Болезни одолевают не только человеческое тело, но и душу, поэтому она зачастую также нуждается в исцелении. В этой статье мы поговорим о самой тяжкой болезни души, которая некогда поразила пророка Иону.
В медицинской практике существует аксиома, которую не знает, пожалуй, только невежда: «Прежде чем лечить, нужно правильно поставить диагноз». Однако поставить точный диагноз не всегда просто!
В мои студенческие годы однажды произошел случай, который я запомнил на всю жизнь. Нашей группе было поручено определить заболевание у пожилого человека. Пациент оказался словоохотливым и, не дожидаясь осмотра, объявил со знанием дела: «Ребята, у меня параксизмальная тахикардия, я принимаю вот эти лекарства». С его слов мы и записали диагноз. Когда проверяющий врач услышала наше заключение, то возмущенно спросила: «А вы осматривали его?» Выяснив, что этого не было, она решительно повела нас в палату и попросила больного раздеться. «Вы обратили внимание на его бочкообразную грудную клетку?» – громко спросила преподаватель нас, взволнованных неудачей студентов. Простукивая больного, она снова обратилась к нам: «О чем говорит этот коробочный звук? Вы спрашивали пациента о его прежней работе?» Оказалось, что мужчина долгое время работал шахтером, дышал угольной пылью и, в конечном счете, заработал эмфизему легких, а на фоне этой легочной недостаточности у него и развилось заболевание сердца. Однако никто из нас не потрудился увидеть корень проблемы, довольствуясь лишь поверхностным опросом. Тогда я получил важный урок: не торопиться с выводами, но тщательно исследовать проблему от «А» до «Я».
Давайте воспользуемся этим принципом и внимательно «осмотрим» пророка, заболевшего после того, как он, казалось бы, выполнил поставленную перед ним задачу. А потом попробуем выявить симптомы и поставить диагноз болезни, поразившей его душу, а также подумаем о возможных способах ее лечения.
Симптом первый: огорчение на Божий промысел
Иона был категорически не согласен с помилованием, которое Господь явил ниневитянам, и никак не хотел смириться с Его действиями. До последнего момента в глубине души он все еще надеялся, что Вседержитель сотрет этот ненавистный для Израиля город с лица земли.
«И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел. Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу и сказал: «О Господи! Не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии»» (Иона 3:10-4:2).
Разочарование в Боге… Филипп Янси в своей книге «Где Бог, когда я страдаю?» глубоко исследует эту проблему. Ведь с ней сталкивается практически каждый человек, задавая при этом одни и те же вопросы: «Почему Бог игнорирует мои желания? Почему Он так плохо обращается со мной?» Как-то я начал свидетельствовать одной женщине о Боге, но вскоре она прервала меня вопросом: «Если Бог есть, то почему Он отнял у меня единственного сына?» Как выяснилось позже, ее сын был летчиком и погиб, попав в авиакатастрофу. Душевная рана матери была столь велика, что она так и не смогла смириться с потерей и закрыла свое сердце для Бога. Эта женщина не одинока в своем горе. Многие люди сегодня перенесли огромную утрату, и большинство из них, подобно ей, винят Бога во всех возникающих в жизни проблемах и неудачах. Сотни тысяч каждый день вопиют к Небу, пытаясь найти причины своего страдания. В Германии на месте трагедий стало обычным оставлять венки с единственным словом: «ПОЧЕМУ?».
В жизни миллионов людей проявляется этот симптом – обида на Божье провидение. При этом они, подобно Ионе, забывают, сколько милостей являл им Бог. Они не помнят, как Он заботился о них и оберегал их жизнь все остальное время.
Симптом второй: утрата смысла жизни
«И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (Иона 4:3). На фоне развернувшегося в Ниневии пробуждения пророк ведет себя очень странно. Только представьте себе: самым искренним образом к Богу обратился многотысячный город. Его жители, как духовные младенцы, жаждут духовного молока: понять основные истины Писания. Они желают больше знать о Творце, Который так милостиво поступил с ними. Думают о том, как научиться правильно молиться и поклоняться живому Богу. Хотят обновить отношения с супругами и детьми, начать правильно вести бизнес и т. д.
Во всем городе был всего лишь один человек, который знал ответы на все эти важные для новообращенных вопросы, – Божий глашатай Иона. Однако, вместо того чтобы поделиться с горожанами необходимым для них откровением, этот пророк кричит Богу: «Убей меня, моя жизнь не имеет смысла!» Если жизнь Ионы и имела когда-нибудь наивысший смысл, то именно сейчас! Обучать новообращенных, готовить их к крещению, основывать библейскую семинарию, проповедовать Слово Божие, разрешать конфликты – вот основной перечень его обязанностей, добросовестное исполнение которых не оставило бы времени даже для пищи и сна. Кроме того, увидев чудо Божьего возрождения, пророк просто был обязан начать строить планы миссионерского служения в близлежащих странах… Многие пасторы и проповедники плакали бы от счастья, видя столь потрясающий отклик на свою проповедь. Они благодарили бы Бога день и ночь за радость послужить людям, охваченным огнем ревности по святой жизни. Иона же на фоне этой вопиющей нужды в служителях Слова молит Бога о смерти, ибо жизнь ему уже не мила!
