Home Духовная статья Еще одна добродетель

Еще одна добродетель

by Andrei

Для осуществления евангелизационных проектов, поддержки миссионеров, распространения духовной литературы, радиослужения требуются средства и немалые. Может быть, предлагаемая статья побудит благочестивых читателей к размышлению о важности даяния во имя Господа, расположит к жертвенности всех,  любящих Бога, и ободрит дающих щедро.     

 

А как вы изобилуете всем: верою, и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, так изобилуйте и сею добродетелью (2Кор. 8:7).

         

Что можно пожелать церкви, не имеющей недостатка ни в каком даровании? Чего еще ожидать от верующих, которые изобилуют всем: верою, и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью?

Ап. Павел говорит еще об одной добродетели: даянии. Вера коринфян должна проявиться  и в отношении к богатству, к деньгам. Отношение к материальному говорит о нашем духовном состоянии. Я не могу сказать: “Господи, мое сердце открыто для Тебя”, — в то время как мой кошелек закрыт для Него.

Итак, мы будем говорить о даянии. Но прежде зададим вопрос: уместно ли говорить об этом в наше время, в наших условиях? Ведь сегодня многих наших сограждан волнует другое: где взять деньги на самое необходимое? Как продержаться до следующей зарплаты или пенсии? Как вообще не остаться без средств к существованию?

Бесспорно, мы живем в нестабильное время. Но именно в трудностях проверяется наше упование. Можем ли мы доверять Господу в таких условиях? Полагаемся ли всецело на Божьи обетования? Можем ли жертвовать не от избытка, а от скудости? Да, Библия побуждает жертвовать и тех, кто не считает себя богатым и даже обеспеченным человеком. Насколько мы верны в малом? Как распоряжаемся тем, что Бог нам уделил?

Существует рассказ, в котором говорится, что один человек обещал пожертвовать ради Бога, если бы у него было две коровы, одну на церковь и дом, если бы у него было их два и т.д.  Тогда пастор задал самый серьезный вопрос: “Скажи, Иван, а если бы у тебя было две свиньи, ты пожертвовал бы одну на церковь?” Иван замолчал, покраснел и потом выпалил: “Это нечестно, пастор. Ведь вы знаете, что у меня именно две свиньи”.

Мы часто с великой радостью готовы пожертвовать Господу то, чего у нас нет. А Господь спрашивает: “Как ты распоряжаешься тем, что я уже дал тебе? Научись жертвовать от скудости”.

С другой стороны, сейчас появились возможности и для увеличения доходов. Есть христиане, которые имеют много, и они проходят испытание богатством. Владыка всего уделил им больше, чтобы проверить их щедрость, чтобы научить верности в изобилии… Потому сегодня время говорить о даянии. Сегодня Бог бросает нам вызов: “Принесите все десятины… и хотя в этом испытайте Меня: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?” (Мал. 3:10).

            Что же написано о жертвенности в Библии и как сегодня мы можем служить Богу?

 

  1. Ветхий Завет: десятина

 

Ветхий Завет говорит, что Богу нужно отдавать десятую часть из всего, что мы получаем. “И всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня” (Лев. 27:30). Десятая часть произведений земли, а также десятина от скота (32 стих) принадлежат Господу, как Владыке земли. В постановлении о священниках и левитах (Числ. 18) сказано, что десятину получают левиты, которые, в свою очередь, отделяют из нее десятину священникам (18:24, 26). На третий год десятину использовали для благотворительных целей: “По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади сие в жилищах твоих;  пусть придет левит… и пришелец, и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются…” (Втор. 14:28, 29). (Возможно, здесь речь идет о второй десятине, которую отделяли каждый третий год из оставшихся девяти частей после отделения первой десятины).

Следует отметить, что практика десятины существовала еще до Моисея. Уже патриарх Авраам отдал десятую часть из добычи Мелхиседеку — священнику Бога Всевышнего (Быт. 14:20). Иаков, идя в Харран, пообещал Богу отдать десятую часть из всего, что будет иметь (Быт. 28:22). Исторические записи свидетельствуют, что десятины отделяли своим богам египтяне, халдеи, ассирийцы и другие народы.

К теме десятины обращались пророки Амос и Малахия. Амос (4:4) говорит о гневе Господа на тех, кто приносит жертвы и десятины из ложных побуждений. Малахия обращается со словом проклятия к народу, прекратившему практику десятины после пленения. И это, может быть, самые известные слова о десятине в Библии:

«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: чем обкрадываем мы Тебя? Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы , весь народ , обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня,- говорит Господь Саваоф, — не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал. 3:8-10).

