Существует легенда о том, как Иисус возвратился на небо после завершения Своего дела на земле. На руках и ногах Его сохранились следы распятия. Архангел Гавриил сказал Христу: «Господи, Ты, видимо, очень сильно пострадал от людей там, внизу». — «Да, пострадал», — сказал Иисус в ответ. «А все ли люди теперь знают, как Ты возлюбил их и что Ты совершил для них?» — спросил Гавриил. «О, нет, — сказал Иисус, — еще нет. Только несколько человек в Палестине это знают». — «А что Ты сделал, — спросил Гавриил, — чтобы они узнали об этом?» Иисус сказал: «Я попросил Петра, Иакова, Иоанна и еще нескольких человек посвятить всю жизнь тому, чтобы рассказывать людям обо Мне, чтобы те, в свою очередь, рассказывали другим, и так далее, пока каждый, даже в самом далеком краю, не узнает, что Я совершил». Гавриил воспринял эту идею с сомнением, потому что он хорошо знал, кого представляют собой люди. «Да, — сказал он, — ну, а если Петр, Иаков и Иоанн устанут? А что, если люди после них забудут все? А что, если, скажем, в двадцатом веке люди просто не будут рассказывать другим о Тебе? Есть ли у Тебя какой-нибудь другой план?» Иисус ответил: «Нет, у Меня нет другого плана. Я полагаюсь на них». Существует легенда о том, как Иисус возвратился на небо после завершения Своего дела на земле. На руках и ногах Его сохранились следы распятия. Архангел Гавриил сказал Христу: «Господи, Ты, видимо, очень сильно пострадал от людей там, внизу». — «Да, пострадал», — сказал Иисус в ответ. «А все ли люди теперь знают, как Ты возлюбил их и что Ты совершил для них?» — спросил Гавриил. «О, нет, — сказал Иисус, — еще нет. Только несколько человек в Палестине это знают». — «А что Ты сделал, — спросил Гавриил, — чтобы они узнали об этом?» Иисус сказал: «Я попросил Петра, Иакова, Иоанна и еще нескольких человек посвятить всю жизнь тому, чтобы рассказывать людям обо Мне, чтобы те, в свою очередь, рассказывали другим, и так далее, пока каждый, даже в самом далеком краю, не узнает, что Я совершил». Гавриил воспринял эту идею с сомнением, потому что он хорошо знал, кого представляют собой люди. «Да, — сказал он, — ну, а если Петр, Иаков и Иоанн устанут? А что, если люди после них забудут все? А что, если, скажем, в двадцатом веке люди просто не будут рассказывать другим о Тебе? Есть ли у Тебя какой-нибудь другой план?» Иисус ответил: «Нет, у Меня нет другого плана. Я полагаюсь на них».
Дорогой мой брат, дорогая сестра! У Бога нет другого плана в деле спасения грешников – Бог полагается на нас. У Него нет других людей, которые бы донесли Евангелие до наших соседей, родных, друзей и коллег – Бог посылает тебя и меня. В Евангелии от Иоанна мы читаем: «Иисус же сказал им вторично: «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас»» (Иоанн. 20:21). Бог посылает тебя и меня в этот мир нести благую весть о Христе.
Но, может быть, ты думаешь так: «Я не апостол, у меня не получится быть хорошим проповедником Евангелия: я робкий человек, у меня не хватит ни смелости, ни знания». Если ты так действительно думаешь, то глубоко заблуждаешься. Вспомни, среди апостолов были разные люди: и смелые, и робкие. Но все они стали хорошими свидетелями Христа. Не все они могли смело и дерзновенно проповедовать слово, как это делал апостол Петр, но каждый из них нес благую весть, в соответствии со своим характером и темпераментом. Мы все разные, и поэтому методы, которые используем в благовестии, тоже разные. И ответственность каждого из нас — найти тот метод, который был бы наиболее близок нам, используя который, мы бы чувствовали себя относительно комфортно.
Приведу пример из своей жизни. Однажды мне пришлось участвовать в евангелизации по методу «звонок в дверь». Мы ходили по квартирам в районе нашей церкви, звонили в двери и предлагали людям послушать о Христе. Многие не хотели слушать — сразу же захлопывали дверь. Другие впускали нас и слушали евангельскую весть. Хочу признаться, что такой метод евангелизации находится далеко за пределами моей зоны комфорта. После первого же дня я чувствовал себя уставшим. Тогда я подумал: «Еще четыре дня осталось! Господи, дай мне сил пережить их». Хочу добавить: если бы этот метод был эффективным и много людей приходило бы через него к Богу, я бы все-таки время от времени участвовал в нем. Молился бы, набирался сил и выходил бы за свою зону комфорта во имя спасения грешников. Но даже в этом случае этот метод не стал бы моим стилем жизни. Он бы носил характер разовой кампании, окончания которой я бы ждал с нетерпением уже сразу же после ее начала. Для того чтобы евангелизация стала стилем жизни, необходимо каждому найти тот метод, который соответствовал бы его натуре или его личной конституции.
В Библии мы находим, по крайней мере, шесть методов благовестия или участия в нем.
