Одно из любимых и бесплатных «удовольствий» рода человеческого — обсуждение и осуждение ближних. Оно может практиковаться на уровне семьи, церкви и даже во взаимоотношениях между государствами (и убедиться в этом можно, всего лишь поверхностно ознакомившись с содержанием официальных газет и телеканалов). Но «удовольствие» это, на самом деле, стоит недешево. Суд постигнет самого судящего. Хорошо, если ему воздастся в той же мере, а ведь посеявший ветер может пожать и бурю.
Есть путь превосходнейший, путь, действительно ведущий к счастью. Иисус говорит: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Матф. 5:7). Бог поступает с нами по милости, и мы, в свою очередь, распространяем Его милость на ближних. Если же хочется заняться судом, то судим, в первую очередь, себя.
Суд, критика, осуждение болезненно воспринимаются в семье. Чем люди ближе друг к другу, тем больнее раны. Потому мы всеми силами избегаем суда в отношении наших жен и мужей. Легко осудить жену, которая, встречая тебя с работы (если, конечно, пришла раньше), не ждет с готовым ужином со свечами; труднее понять ее усталость, переживания, заботы. Это же немощнейший сосуд (1 Пет. 3:7) — поаккуратнее с ним, пожалуйста.
Легко осудить мужа, который забывает забить в нужном месте гвоздь, не может установить в компьютере новую программу и приходит домой с не очень толстым кошельком. Труднее войти в его положение. Жизнь сегодня ставит перед мужчинами архисложные задачи, превосходящие их возможности, поймите это. На мамонтов охотиться — много ума не надо; получать достойную зарплату в условиях экономического кризиса куда сложнее. Так что не лучше ли обратить внимание на свое зрение и, как положено мудрой жене, устраивать дом свой.
Призваны судить
Но заповедь «не судите», записанная в Евангелии от Матфея, в 7 главе, не запрещает нам судить вообще, иначе мы перестанем реагировать на зло, не сможем различать лжеучение и истину, смиримся с грехом, и милость превратится в снисходительность ко греху. Мы уже говорили, что заповедь направлена против духа суда, против наговоров, сплетен и поспешного осуждения. Но нам не запрещено давать оценку поступкам и явлениям, не запрещено (а наоборот, предписано) различать добро и зло.
Одной из добродетелей христианина является рассудительность, которую мы должны показать, прилагая к сему все старание (2 Пет. 1:5). Слово «рассудительность» происходит от слов «суд», «судить». Соломон написал Притчи, чтобы дать юношам знание и рассудительность (Пр. 1:4). Последняя должна оберегать нас (Пр. 2:11). Мы должны хранить здравомыслие и рассудительность (Пр. 3:21), поскольку различение доброго и худого крайне необходимо для здоровой духовной жизни.
Мы просто обязаны судить доктрины и будем просить, чтобы Господь наделил нас способностью отличать истину от лжи, а еще лучше — истину от полуистины, что более актуально в наше время. Будем отделять зерно от мякины, слушая радиопередачи, читая книги, забираясь в дебри Интернета. А почему бы не вызвать на суд телевидение? Мы потеряли бдительность, позволив людям, которые противятся христианским ценностям, формировать мировоззрение наших детей. Что, если бы в наш дом вошел незнакомец и забрал детей неизвестно куда?.. Нет, мы этого не допустили бы и защищали себя и детей всеми доступными средствами: от замков до милиции. Но во многие христианские семьи каждый день заходят негодные незнакомцы. Им не помеха бронированные двери и двойные замки. Они приходят к детям с экранов телевизоров, и, конечно, приходят, чтобы украсть, убить и погубить (в духовном смысле). И эти скрытые враги намного опаснее тех, кто откровенно говорит о своих целях. Желают ли они добра нам и нашим детям? Отнюдь. Они преподносят развод, неверность, разврат, насилие в красочной упаковке. Стоит ли удивляться после этого, что отношение ко греху стало намного более терпимым?
Принципы суда праведного: как судить?
Мы призваны судить, высказывать мнение по разным вопросам жизни и даже принимать решения на основании Библии. Ап. Павел объясняет: «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?» (1 Кор. 6:2-3).
Вне всякого сомнения, мы достойны судить дела маловажные. Но только после того, как научимся судить себя. Эрвин Люцер говорит, что мы потому и потеряли способность судить мир, что разучились судить себя. Начнем с себя, с бревна в своем глазе. После этого вынуть сучок будет проще простого. Если мы будем судить ангелов, то тем более дела житейские… Но суд суду рознь. Можно судить с высокомерием, надменностью, а можно — со смирением и кротостью, после того как вылечишь свои глаза.
Может быть, вы слышали, как волк однажды решил поиграть в добродетель. Увидев, как кот охотится за мышью, он сказал своему другу-волку с негодованием: «Не пора ли кому-нибудь прекратить это хулиганство?»