Подобным образом высказывался блаженный Августин: “Десятина требуется как долг, и кто не желает отдавать ее, виновен в краже. Кто же желает получить награду, пусть отдает десятину, а из оставшихся девяти частей дает милостыню”.

            Обратим только внимание на то, что десятина (в Ветхом Завете) не рассматривалась, как тяжелое бремя или же условие оправдания или спасения. Это — признание владычества Бога, знак благодарности Ему за то, что Он посылает дождь вовремя, дает плодородие земле — это условие для больших благословений. Любящие Бога отдают десятину не по принуждению, а добровольно и с радостью (Вт. 26:16).

 

  1. Десятина: за и против

 

В настоящее время лишь отдельные деноминации, церкви и верующие практикуют десятину в качестве неотъемлемой части христианской жизни. Другие полностью отвергают ее наряду с омовением ног или обрезанием, как требование, не отвечающее сущности благодати.

Действительно, мы в своих пожертвованиях руководствуемся благодатью. К чему же это приводит? Журнал “Христианство сегодня” утверждает, что средний американец-христианин жертвует только 2,5% от дохода. Исследования пожертвований показывают, что церкви, делающие упор на десятине, имеют более высокий доход. Неудивительно, что десятине в последнее время уделяется все больше внимания. Содержание миссионеров и служителей, строительство церковных зданий, поддержка христианских учебных заведений — это лишь часть нужд, требующих немалых расходов. И если десятина может способствовать решению финансовых проблем, почему бы не воспользоваться?

(В связи с этим мы часто задаем вопрос: следует ли отдавать десятину только с зарплаты (по месту основной работы) или со всего дохода?

Во-первых, у нас нет обязанности отдавать и сотую часть зарплаты. Уместно вспомнить слова апостола Петра, сказанные Анании: “Чем ты владел, не твое ли было и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось?” (Деян. 5:4). Мы свободны давать или не давать.

Во-вторых, можно поставить вопрос иначе: насколько мы позволяем Господу вмешиваться в нашу жизнь? Насколько мы нуждаемся в Божьих благословениях? Хотим ли мы, чтобы Бог благословил все сферы нашей жизни или только часть? Там, где мы отдаем, Бог дает нам. Мы тем самым показываем, что доверяем Ему (тем более, что все на самом деле принадлежит Ему).   

И, в-третьих, книжники и фарисеи отдавали десятую часть со всего, что получали. Наша праведность должна превзойти праведность книжников и фарисеев. Разумеется, понятие праведности включает в себя и жертвенность).

С другой стороны, практика десятины может таить в себе и ряд опасностей: вести к гордости, самоуспокоению, независимости от Бога. Отдавая десятину, мы можем думать, что приносим Богу большую пользу, хотя, на самом деле, мы отдаем только часть из того, что Ему принадлежит (это, впрочем, может быть верным не только по отношению к десятине). 

Иногда отделение десятины влечет за собой ожидание последующих материальных благословений. Мы думаем, что Бог должен возвратить нам десятину с процентами. Совсем не обязательно. Конечно, Бог может увеличить наше состояние, но только с тем, чтобы мы могли жертвовать еще больше.

Отдавая десятину, мы можем забыть, что оставшиеся 90% также принадлежат Богу и нам не следует расходовать их как заблагорассудится, не советуясь с Богом. Никогда не нужно забывать, что все принадлежит Богу. Дом, одежда, посуда на кухне — все это Бог дал мне на малое время, и Он спросит, как я распорядился тем, что на самом деле принадлежит Ему. 

 

  1. Новый Завет: даяние по благодати

 

Сейчас обратимся к Новому Завету. Христос и апостолы много внимания уделяли вопросам отношения к “богатству неправедному”. Кто-то подсчитал, что каждый седьмой стих в Евангелии так или иначе связан с этой темой. Потому удивительно, что мы так мало говорим об этом в церкви!

Иисус Христос говорил о десятине, обличая фарисеев за их показную праведность. “Горе вам, книжники и фарисеи, что даете десятину с мяты,   аниса и тмина и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать и того не оставлять” (Мф. 23:23). Заметим, однако, что Христос осуждал фарисеев не за тщательное соблюдение буквы закона, — “сие надлежало делать,” — но за пренебрежение справедливостью и любовью. Само же отношение фарисеев к десятине заслуживает внимания. Если они были так скрупулезны в исполнении деталей закона, что тогда должны делать мы?! Христос сказал: “Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное”. Основываясь на этом стихе, Иоанн Златоуст указывал на десятину, как на минимальный дар. “Наша праведность должна превзойти праведность книжников и фарисеев. Мы должны давать по меньшей мере третью часть, а лучше — до половины”. Златоуст подчеркивал слова Христа “сие надлежало делать, и того не оставлять” (Мф. 23:23). Епископ лионский Ириней писал: “Иудеи были вынуждены отдавать десятину; христиане, имея свободу, посвящают все свое имущество Богу, отдавая без принуждения не меньшую часть собственности, так как они имеют надежду на лучшее”.  

