Посвящение храма, построенного Соломоном, является иллюстрацией к жизни каждого верующего в Иисуса Христа. Точно как слава Господня наполнила храм, так и верующие во Христа в момент спасения становятся храмом Духа Святого. Бог Духом Святым поселяется в нас точно так, как слава Его наполнила храм в момент его посвящения. Как только священники вышли из святилища (3 Царств 8:10), облако наполнило дом Божий. Так и нам надо освободить место в храме нашего тела, чтобы Божия Слава наполнила его. Однако жизнь некоторых христиан не показывает, что Дух Святой обитает в них. Их духовный дом, кажется, не заполнен Славой Божией. Они позволили, чтобы принципы этого мира, суета, заботы, их собственные привычки и гордость вытеснили Славу Господню с места, принадлежащего Христу. Они живут не жизнью исполнения Духом Святым, но той, которую Писание называет плотской жизнью. Жизнь, исполненная Духом Святым, не является неким дополнением к уже сложившемуся в своём поведении и уверовавшему в Иисуса Христа человеку. Когда Бог приходит в нашу жизнь, Он не желает, чтобы Ему отвели некое особое, отдельное место в нашем духовном внутреннем человеке. Он желает наполнить весь храм нашего тела. Весь дом принадлежит Ему. Жизнь, исполненная Духом Святым, принадлежит не только апостолам, евангелистам, миссионерам, но даётся каждому, искупленному кровию Христа. «Ибо вам принадлежит обетование, и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь, Бог наш» (Деян. 2:39), поскольку на основании Слова Божьего обетование Духа Святого принадлежит всем верующим. Рассмотрим некоторые важные аспекты, относящиеся к исполнению Духом Святым.
1. Причины исполнения Духом Святым.
2. Условия исполнения Духом Святым.
Итак, причины к исполнению Духом Святым. Первая причина — послушание. Простое послушание. Апостол Павел оставил Божие повеление в двух словах: «Исполняйтесь Духом». Это не совет и даже не требование, это повеление Божие. Христианин, не исполняющийся Духом Святым, фактически живёт в состоянии недовольства Богом, в состоянии возмущения и духовного безразличия. Непослушание Богу является не слабостью, но беззаконием. Это признак недовольства Богом. Можно только представить, что произошло бы со служителем, попытавшимся проповедовать в нетрезвом состоянии. Церковь отлучила бы его немедленно. Но ведь на основании Слова, если проповедник проповедует, будучи не исполнен Духом Святым, это такой же грех. Обратим внимание, что две заповеди Божии находятся в одном и том же стихе. «И не упивайтесь вином, но исполняйтесь Духом»(Еф.5:18). Две заповеди имеют равное значение. Нельзя, да и невозможно одной заповеди придавать большее значение, а другой — меньшее. В принципе, большим грехом будет то, что мы должны делать и не делаем, чем то, что мы не должны делать, а делаем. В действительности же, если мы заняты исполнением Божиих заповедей, у нас не останется времени грешить. Не преуменьшая греха пьянства, можно сказать, что гораздо больше вреда делу Божиему доставлено плотскими христианами, не исполняющимися Духом Святым. Для нас крайне необходимо понимать, что жить исполненной Духом жизнью не является тем, что ты можешь принять или не принять. У тебя нет выбора. Это заповедь Божия. Жить жизнью, исполненной Духом Святым, это не просто благословение для личной радости, но это заповедь, это повеление. Неисполнение этой заповеди является таким же грехом, как и грех пьянства. Вторая причина, по которой необходимо исполняться Духом Святым, — это наши обязанности. На нас лежит огромная ответственность в служении Богу. Об этой ответственности и об этих обязанностях и говорит апостол Павел в послании к Ефесянам, главы 5-я и 6-я. Остановимся на некоторых из них. Поклонение Богу в наших богослужениях. «Назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5:19). Наши богослужения должны быть живыми, радостными, говорящими о реальности Христа, о Котором мы проповедуем и поём. Наши служения должны говорить о реальности Бога, Которому мы молимся и которому мы поклоняемся в духе и истине. Такое поклонение Богу исходит из сердец, исполненных Духом Святым. Вникните в ответственность семейной жизни. