Поместная церковь представляет собой сообщество проживающих в определенном месте христиан, которые собираются для богослужений, воспоминаний смерти и страданий Христа, изучают Библию, славят Небесного Отца. Они вместе ожидают пришествия Господа Иисуса Христа и свидетельствуют о своей вере другим. Членами церкви, согласно Библии, могут быть возрожденные люди (в это понятие можно включить покаяние, обращение «от мертвых дел», веру, освящение, новую жизнь). Есть ли в церкви невозрожденные? Может быть, не в каждой, но, конечно, есть. Христос в седьмой главе Евангелия от Матфея говорит о людях, которые казались более чем верующими. Они пророчествовали, изгоняли бесов, творили чудеса, но при этом не были истинными христианами. Интересно, Господь не говорит, что эти люди проявляли любовь, терпение, кротость, воздержание. Чудеса сатана может подделать, а вот милосердие, доброту, веру – нет. Но мы не всегда можем судить, кто есть кто, поскольку даже не знаем всех дел членов церкви, не говоря уже о мотивах, сердечных намерениях, потому предаем этот вопрос Господу. К церкви мы присоединяемся через священнодействие крещения. «…Охотно принявшие слово его [Петра] крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41). Истинный верующий стремится к крещению, чтобы, по примеру христиан первой церкви, исполнить всю правду и стать частью тела Христова не только на уровне невидимом, но и в поместной церкви.
Насколько необходимо членство в церкви? Широко распространено мнение, будто можно быть верующим вне церкви. Главное – личная связь с Богом через Иисуса Христа. Достаточно иметь неформальное общение с подобными себе. «Я принадлежу к вселенской церкви, чего еще мне не хватает? Разве, для того чтобы быть членом церкви Божьей, необходимо становиться частью какой-либо «первичной» организации»?» Нельзя принадлежать целому (вселенской церкви), если не принадлежишь части целого (церкви поместной). Принадлежность к невидимой церкви выражается в принадлежности к поместной. В День Пятидесятницы покаявшиеся присоединились не просто к церкви, а к церкви в Иерусалиме.
Членство только во вселенской церкви ставит много неразрешимых вопросов. Вселенская церковь не проводит собраний, не совершает вечерю. Она не может крестить, хоронить своих членов, в конце концов. У вселенской церкви нет счета, чтобы можно было на нее жертвовать. Без поместной церкви и взаимодействия с другими членами церкви верующий не сможет расти. Именно в церкви «все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4:16). Кстати, сама практика жизни показывает, что отсутствие связи с другими членами церкви, уход из общины – одна из причин падения христианина. Сатане легче расправляться с верующими поодиночке.
Один из серьезнейших вопросов для многих искренних верующих: к какой церкви пристать? Если в большом городе десятки евангельских церквей и они такие разные. Куда пойти? Ибо важно быть не просто там, где нравится. «Нравится – не нравится» — не духовный принцип. Важно быть в церкви, имеющей библейские характеристики. Есть люди, которые решают эту проблему годами, переходя из одной церкви в другую. (Виктор Гамм говорил, что в церквах есть прихожане, «захожане» и «прохожане».) Кто-то из искренних побуждений ищет совершенную церковь, в которой отношения – идеальные, слово – самое чистое, члены церкви – святые с нимбами на головах.
Совершенство принадлежит будущему, пребыванию с Богом в небе. Даже первая церковь в Иерусалиме была несовершенной, а что уж говорить о коринфской! И апостол никому не советует оставить ее, чтобы открыть на соседней улице чистую, неоскверненную. (Братья и сестры, берегитесь производящих разделения и соблазны, даже если они работают под вывеской очищения и освящения!)
Лучше всего оставаться в той общине, где вы действительно познали Бога, покаялись пред Ним и духовно родились. Конечно, мы не говорим здесь о случаях переезда или открытия новых церквей. Иногда Бог побуждает оставить свою церковь, чтобы помочь в организации другой. В Иерусалиме для этого Он использовал гонения. Чем же отличается, если можно ее так назвать, правильная церковь? Где ее найти?
