Учение о Божьей имманентности (по-другому – близость) свидетельствует нам о Божьем непрестанном присутствии среди всего Своего творения и управления им. Бог не только сотворил мир, но и активно руководит всеми его процессами.
Мы с дерзновением можем говорить о том, что ни одна мельчайшая бактерия в физическом мире, как и ни одно величественное создание в духовном мире (даже та его часть, которая пала и навеки проклята) не выходят из-под Божьей опеки и контроля.
Об этом нам напоминают библейские свидетели:
- маленькая птица, для которой даже не было подходящей монеты на торгу, а потому ее продавали оптом («Две птицы за один ассарий!»);
- один падающий волос с нашей головы, потерю которых мы замечаем только, если теряем этих волос тысяч двадцать;
- маленький червь, подтачивающий дерево так, что оно умирает за одну ночь (оказывается и вредные твари подчинены Богу и выполняют Его волю);
- большая рыба (в синодальном переводе «кит»), способная проглотить человека, что, впрочем, не совсем удивительно. А удивительным в небезызвестной истории про Иону было то, что рыба не только сохранила жизнь пророку, но доставила его словно пассажира к нужному месту (вот вам и история про первую подводную лодку!);
- еще одна рыба поменьше, но прославившаяся тем, что помогла Христу оплатить налог (правда из этой истории мы можем взять только то, что платить налоги нужно, а не как платить).
И мы можем перечислять и перечислять эти истории, как листая страницы Библии, так и листая страницы человеческой и нашей личной истории. Даже зло (автором которого Бог не является) суверенным Богом направляется для собственной славы и нашего конечного блага. Мы живем в мире, не оставленном на самотек и не управляемым безликой судьбой. Бог не удалился от нас, как это утверждает философия деизма, и не растворился в нем, как утверждает философия пантеизма, но владычествует над ним как Творец и суверенный Владыка.
Эта величайшая истина находит практическое выражение в философии и практике христианской жизни. Качество личного освящения, молитвенной жизни, благовестия, переживания трудностей и болезней и многое другое (а точнее все) зависит от того, насколько мы подчиняем их учению о Божьей имманентности (т.е. близости), а также смежным ей истинам о Божьем владычестве, провидении и всезнании.
А как насчет практики нашей повседневной жизни? Как истина о Божьем непрестанном присутствии среди своего творения, и наипаче в жизни человека, созданного по Его образу и подобию, отражается на состоянии нашего сердца и хождении перед Богом?
Вот, что лично я думаю об этом.
Во-первых, зачастую человек склонен считать, что его дело забыто у Бога, и он не видит Его руки в своих житейских бедах. Но Бог не только находится в этой ситуации, но и направляет ее для достижения благих целей для души человека. Да, может быть, мы еще не знаем эти цели и не понимаем в полноте суть происходящего, но обетование истины помогает нам смело двигаться в их поиске. Бог с нами!
Во-вторых, какой бы сложной и запутанной не была жизненная ситуация, она не является «гордиевым узлом» для Бога. Он знает все ее хитросплетения, причины и следствия, ее корни и плоды. Это должно побуждать нас искать мудрости у Него и много молиться о Его водительстве.
В-третьих, если человеку приходится обращаться за духовной помощью к пастору или душепопечителю, истина о Божьей имманентности напоминает нам о том, что между душепопечителем и опекаемым всегда присутствует третий Участник. Бог принимает активное участие в процессе душепопечения. Я, как служитель, воспринимаю себя не более чем инструментом в руках Искупителя, который Бог в Своем замысле решил употребить для блага моего ближнего. А потому я должен заботиться о своем собственном сердце, которое находится на ладони у Бога, так же, как и о сердце моего ближнего.
В-четвертых, учение о Божьей имманентности побуждает моего опекаемого к откровенности, крайне необходимой для истинных изменений. Бог не только присутствует в обстоятельствах жизни, но и в самом сокровенном месте его жизни. Он тот, кто сотворил наши сердца и совершенно знает их. Бог не ограничится только внешними переменами поведения без перемен на уровне сердца. Грехи нашего сердца, ложные боги и обманчивые ценности должны быть обнажены перед лицом Того, Кто находится здесь и сейчас.
В-пятых, и возможно это наиболее важное следствие осмысления доктрины об имманентности Бога, т.е. учения о непрестанном Его присутствии во всем и везде, требует от меня всегда нравственной или вертикальной оценки ситуации. Это не означает, что мы всегда и везде видим грех как первопричину всех проблем. Но означает, что всегда и везде наше сердце реагирует по отношению к Богу. Оно может реагировать греховно или не греховно, преклоняясь перед Ним или восставая против Него, ища защиты и удовлетворения в Нем или стремясь найти все это у ложных богов и идолов этого мира. Мы все живем перед лицом Бога. Мы женимся, разводимся, радуемся, печалимся, страдаем, конфликтуем, принимаем бесчисленные маленькие или большие решения… перед Его лицом! Наша духовная близорукость не позволяют нам видеть Бога во всем, но Писание открываем нам завесу, и мы видим картину нашей жизни и борьбы в ее истинном свете и масштабах.
Вспомните, как эту завесу открывает нам история из книги Чисел (13-14 главы), в которой народ отказывается идти в землю обетованную из-за цепенящего страха перед ее жителями. Но завеса открывается, и мы видим, что у этого, казалось бы, обыкновенного человеческого, можно сказать, горизонтального страха (сыны израилевы – сыны енаковы), есть вертикальное измерение. Бог через Моисея дает такую интерпретацию «енаковой фобии»: «И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? И доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его?» (Чис.14:11). Люди не просто испугались великорослых жителей Ханаана; они поставили их превыше Бога, Его обетований, Его могучих свидетельств (о которых они должны были помнить, ведь прошло совсем немного времени после выхода их из Египта). Любой страх имеет вертикальное измерение и многое говорит о состоянии нашего сердца перед Богом.
Вспомните, как эту завесу открывает нам книга Иова, которая показывает нам Бога как Первопричину страданий Иова, однако у которой была высшая и благая цель. Она даже подчинила Своей власти козни сатаны, чтобы посрамить человеконенавистника, укрепить праведника и прославить Свое Имя. И разве другие истории страданий праведников и нечестивцев в Писании исключают Бога из картины происходящего?
Вспомните также гнев Каина, депрессию Асафа и Илии, алкогольную зависимость глупца из книги Притч и оттуда же сексуальную западню немудрого юноши, невыразимую радость Павла и причину конфликтов в церкви по Иакову (см. Иак 4:1-4). Во всех этих библейских историях, заповедях, учениях мы видим Бога, по отношению к которому сердце человека всегда активно.
Через Писание и личное применение мы должны увидеть свою жизнь и борьбу в ее истинном свете. Слово Господне открывает перед нами завесу вечности. В контексте каждой нашей нравственной драмы или переживания нам просто необходимо увидеть Бога. Нельзя быть «фарисеями или друзьями Иова», оценивающими людей по примитивному законническому шаблону, но и нельзя быть саддукеями и атеистами, не видящими Бога за происходящими событиями жизни.