Симптом третий: нежелание общаться с Богом
«И сказал Господь: «Неужели это огорчило тебя так сильно?» И вышел Иона из города…» (Иона 4:4-5).
Вы обратили внимание, что Иона ничего не ответил на вопрос Господа? Вместо того чтобы рассказать Создателю о своих переживаниях, он встает и уходит из ненавистного ему города. Пророк ведет себя так, как поступает впечатлительная жена с обидевшим ее мужем – не отвечает на его вопросы и демонстративно отвергает все знаки внимания. Почему Иона так быстро забыл о неприятном времени, проведенном в китовом чреве? Где благодарность за спасение души, когда Бог вырвал его буквально из рук преисподней? Где, в конце концов, благоговение пред Всевышним? Болезнь, поразившая сердце пророка, весьма опасна. Она буквально уничтожает все духовное в человеке. Самое страшное, что может произойти с верующим человеком, – это закрытость для Бога и нежелание с Ним общаться. Ведь в таком случае люди перекрывают единственный источник кислорода, который питает их духовного человека и поддерживает в нем жизнь.
Симптом четвертый: манипулирование Богом
«И вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом» (Иона 4:5). Интересно, чего же выжидал за городскими стенами в наспех сделанном шалаше строптивый пророк? Ведь было очевидно, что город помилован Богом и люди усердно стараются вести благочестивый образ жизни. А если кто-то и продолжал сильно грешить, то это был Иона. Если кто-то и был достоин сейчас наказания, то опять же только Божий посланник. Но невозможно даже предположить, что Иона ожидал наказания для себя. Текст книги говорит о его желании увидеть, «что будет с городом».
Иона бросил вызов Богу и пытался манипулировать Им. Своей истерикой и демонстративным молчанием пророк рассчитывал побудить Всевышнего пойти на поводу своей грешной воли. Он ожидал, что Бог все же поменяет Свое решение и сменит милость на гнев. Именно поэтому и соорудил наблюдательный пункт на одном из холмов вблизи Ниневии.
Итак, перед нами четыре симптома болезни Ионы: огорчение на Бога, утрата смысла жизни, нежелание молиться и манипулирование Богом. Если учесть их все, то они укажут на одну весьма распространенную в христианской среде болезнь – болезнь уязвленного самолюбия.
Скольких людей изгнал этот недуг из церкви, сколько разрушил браков, сколько друзей сделал лютыми врагами! Эта болезнь, словно отравленная ядом стрела, летящая в ночи, и зараза, опустошающая в полдень, одно за другим поражает людские сердца. Всего лишь один человек во всей земной истории никогда не болел ею – Иисус Христос! Почему же пророк Божий подвергся этой напасти? Ему, по всей видимости, представлялось, что Бог, помиловав ниневитян, тем самым как бы растоптал его значимость, превратив ее в «отходы», которые не поддаются никакой утилизации. Позвольте более подробно объяснить положение пророка. Представьте себе, что после проповеди Ионы Бог в одно мгновение уничтожает грешную Ниневию. Пророк возвращается в Израиль и докладывает синедриону о своей деятельности. Для его слушателей, воспитанных на заповедях «око за око и зуб за зуб», а также «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего», сообщение о Божьем наказании ненавистных ниневитян было бы самой сладостной музыкой. Не сомневаюсь, что Иону прославляли бы как наилучшего проповедника всех времен и народов. Ему могли бы еще при жизни воздвигнуть памятник. Старейшины бесперебойно приглашали бы такого пророка выступить у них в синагогах. А биографы, в свою очередь, поспешили бы написать книгу о его жизненном пути. Ионе было бы приятно ощущать признательность современников и свою нужность людям.
В реальности же ему необходимо было вернуться в свою страну и доложить о том, как после его проповеди ниневитяне покаялись и обрели Божье помилование. «Таким образом, – завершил бы свою речь Иона, – наши бывшие враги живут в здравии, чего я и вам желаю». Не думаю, что его речь была бы воспринята с восторгом. Вряд ли такого проповедника наперебой стали бы приглашать в израильские города и села рассказать о помиловании лютых врагов. В глазах соотечественников его значимость как пророка была бы уничтожена. Иона просто не знал, для чего после этого следует жить. Ему казалось, что Бог просто-напросто вытер об него ноги. Самолюбие глашатая поистине было уязвлено, нанесенная рана кровоточила и нестерпимо болела. Лютая болезнь уязвленного самолюбия, заражая живущих на земле, исключает их из благодатного процесса сотрудничества с Богом. Она погружает человека в пучину самосожаления и разрушает взаимоотношения не только с Создателем, но и с другими людьми. Давайте и мы самым тщательным образом проверим свою жизнь. Нет ли у нас проявлений этой коварной болезни? Не захватила ли она своими щупальцами кого-нибудь из наших близких? Помните, что от нее не застрахован никто. Даже те, кто имел самый восхитительный духовный опыт и которым Бог не раз посылал чудесные откровения, могут в одночасье оказаться в ее сетях.
Если кто-то сегодня думает, что имеет стойкий иммунитет против этого вируса, пусть вспомнит апостола Павла. Даже ему, великому Божьему служителю, Вседержитель допустил претерпевать жало в плоть, дабы сохранить его от превозношения. Нам всем следует всегда просить Господа, как это делал Давид: «Да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня» (Пс. 35:12).
Виктор Рягузов