1) Правильной можно назвать церковь, в которой проповедуется слово Божие (учение апостолов). В ней очень высок авторитет Писания, а не толкователей или разного рода приложений к Библии, наподобие трудов Елены Уайт, Рассела, Брангама, «святых отцов» или книги Мормона. Одно Писание царствует и проповедуется.
Особое внимание надо обратить на основные моменты веры. Отрицание Троицы и божественности Христа, богодухновенности Библии и искупления грехов, проповедь закона и оправдания по делам должны служить серьезным предостережением. В церкви Христовой проповедуют Христа как единственный путь к Богу, единого Посредника между Богом и людьми, как Того, Кто был, есть и грядет (Деян. 2:14-40; 1 Кор. 1:8-25; 2 Кор. 4:5-6). Она уделяет самое серьезное внимание проповеди слова и постоянно пребывает в учении (Деян. 2:42). Слово Божие на первом месте; не общение, не священнодействия, не жертвенность, не музыка.
В правильной церкви большое внимание уделяется изучению Библии, ее разбору, исследованию. Члены такой церкви неплохо знают Писание. Они знают не отдельные стихи или главы из Писания, а Писание во всей его целостности.
2) Правильная церковь отличается духом молитвы. Следуя призывам Иисуса и апостолов, верующие молятся непрестанно, как вместе, так и наедине. Они молятся не только в собрании, но и дома. Они молятся не только дома, но и в собрании. В такой церкви «к небу молитва святая горячим потоком течет» (см. Деян. 2:42; 3:1; 4:24-31; 6:4).
3) Желание спасать грешников, исполнять Великое Поручение (Матф. 28:19-20) — еще один признак хорошей церкви. В ней звучит призыв к покаянию, она озабочена спасением людей, поддержкой миссионерской работы.
Одного художника попросили изобразить мертвую церковь. Он нарисовал прекрасное ухоженное здание с красивыми витражами и лепниной. Но одна деталь нарушала гармонию — ящик для пожертвований на миссионерские нужды. Художник показал, что он покрыт паутиной: давно уже никто не жертвовал для спасения людей.
4) Забота друг о друге – хороший признак живой церкви. Правда, многие культы стараются таким образом привлечь новых людей, говоря о «бомбардировке любовью» или «соревновании в любви», но и истинной церкви без этого просто нет. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанн. 13:35; ср. Деян. 2:44-46; 4:34-37). В хорошей церкви никто «не чувствует сирым, забытым себя никогда».
5) Истинная церковь очень серьезно относится к церковной дисциплине. Дорогие друзья, если вы еще не решили вопрос членства, присоединяйтесь к церкви, которая серьезно относится к греху и практикует церковную дисциплину (Деян. 5:1-11). Какой смысл в церкви, в которой на грех не обращают внимания? Зачем присоединяться к церкви, в которой все можно, никто не обличает и не увещевает?
Достоевский в «Братьях Карамазовых» говорит устами Великого Инквизитора (цитирую по памяти): «Люди слабы и немощны, и мы разрешили им грешить, взяли их грех на себя, и они будут любить нас за это». Это принцип удобной церкви, в которой понятия «грех» нет. Но, если церковь не предлагает лечения от греха, можно ли ее вообще назвать церковью? Кому нужна такая церковь?
Можно говорить и о других качествах живой церкви. Чтение Библии даст вам обильную пищу для размышлений о природе и служении Тела Христова. Правильное понимание священнодействий (совершаются ли крещение и хлебопреломление так, как они описаны в Библии?), возможность проявлять дары, данные Духом Божиим, соответствие лидеров библейским требованиям (1 Тим. 3:1-7). Что касается последнего, надо помнить, что и служители несовершенны. Бог даже в ангелах усматривает недостатки, а тем более в «обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли» (Иов 4:18-19).
Если вы не можете найти церковь, соответствующую на все сто процентов перечисленным критериям, присоединяйтесь к церкви, которая близка к этому. Заканчивая, хочу побудить тех, кто еще не принадлежит к церкви, кто не является частью Тела Христова, присоединяться к ней через покаяние и крещение. Пусть Господь побудит вас последовать за Ним в Его сообщество, жить для Него и трудиться вместе с церковью!