Итак, Иисус Христос не отрицает и не подтверждает практику десятины. Важно не даяние, а праведность дающего, не жертва, а жертвенность. Апостол Павел также  никогда не связывал размеры пожертвований с какими-либо цифрами. Согласно Павлу, есть даяние по силам, а есть даяние сверх сил (2 Кор. 8:3). Конечно, это для христианина “путь превосходнейший”.

 

  1. Благодать: 2,5%, 10%, 30%, 100%?

 

Сколько же должен жертвовать христианин, живущий под благодатью?

Прежде всего, надо сказать, что в Божьих очах расположение сердца дающего важнее, чем величина даяния (2 Кор. 9:7). Жертвуем ли мы с радостью, с желанием, доброхотно? (Хотя жертвовать надо и когда нет желания. Церковь нуждается в деньгах всегда, а не тогда только, когда мы расположены давать). Является ли наша десятина (или треть, или половина) выражением благодарности Богу за то, что Он так много сделал для нас, ответом на Его любовь или это только средство расчета с Богом?

            Во-вторых, необходимо обращать внимание на то, сколько мы оставляем. Предположим, один человек получает пятьсот тысяч рублей в месяц, другой — миллион. Оба отдают десятину. Для первого это 50 тысяч, для второго — 100. Кто дает больше? По человеческому рассуждению — второй. Но Божья оценка может существенно отличаться от нашей. Ведь дающий больше и оставляет себе больше — 900 тысяч, тогда как дающий меньше — только 450. Теперь поставим вопрос иначе: кто дает больше, тот, кто оставляет себе 900 тысяч или тот, кто оставляет себе меньше — 450? Вспомним бедную вдову (Мк. 12:41-44). Христос сказал, что она положила больше всех, хотя, с точки зрения бухгалтерии, это было не так. Но суть заключалась в том, сколько оставила она себе и сколько оставляли богатые, клавшие много. (В связи с этим хочется отметить, что мы обычно обращаем внимание на то, сколько даем, а не сколько оставляем. Потому людям, имеющим более высокий доход, тяжелее отдавать десятину. Если я имею сто тысяч, мне нужно отдать только десять. Но если пятьсот, то все пятьдесят, а пятьдесят труднее отдать, чем десять. Когда же мы будем обращать внимание на то, сколько остается, картина может совершенно измениться).

            В-третьих, мы не можем оправдывать хождением в благодати свое нежелание жертвовать больше. Жить по благодати — не значит жить по низшим стандартам. Если благодать превосходнее закона, то и даяние по благодати будет превосходить даяние по закону. Да, благодать не заставляет отдавать и десятину, но благодать побуждает  отдавать больше. И стоящий в благодати не нуждается в напоминании о десятине, потому что не ограничен десятиной и отдает Богу не потому что должен, а потому что хочет отдавать.

В заключение полезный пример из географии Израиля. В Палестине два моря получают воду из Иордана: Галилейское и Мертвое. Галилейское море изобилует рыбой. Его вода всегда свежа, потому что оно не только получает, но и отдает. Иордан впадает в море и вытекает из него. Спускаясь по течению Иордана вниз, мы попадаем в Мертвое море. Здесь нет ни растений, ни рыбы. Мертвое море получает воду из Иордана, как и Галилейское, но из него вода не вытекает. Из-за большой жары вода испаряется, и в море остаются соли минералов, которые приносят Иордан и  горные потоки в периоды дождей. Так вода в море становится все более горькой и соленой, непригодной для органической жизни. Конечно, минералы тоже имеют цену, и содержимое Мертвого моря оценивается в  миллионы долларов, но в нем совсем нет жизни. Кто не хочет быть подобным Мертвому морю, тот должен отдавать.

Мы имеем эту великую привилегию (не обязанность) отдавать. И пока есть время и возможности, будем делать это с радостью. Когда мы осознаем, что Бог сделал для нас, никакая сумма не покажется нам слишком большой, а десятина станет только началом. Бог же  “восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом” (Фил. 4:19).