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу». «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:22-23). Сатана внушает людям, что подчинение является признаком неполноценности и что Библия учит порабощению женщины в семейной жизни. Но истинно свободная жена та, которая живёт не в свободе плоти, но освобождённая Духом Святым, и исполненная Духом Святым делает не только то, что ей хочется, но и то, что она должна делать. А к мужу предъявлены гораздо большие требования, чем к жене. Жена является прообразом церкви, а муж — прообраз Иисуса Христа. Как возможно немощному мужу поступать так, как Христос? Да, это возможно, но только при одном условии: исполняясь Святым Духом. Посмотрите на обязанности на работе. «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души» (Еф. 6:5-6). Христианин обязан исполняться Духом Святым не только в воскресенье в церкви, но и в понедельник на работе и учёбе. К сожалению, существуют «воскресные христиане», которые в понедельник преображаются так, что люди не могут узнать в нём христианина. Если бы больше и больше верующих жили исполненной Духа Святого жизнью на их работах с понедельника по пятницу, то больше неверующих приходило бы в церковь по воскресеньям.
Обязанности духовной брани. «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Если бы наша брань была против людей, то тогда, может быть, плотское, человеческое оружие и помогло бы победить. Плоть может победить плоть. Но наша брань духовная, против духовных противников. Духи зла могут смеяться над нашими планами, проектами, схемами, но они трепещут перед могучей Божией силой. А этой силой обладает тот, кто исполняется Духом Святым. Третья причина для исполнения Духом Святым — это возможности, благоприятные обстоятельства, которые Бог дарует нам. «Дорожа временем, ибо дни лукавы» (Еф.5:15-16). Всякий день, проведённый без исполнения Духом Святым, является потерянным днём. Этот день потерян для вечности. На судилище Христовом дела такого дня оценятся как дерево, сено и солома (1 Кор. 3:12). Если Дух Святой не управляет нами, то мы будем терять драгоценные возможности послужить Богу. Может, вы думаете, что самое прекрасное свидетельство о Христе было временем апостолов во время Пятидесятницы? Или же это было время 17, 18 и 19-го столетий, когда известные проповедники, как Сперджен, Весли, Чарльз Финней и другие проповедовали и многие обращались к Господу. О нет. Самый великий день для свидетельства в силе Духа Божьего — это сегодняшний день. Самый благоприятный век — это 20 век. Самый важный день в твоей жизни — это сегодня. Самое важное время в твоей жизни — настоящее время. Но дорожить временем возможно только будучи исполненным Духом Святым. К сожалению, некоторые христиане понимают, что исполняться Духом — это получить радость, вместо того чтобы помнить, что исполнение Духом проявляется в силе духовной для духовного труда. Многие ищут дары, вместо того чтобы искать плод Духа Святого (Еф. 5:15-18, 1 Кор. 6:19).
Как Дух Святой исполняет нас? Отвечая на этот вопрос, следует заметить, что Дух Святой является личностью так же, как и Бог Отец, и Бог Сын. Дух Святой действует, желает, любит. Его возможно огорчить и оскорбить. Это необходимо отметить, так как некоторые воспринимают Духа Святого, как обезличенную силу, истекающую от Бога. Дух Святой действительно имеет силу и могущество, но Он есть Бог. Поэтому учение об исполнении Духом Святым нельзя сравнивать с примерами наподобие «сосуда, переполненного водой», или «машины, заправленной силой горючего». Быть исполненным Духом Святым — это когда наш человеческий дом, храм моего тела, занят полностью Божией личностью — Богом Духом Святым. Мы остаёмся людьми, но Он живёт в нас.
Итак, условия, чтобы быть исполненным Духом Святым.
