библию». Жизнь избранного народа концентрировалась вокруг Закона и священников. Этот спокойный период в жизни избранного народа был прерван завоеваниями Александра Великого и влиянием эллинизма. Борьба с эллинизмом — типом культуры, основанном на светском мировоззрении греков, продолжалось до падения еврейской государственности в 70 г. после Р.Х.
В 334 г. до Р.Х. 22-летний Александр Великий атаковал Персидскую империю и захватил ее. Потом подчинил себе Палестину и Египет. Сюда он принес греческую культуру и искусство, поселил греческих колонистов, ввел греческий язык. Он покорял не только народы, но и их цивилизации. После его смерти, в 323 г. до Р.Х., предводители его армий разделили огромную империю между собой. Птоломей стал правителем в Египте, Селевк — в Малой Азии. Иудея находилась между Египтом и Сирией.
В 198 г. до Р.Х. вся Палестина отошла ко владениям селевкидов. В это время особенно распространился эллинизм. В городах регулярно приносились жертвы греческим богам, организовывались соревнования, на которых спортсмены выступали обнаженными, устраивались выставки греческого искусства. В Иерусалиме образовалась партия эллинистов, имеющая большое влияние на жизнь всей страны.
В 175 г. до Р.Х. царем стал Антиох IV, называющий себя «Епифан», что значит «явленный бог». При его поддержке предводитель эллинистов в Иерусалиме, Язон, стал первосвященником. В 171 г. до Р.Х. Манелаус, эллинизованный еврей, подкупает Антиоха и сам становится первосвященником. В это время особенно сильно стало наступать на Израиль язычество. Возвращаясь покоренным с границы Египта, (представитель Рима приказал ему вернуться) Антиох разграбливает храм в Иерусалиме, разрушает сам город. Затем перед храмом устанавливает алтарь Зевса олимпийского, что было исключительной профанацией (осквернением, оскорблением) святого места.
В 166 г. до Р.Х. вспыхивает восстание Маккавеев против Селевкидов. Во главе его встает Матафия и его сыновья: Иуда, Ионафан, Симеон. Симеон стал первым царем Иудеи из рода Хасмонеев. Мир и достаток были в течение 31 года царствования его сына Иоанна (135-104). Как первосвященник и царь, он руководил армией, вынудил потомков Исава стать формально евреями, разрушил Самарийский храм на горе Гаризим. В это время возникает группировка еврейских традиционалистов, или фарисеев. Эллинистическую партию представляли саддукеи.
Наследником Иоанна был его сын Аристовул I (104-103), а затем его брат Александр (103-76), который, как первосвященник, был одновременно талантливым военным руководителем, искусным политиком. При нем велась борьба с фарисеями. Однажды он распял публично 800 человек. Антипаса он установил правителем Идумеи, завоеванной еще его отцом. Сын Антипаса, Антипатр, позднее сыграет важную роль в истории евреев.
После смерти Яннея, на королевском троне воссела его жена Александра. В период ее власти отмечен особый всплеск фарисейства. После смерти Александры, роль первосвященника исполнял ее сын Гиркан II, на трон воссел ее сын Аристовул II (67-63). Лишенный функции первосвященника Гиркан II при поддержке Антипатра побеждает Аристовула II. Затем оба брата обратились за помощью к римским войскам, располагавшимся в Дамаске. Евреи, недовольные своими воюющими первосвященниками, послали в Дамаск свою отдельную делегацию. Римские войска заняли Иерусалим, установили Гиркана II первосвященником, а также властителем (но не царем) Иудеи. Антипатр победил дипломатически и в награду был установлен прокуратором Палестины. Используя возможность, он установил своего сына Фазееля правителем Иудеи, а другого, — Ирода, — Галилеи. Сам он был отравлен фанатиком-евреем.
После смерти Юлия Цезаря и самоубийства Фазееля, Ирод в 40 г. до Р.Х. направляется в Рим и там получает титул «царь евреев». В 37 г. до Р.Х. он захватывает Иерусалим. После обретения власти Ирод приступил к ликвидации своих противников. Он издал приказ об умерщвлении Антиоха и Аристовула, своих сыновей, и 68 членов синедриона. Он утопил молодого первосвященника Гиркана II. Затем были убиты: Мириам, одна из его жен, из рода Хасманов, и двое ее сыновей: Аристовул и Александр.
Вот почему вопрос: «Где родившийся Царь иудейский?» Матф. 2:2, так сильно встревожил Ирода.