1. Обличение, или метод конфронтации
Яркий представитель этого метода – Иоанн Креститель. Обратите внимание на его стиль проповеди: «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния»» (Матф. 3:7-8). Пророки Ветхого Завета тоже часто использовали такой метод. Сильная сторона его заключается в том, что человеку без всяких «вокруг да около» предлагается сделать выбор, с кем он хочет проводить вечность – с Богом или дьяволом.
Однажды в нашей церкви проповедовал гость. Прежде чем начать проповедь, он обратился к залу с вопросом: «Кто из вас сегодня проповедовал в транспорте во время поездки в церковь?» Тогда никто не поднял руки, и все мы чувствовали себя виноватыми в том, что не проповедовали в транспорте. Но проблема в том, что не у каждого есть столько дерзновения и смелости, как у этого брата-проповедника. И, если у кого-то есть такое дерзновение, слава Богу за таких людей.
Множество людей пришло к Богу через использование такого метода. Именно его представители сформулировали очень хороший вопрос, по которому можно определить, действительно ли человек стал Божьим чадом или нет. Вот как от звучит: «Если сегодня твоя жизнь прервется (ведь каждый из нас не вечен), ты предстанешь пред Богом и Бог спросит тебя: «На каком основании Я должен принять тебя в свое царство?» — что ты ответишь?»
2. Личное свидетельство
Иисус Христос сказал: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли» (Деян. 1:8). Мы будем свидетелями Христа. Не адвокатами Его, а свидетелями. Свидетель и адвокат не одно и то же лицо. Адвокату нужно очень много знать, разбираться в законодательстве, уметь аргументировать свою точку зрения. Только особо одаренные люди могут быть адвокатами. Но все обстоит гораздо проще со свидетелями. Все, что требуется от свидетеля, это рассказать правду о том, что он видел. Иисус Христос призывает нас быть Его свидетелями, т. е рассказывать о собственном духовном опыте встречи с Богом. Однажды Иисус освободил человека от одержимости. «И, когда Он вошел в лодку, бесновавшийся (до встречи со Христом – прим. авт.) просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: «Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя»» (Марк. 5:18-19). Освобожденный от дьявольских оков человек вряд ли был богословом. Не был он и философом. Даже о Христе он знал немного. Но о чем он мог говорить искренне, с абсолютной уверенностью? О том, что сотворил с ним Иисус. Чтобы составить хорошее свидетельство, необходимо в нем ответить на три вопроса:
1. Какой была моя жизнь до встречи с Иисусом?
2. Что побудило меня искать Иисуса и как я встретил Его?
3. Как моя жизнь изменилась после встречи с Иисусом?
Друзья, поверьте, люди очень любят слушать истории других людей. Рассказывайте историю своего обращения, свой опыт встречи с Богом при любой возможности. И, когда вы будете это делать, семена веры будут сеяться в сердцах людей.
3. Апологетика
Апостол Павел в Афинах использовал этот метод в беседе с философами (Деян. 17). Тому, кто собирается использовать этот метод, необходимо серьезно заняться богословской наукой, которая называется апологетикой. Апологетика формулирует рациональные аргументы в пользу бытия Бога, воскресения Христа, достоверности Библии, жизни после смерти и т. д. Апологетика, например, не доказывает бытие Бога математическим методом, а просто показывает разумность веры в Бога. Есть люди, которые не пришли бы к Богу никогда, если бы не услышали рациональные аргументы в пользу христианской веры.
4. Дружеские отношения
Ярким представителем данного метода является Левий: «После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: «Следуй за Мною». И он, оставив все, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними» (Лук. 5:27-29). Левий решил познакомить с Иисусом своих коллег, возможно, друзей. И сделал он это в неформальной обстановке. Статистика показывает, что каждый четвертый, приглашенный другом в церковь, принимает приглашение. Дружба с людьми – это очень эффективный метод свидетельства. Друзья открыты для бесед на самые разные темы. В рамках дружеских отношений возникает множество возможностей для бесед о Христе.
5. Приглашение
Ярким представителем данного метода является женщина-самарянка, которая встретила Христа у колодца: «Тогда женщина оставила водонос свой, и пошла в город, и говорит людям: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» Они вышли из города и пошли к Нему» (Иоанн. 4:28-30). Пригласить близкого человека на важное церковное событие или праздник может даже самый робкий и скромный человек.
6. Практическое служение
Ярким представителем данного метода является Тавифа: «В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь» (Деян. 9:36). Бескорыстное служение людям, доброта – это еще один ключ к сердцам неверующих людей.
7. Молитва
Безусловно, молитва за неверующих является необходимым условием успешного благовестия. Если ты не выбрал ни один из методов, тогда просто молись за своих близких. И, если будешь это делать регулярно, я уверен, что ты обязательно начнешь благовествовать, используя один или несколько методов, перечисленных выше.
В заключение хочу напомнить слова Христа, записанные в Евангелии от Матфея: «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою»» (Матф. 9:36-38). Что хотел сказать этими словами Господь? Что множество людей нуждаются в спасении, но не много тех, кто готов бы рассказать людям Евангелие.
Какой из шести методов наиболее близок тебе? При каком способе свидетельства ты чувствуешь себя «как рыба в воде»? Выбери свой метод, и пусть он станет стилем твоей жизни. Сегодня Господь призывает тебя стать Его соработником, Его делателем на ниве спасения погибающих людей.
Дмитрий Лазута