Не волку судить кота. Не может тот, в чьем глазе бревно, вынимать сучки из глаз ближних. Начинать надо с себя. Вспомним Давида, который, совершив ужасные грехи прелюбодеяния, затем убийства, пытался судить человека, не пожалевшего чужой овцы! Вспомним Хама, который насмеялся над своим отцом. Судить надо со смирением, даже если человек в неприглядном состоянии, как был Ной. (Потому Хам был наказан за свое презрительное отношение к отцу.) Вспомним Мелхолу, которая осудила Давида! С презрением смотрела она на радующегося перед Вседержителем Давида и не упустила случая выразить свое негодование (2 Цар. 6:16, 20-23), мол, разве так поклоняются Богу. О, будем осторожны, когда осуждаем людей, поклоняющихся не так, как мы!
Судите со смирением, допуская, что можете ошибаться и что и другие могут быть правы. Так что, «если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6:1).
Можно судить, основываясь на предположениях, слухах, а можно — на основании фактов. Если нам неизвестны все факты, то лучше послушать апостола: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5). «Не судите по наружности, но судите судом праведным (Иоан. 7:24). В детских разукрашках часто встречаются задания, когда нужно соединить отдельные точки и получить изображение, например, медведя. Часто взрослые, имея в распоряжении одну-две «точки» (слухи), рисуют целую «картину». Не будем же спешить с осуждением, а уж если обвинение касается пресвитера, то не принимайте его иначе, как при двух или трех свидетелях (1 Тим. 5:19).
Не спешите судить, не имея фактов, особенно, что касается мотивов и сердечных намерений. Помните, как ошибся в своем суде сатана, когда осудил праведника: «И отвечал сатана Господу и сказал: “Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?”» (Иов 1:9-11). Сатана грубо ошибся. Праведник был непорочным в своем роде. Пример серьезного отношения к суду показал сам Бог, собираясь наказать строптивых жителей Вавилонии, которые возводили башню высотою «до небес». В пятом стихе 11 главы Бытия читаем странные, на первый взгляд, строки: «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие».
Что значит «сошел»? Разве Он не видел этой башни и людей, да что там, их мысли и сердца, с высоты небес? Конечно же, Он знал все лучше, чем сами строители. Но это пример для нас: не спешить с судом, пока в наших руках не будет всех фактов. Бог судит на основании полной и достоверной информации.
А вот еще один из таких «странных» отрывков: «И сказал Господь: “Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю”» (Быт. 18:20-21).
Разве Господь не знал о грехах этих городов? Но Он показывает пример суда для нас: сначала узнай, точно ли так, потом выноси суждение.
Замечу при этом, что, если у человека в глазах бревно, факты не помогут. Знаю одного члена церкви, который собирает (собирал, это точно) информацию на некоторых людей. Когда я с ним беседовал, он записывал мои слова, чтобы потом оперировать ими в своих обвинениях. Но точность записей не делает точным его суд. У него есть свое мнение, и самые точные сведения едва ли могут что-то изменить. Нельзя не сказать об обвинениях, которые недобрые люди возводили на евангельских христиан. Разве мало верующих судили, совершенно не принимая во внимание факты? Помните, в чем их обвиняли (да и сегодня некоторые повторяют эту клевету): в каннибализме (поскольку они говорили о теле и крови Христа), оргиях (потому что они участвовали в вечерях любви), глумлении над крестом, якобы закопанным перед порогом Дома молитвы, в жертвоприношениях, в том, что каждый верующий получает большие деньги, приходя в церковь, и т. д. Но слухи продолжают распространяться, даже, к сожалению, среди читающих. Ни одно обвинение никогда не было подтверждено фактами. Потому что таких людей не интересует истина сама по себе. Они давно сделали свой выбор.
В своем суде надо быть искренним и честным, подходить к информации с чистыми мотивами. А насколько они чисты? Насколько мы искренни, когда высказываем очередное суждение?
Судите со смирением, на основании фактов, беспристрастно, судите конкретные поступки, а не все и всех сразу. И, вообще, поменьше судите других и больше — себя. Апостол Павел умоляет: «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Римл. 14:13).
И еще, занимаясь судом, будем помнить: есть Божий суд. И Бог будет судить по правде, а не на основании слухов. Он «сойдет и посмотрит, точно ли так», Бог «осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1 Кор. 4:5), воздаст каждому по делам Его (2 Кор. 5:10). А сегодня Господь еще обращает к нам Свое милосердие. Об Александре Македонском рассказывают, что, осаждая город, он разжигал огонь. Если город сдавался, пока горел огонь, то он осыпал его милостями и почестями. Когда же огонь потухнет, то больше не было никакой милости, а лишь гнев, меч и суд.
Так и Бог зажигает для нас огонь милости. И, пока он горит, мы должны прийти к Спасителю. Позже будет только гнев и суд Божий.
Познайте, как Он милостив и благ, чтобы не быть осужденными с миром. //
Крыница жыцця