Представляем вниманию интервью с Владимиром Аркадьевичем Вандичем, взятое еще в 2008 году. Тогда Владимир Аркадьевич Вандич был директором ДОЦ «Жемчужинка». Сейчас он несет служение пастора Маньковичской церкви ЕХБ. Как это было 10 лет назад, о чем тогда думали и какие планы строили?
Крынiца жыцця: Были ли в Вашем детстве люди, служители церкви, которые в Ваших глазах казались героями веры и которым Вы хотели подражать?
Владимир Вандич: Церковь тогда находилась не в простых условиях, и сегодня ее история в СССР производит впечатление. Среди известных служителей нашей церкви были Моисей Гитлин, Иван Калейникович Гук, Никита Вандич, Федор Глушко, Николай Зиновчик. Старшие братья часто рассказывали об их духовных подвигах. Настоящим духовным воспитателем молодежи нашего времени были радиопередачи. Большой популярностью пользовались проповеди Ярла Николаевича Пейсти и Алексея Павловича Леоновича. Особое впечатление после себя оставил уже проживавший в Канаде и посетивший нашу церковь Иван Калейникович Гук. На всю жизнь запомнились его прекрасные проповеди, мудрое поведение и искусство регента. На этих людей равнялась молодежь и подражала их вере.
КЖ: Когда впервые у Вас появилось желание проповедовать и быть служителем церкви?
ВВ: Служителей в нашей церкви было немного, поэтому нас, молодых братьев, приглашали прочесть из Писания. Таким чтецом я был около трех лет. Одновременно составлял и проповеди. Продолжал я это делать и в армии. Однажды сержант обнаружил мои «сочинения» и не поверил, что я являюсь их автором. Передал командиру части, и через день меня пригласили на беседу в политотдел дивизии. Искали мои связи с «гражданкой». Все закончилось беседой и освобождением от должности почтальона части. Свою первую проповедь я сказал по книге Исход, на тему: «Не оставим ни копыта».
КЖ: Ваш отец продолжительное время нес служение пресвитера в трудное советское время. Как это сказывалось на взаимоотношениях в семье?
ВВ: Отец принял служение, когда мы были уже членами церкви. Мы, как молодое поколение, привносили новую струю в жизнь общины. Были инициаторами изменений внутренней планировки дома, устройства клумб, музыкального служения. Устраивали молодежные богослужения, приглашали гостей. Отцу часто приходилось отчитываться перед властями за наши «проделки». Регулярно, два раза в год, он платил штраф за нарушение законодательства и держал отчет перед советской властью на административных комиссиях. Служение в церкви было служением не только отца, но и всей семьи.
КЖ: Возникали ли во время Вашей молодости конфликты со старшим поколением служителей и как они решались в то время?
ВВ: Конфликтов не было. Были вопросы к старшим братьям в отношении вероучений, взаимоотношений с другими церквами. Старшие братья нам не ставили рамок, но мы слушались их советов — такие взаимоотношения служили росту церкви и молодежи.
КЖ: Процесс передачи эстафетной палочки в служении не всегда проходит гладко, без проблем. Каким образом Вам было передано управление церковью и как Вы избежали определенных трудностей?
ВВ: Братья осознавали важность подготовки новых служителей. Для этого перед областным руководством ставился вопрос о богословском образовании среди молодежи. Старший пресвитер Муха П. А. ходатайствовал перед Союзом ЕХБ СССР о возможности обучения на ЗБК (Заочных библейских курсах) кого-то из братьев нашей церкви. В 1985 году церковь рекомендовала меня на эту учебу в Москве. Через год после окончания учебы, в 1989 году, я был избран на пресвитерское служение. Это было продолжением служения моего отца, без «революций и реформаций».
КЖ: В вашей церкви много молодежи. Как Вы взаимодействуете с ней и как она вовлекается в труд церкви, а также в евангелизационные проекты?
ВВ: Молодежь принимает самое активное участие во всех мероприятиях церкви: крещениях, праздничных богослужениях, евангелизационных служениях, проведении лагерей и др. Молодежь всегда востребована. Мы не предлагаем ей готовых решений, а готовим все мероприятия вместе. Бывают у нас и разномыслия, и это нормально; плохо, когда есть разногласия, непризнание авторитета или прав друг друга. Мы стараемся и молимся, чтобы избегать таких ошибок.
КЖ: Как много молодых братьев из вашей церкви стали служителями, в том числе и миссионерами?
ВВ: Да, некоторые братья и сестры нашей церкви уехали на миссионерские поля. Мы поощряем это и молимся о тех, кто трудится в других регионах Беларуси. Молодежь вместе с первым пресвитером нашей церкви, моим братом Николаем, иногда выезжает поддержать их служение.
КЖ: Есть ли среди молодежи братья, которым Вы без сомнения сможете передать эстафетную палочку служения, и как Вы собираетесь это делать?
ВВ: Если такая необходимость возникнет, то с благодарностью Богу могу сказать: у нас есть кому совершать служение. Специально кого-то одного мы не готовим, пусть это будет воля Бога и избрание церкви. Во время моего избрания старший пресвитер Комарчук А. С. сказал: «Готовь сразу себе замену». Но это задача не только одного пресвитера, а и церкви: молиться о делателях на Божьей ниве. Первый шаг подготовки служителей в нашей церкви – это молитва, чтобы Бог избирал и поставлял. Церковь предоставляет каждому молодому брату возможность принять участие в служении, молиться о молодежи и заботиться о ее духовном росте. Молодежь может как проповедовать на собраниях, так и участвовать во всяком другом служении и жизни церкви. Проповедник, оторванный от жизни церкви, не сможет понять и духовно удовлетворить нужды общины.
КЖ: Что бы Вы хотели пожелать молодежи, особенно тем, которые стараются идти по стопам Иисуса Христа?
ВВ: Учиться, пока есть рядом старшие братья и, как говорит апостол Павел Титу, быть готовыми на всякое доброе дело (Тит. 3:1).