Еврейская диаспора
Евреи, выведенные ассирийцами из Сев. Царства (Израиля) после падения Самарии в 722 г. до Р.Х., никогда не возвращались на родину. Такая же судьба была и у выведенных из Иудеи. Оставшиеся в новых странах своего пребывания составляли диаспору-общину. В общинах читали Закон, слушали проповеди, молились. Синагоги для евреев данной местности были тем, чем Иудея для евреев всего мира. Каждый член общины мог выступать с речью (ср. Лук.4:16-22; Деян.13:15-16). Для язычников общины были школой морали и религии. Как мы уже знаем, много язычников переходило в иудаизм.
Диаспора распространяла Священное Писание. Перевела Старый Завет в Египте с еврейского на греческий язык, которым повсеместно пользовались евреи в других странах. Священное Писание на понятном для других языке стало орудием миссии еврейских общин. Иудаизм еврейских диаспор стал предшественником и глашатаем христианства. Он нес с собой Слово Господне и соответствующий стиль жизни.
Надежда на Мессию
Это важный элемент еврейской веры. По-еврейски «Мессия» означает помазанник, посланный Богом. В таком значении даже Кир Ис.45:1 предназначался для реализации особенных Божиих намерений. Служение первосвященника или царя были для евреев мессианистическими, праздничная церемония помазания предшествовала получению власти. Еврейское слово «Мессия» переводится на греческий как «Христос». Царь также, как и первосвященник, выступал как посредник между Богом и человеком. Обычно «мессиями» были цари из династии царя Давида. Мессианистическая надежда начинается с обещания, данного еще в раю Быт.3:15. Второе обещание заключено в тексте Бытие 9:26-27. Будущий властитель будет семитской национальности, потомок Авраама Быт.12:2-3, властителем из колена Иуды Быт.49:10, сильным воином Чис.24:17, Господним пророком Втор.18:15, царем из династии Давида 2 Цар.7:12-17.
Эта надежда особенно сильно проявляется в Псалтире, израильских песнях славы. Такие псалмы, как 2, 45 и 110 целиком посвящены Мессии. В псалмах говорится о терпении Мессии 40:8-10, предательстве 41:9-11, распятии, воскресении 16:8-11 и вознесении 68:18.
Особенно решительно о Мессии говорили пророки. Так Исаия говорит о Мессии, как о слуге Господа 42:1-9; 49:1-13; 50:4-11; 52:1; 53:12. Михей указывает на место рождения 5:2. Именно на этот текст указали иерусалимские первосвященники, когда у них спросили про место рождения еврейского царя Мат.2:6. Иеремия указывает на установление нового завета 31:31-34 ср. Евр.8:10-12. Захария предсказывает въезд на осленке 9:9, предательство за 30 сребреников 11:12-13 и пробитый бок 12:10.
Ожидание исполнения надежды на Мессию особенно чувствуется в этот промежуток времени. С нетерпением ожидали нового пророка Иоан.4:25, появления сверхъестественной личности, которая порвет ленту преступлений и терпений народа, избранного Богом. Свитки книг из Кумрана говорят о скором пришествии великого пророка, вождя и священника в одном лице. Он поведет своих приверженцев в победный бой с сынами тьмы.
Приготовление цивилизованного мира
Здесь речь пойдет о греко-римской культуре тех времен. Как сказал кто-то из древних, весь мир в I веке нашей эры ходил в греческую школу. Еврейская теологическая мысль пришла к своему расцвету и стала основой христианства в греческом понимании, а греческая как бы ожидала прихода новой религии. Древние греки называли свою страну «Эллада», а себя — эллинами. Хоть Греция не была большой страной, однако в разных отраслях жизни с ее достижениями считаются и сейчас. Учение в греко-римском мире было занятием повсеместным и уважаемым. Греческие школы находились на территории всего бассейна Средиземного моря, основывались большие библиотеки, музеи.
Особое место в этой культуре занимал язык. Его богатство и глубина могли всесторонне выразить различные понятия и переживания. Аттицкий диалект греческого языка стал языком Александра Великого, его солдат и купцов в 338-146 гг. до Р.Х. Именно на этот язык александрийские евреи перевели Ветхий Завет. Этот повсеместно используемый, популярный народный язык (не классический литературный) во времена расцвета христианства назывался греческий-койне. Этим языком пользовались первые христиане, возвещая Евангелие и при написании Нового Завета.