1. Полная посвящённость
Когда у нас гости, мы обычно говорим: мой дом — твой дом. Чувствуй себя свободно и т.д.. Но предположим однажды, возвратившись домой, ты находишь приглашённого гостя в твоей спальне, рассматривающего твои письма, записи, твои личные вещи. Ты говоришь ему с еле скрываемым раздражением: «А что вы здесь делаете, вам помочь?» А он отвечает: «Нет, не надо. Меня просто интересуют твои личные записи, некоторые вещи.» В этот момент у тебя кончается терпение и ты говоришь: «Какое ты имеешь право трогать мои личные вещи?» А гость отвечает: «Позволь, ты ведь сказал, что твой дом — мой дом». И тогда мы объясняем гостю, что имели в виду. Но не так ли поступаем мы в отношении Святого Духа? Он поселился в храме нашего тела. Мы приняли Его в наш дом. Но дали ли мы Духу Святому каждую комнату нашего дома? Существует ли в твоей жизни та область, та сфера, тот уголок, куда ты и по сей день не допускаешь Духа Святого? Если так, ты ещё не исполнен Духа Святого. Помните: невозможно Богу — Творцу Вселенной, отводить одну, две комнаты в храме нашего тела, который принадлежит Ему. Дух Святой должен иметь доступ к твоей жизни на работе, к твоей жизни в быту, к твоим помышлениям и чувствам, к твоей воле, то есть ко всему. Дух Святой имеет право на каждый уголок в храме, который был искуплен Кровию Христа (1 Кор. 6:19). Во времена Дуайта Мооди служители собрались на совет, чтобы определить одного из них, кто будет проповедовать на предстоящих евангелизационных собраниях. Большинство указывало на самого Мооди. Однако один служитель не соглашался и, в конце концов, воскликнул: «Что вы твердите всё Мооди, Мооди! Он что, один имеет монополию на Духа Святого, другими словами, он что, один владеет Духом Святым?» Один из служителей ответил: «Нет, но кажется, что Дух Святой имеет монополию на Мооди», т.е. Дух Святой владеет им. Именно об этом и надо спросить самих себя. Владеет ли Дух Божий тобой полностью? Предоставил ли ты Ему доступ в каждый уголок твоей жизни? Он гость в твоём доме или хозяин? Посвятил ли ты Ему себя в полноте?
2. Дух Святой полностью обладает тобою
«И не упивайтесь вином, но исполняйтесь Духом» (Еф.5:18). Почему не сказано по-другому? Например: не кради, а исполняйся Духом или не обманывай, а исполняйся Духом. Дело в том, что апостол Павел проводит сравнение с тем, что результат опьянения и исполнения Духом Святым похожи в каком-то смысле. Напившийся человек подпадает под контроль другой злой силы: его разум контролируется вином, его разговор, его мысли ухудшаются. Он теряет контроль над собою. Вино производит распутство. С другой стороны, Дух Святой производит святость. Мы должны пить из Божьего источника, чтобы Дух Божий управлял нами. И тогда мои действия, мои мысли и желания будут на соответствующем уровне святости. Помните, что Дух Святой — личность, Бог. И поэтому постоянно представляйте Ему доступ ко всему, чтобы Он влиял на все сферы жизни.
3. Сознательное принятие Духа Святого
Всегда помните, когда Дух Святой поселился в нас, Он поселился как Личность, а не как сила. Когда Павел говорил: «Исполняйтесь Духом», он не имел в виду, что Дух Святой стоит и ожидает вне нас, чтобы мы дали место Ему. Он живёт в нас, принявших Иисуса Христа. Исполняться Духом Святым — это сознательно принять Его во все сферы, все уголки нашей жизни. Нам не надо просить у Него некую большую порцию любви или терпения. Но нам необходимо трудиться над собой, чтобы обеспечить Его присутствие во всей нашей жизни, и тогда Он проявит и любовь, и терпение.