а) Философия
Во времена, предшествовавшие рождению Христа, в греческом мире распространялись различные философские взгляды, помогающие принятию новых мыслей. Так софисты подчеркивали человеческое достоинство и свободу в религиозной, политической и интеллектуальной жизни. Девиз: «Человек — мера всех вещей» принуждал сделать ревизию предыдущих взглядов и убеждений. Сократ, Платон и Аристотель говорили о реальности духовного мира, о необходимости правильного мышления, о необходимости связи теории с жизненной практикой. Филон, александрийский еврей, хотел соединить великую еврейскую мысль с греческой философией. По его убеждениям, посредником между Богом и человеческой душой является Logos или Слово.
б) Политическая ситуация
Говорят, что прежде чем мудрецы сложили у ног новорожденного Царя свои дары, возле бедных ясель стояли три невидимые фигуры: еврей, грек и римлянин. Еврей представлял богатство религиозного наследия, грек — развитый язык и быстроту мысли, а римлянин — организованный и основанный на римских законах мир.
Иисус родился как еврей, Его жизнь была описана по-гречески, а власти Рима сделали так, что, когда «исполнилось время», Иосиф и Мария пошли в Вифлеем.
Римская империя являлась крупнейшим достижением политики в том мире. Pax Romana (римский мир) продержался около 200 лет. Со времен Александра Великого все время шли войны и волнения. Повсеместный мир во всей Римской империи, от Британии до Евфрата, наступил только в 27 г. до Р.Х. Греки, римляне и евреи являлись поддаными одной власти. Она соединяла эти народы и, таким образом, готовила их к христианству.
В первый раз тогда можно было говорить о всем человечестве, о всем мире. Все национальные барьеры были разрушены, большие города были местами, где можно было увидеть людей всех рас и языков. Становились друзьями солдаты из разных частей мира. Высокообразованные греческие пленники становились учителями и воспитателями своих римских хозяев и их детей. Христос пришел во время, когда все цивилизованные народы жили «под одной крышей», разговаривали на одном языке, зависили от одного человека и ожидали одного Избавителя. В первый раз тогда появилось понятие «братства всех людей». Pax Romana представлял безопасное путешествие на суше и на море. Римские торговые пути соединяли между собой все части империи. Пример Павла говорит о частых морских путешествиях. Pax Romana гарантировал примеримость и уважение ко всем религиям. Так как христианство считалось ветвью иудаизма, первые христианские миссионеры охранялись государственным законом.
в) Религиозная ситуация
Религией древних греков был антропоморфический политеизм. Богами древних греков являлись сверхъестественные существа, имевшие не только качества людей, но также и их слабости. Но это были домашние, городские и государственные боги. После того как греки столкнулись с другими обычаями и религиями, возникло религиозное смешание. Мешались между собой люди и боги. Более культурные греки теряли веру в локальные божества своих предков. Они все чаще думали о божестве, правящем всем миром.
Похожее смешание появилось также и в римской религии. Причиной этого послужили моральный упадок, формализм государственной религии и ожидание лучшего познания Бога. Религиозные мистерии, бывшие смешанием философии, магии, астрологии и чужих культов, должны были оживить духовную и эмоциональную жизнь общества. Почиталась богиня плодородия Сибела, египетская Исида (особенно подчеркивалось связанное с ней понятие смерти и воскресения). Во время поклонения Сибеле в жертву приносились волы, кровь которых стекала на ее поклонников…
В персидской религии поклонение концентрировалось на еде мяса жертвенного животного при пиршествах.
Евреи не искали познания Бога своими силами. Наоборот, Бог искал их и явился им в их истории. Иерусалим стал символом позитивной религиозной подготовки к приходу христианства, так как «спасение от евреев». Исключительным элементом еврейской мысли был монотеизм. Языческие божества еврейские пророки называли идолами. Грехом в понятии евреев было внутреннее нарушение воли Божией. Иудаизм также заключал в себе надежду на будущее, что было чем-то необычным в безнадежности жизни тех времен. Некоторые философы ожидали прихода посредника, который установит мир и справедливость.
Эхом надежды на Мессию являются откровения царицы Савской, собрание стихов, написанных в I веке до н.э. Особенно авторитетны были эти произведения в средневековье.
В таком положении был еврейский народ и мир перед рождением Иисуса в Вифлееме. Все элементы этой ситуации свидетельствуют о Божьем руководстве и подготовлении соответствующей атмосферы в Палестине и римской империи для начала новой эпохи в жизни человечества. Бог не только дал миру Евангелие, но и приготовил мир к его приходу.
«После же того как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.» Мар.1:14-15.
К. Вязовский