Прежде чем запустить новый автомобиль в серийное производство, его необходимо подвергнуть испытаниям. Делается эта процедура с одной целью – выявить и устранить все изъяны и недостатки модели до того, как начнется ее массовое изготовление.
Чтобы оценить знания школьника или студента, преподаватели периодически устраивают экзамены. Такие контрольные работы помогают увидеть, какая часть учебного материала нуждается в заучивании, повторении или закреплении. Для выявления того или иного заболевания в человеческом организме также необходимо провести определенные исследования, которые прольют свет на болезнь и покажут, как ее следует лечить.
А можно ли оценить духовное самочувствие человека? Можно ли проверить состояние его души? Есть ли какие-нибудь критерии, благодаря которым можно сделать вывод относительно мотивов, влекущих человека к Богу? Существует ли тест, который покажет, действительно человек раскаивается в своих грехах или его молитва – это просто дань для успокоения сердца. Оказывается, такой тест имеется. И на примере молитвы Ионы, находящегося в недрах желудка гигантской рыбы, мы сможем увидеть пять важных признаков истинного покаяния.
Истинное покаяние совершается перед Богом
«К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня…» (Иона 2:3).
Осознав свою вину, Иона обратился непосредственно к Господу. Он не стал вспоминать своих предков, святых или кого-то еще, но воззвал прямо к Всевышнему. Почему Библия заостряет на этом внимание? Почему так важно идти с багажом своих грехов прямо к Божьему престолу? Можно выделить, по крайней мере, три причины, побуждающие нас совершать покаяние именно пред лицом Господа.
Во-первых, мы должны раскаяться непосредственно пред Богом потому, что любой наш грех направлен, прежде всего, против Него. Каждое наше неправедное деяние крайне отвратительно Творцу. Ведь мы совершаем зло не где-то в темном углу, а прямо на глазах у Своего Создателя. Нет такого места во Вселенной, где ни присутствовал бы Вездесущий, поэтому всякий раз, совершая ненавистные Ему дела, мы оскорбляем Господа, попирая при этом Его чувства.
К великому сожалению, многие наши соотечественники не научены просить прощения за грехи непосредственно у Бога. Они охотнее обращаются к святым, будучи убеждены в том, что те более милосердны и доступны, чем Творец Вселенной. Но основания для подобного обычая мы не находим ни в Священном Писании, ни в практике Церкви первых трех столетий. Еще Сам Христос учил Своих последователей ежедневно напрямую обращаться к Небесному Отцу с исповеданием грехов: «Прости нам долги наши» (Матф. 6:12). Бог видит каждое совершенное нами преступление и с терпением ждет сердечного раскаяния. Вторая причина, побуждающая совершать покаяние исключительно пред Богом, состоит в том, что только Он имеет власть прощать грехи. Ни один священнослужитель, ни один духовный лидер не может взять на себя эту миссию. Только Господь способен простить и удалить всякую нечистоту из нашей жизни. Пророк Михей по этому поводу говорил: «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? Не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7:18-19).
И наконец, третьим фактором, подчеркивающим необходимость исповедания грехов только Богу, является то, что Сам Всевышний заинтересован в этом. Именно Он призывает людей к покаянию и обретению прощения: «Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши как багряное – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1:18).
Это обстоятельство должно ободрить каждого смущенного грехом человека, ведь сегодня он с полным правом может сказать: «Я могу покаяться, потому что Сам Бог призывает меня к этому!» Подумайте, как было бы ужасно, если б Он не звал! В каком трагическом положении оказалось бы все человечество, если бы Создатель не проявлял инициативу, побуждая людей раскаиваться в грехах перед Его лицом! Но благая весть заключается в том, что любящий Отец зовет и неустанно влечет к Себе Своих заблудших детей, желая даровать им прощение.
Истинное покаяние отличается сокрушенностью сердца
«Из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой» (Иона 2:3).
Покаяние начинается с глубокого осознания греха. В этом нам помогает Священное Писание, раскрывая святость Бога и нашу греховность. Затем следует сожаление о совершённом зле, потом просьба к Богу о прощении и, наконец, оставление греха. Киприан, епископ Карфагенский, живший в первой половине III века, советует дрогнувшим во времена гонений христианам прибегать к сокрушенному покаянию: «Сколь много мы согрешили, столь тяжко должны и плакать. Глубокую рану надобно врачевать прилежно и долго. Покаяние не должно быть менее преступления. Надобно молиться усерднее и просить; надобно проводить день в рыдании, ночи – в бдении и слезах, все время наполнить плачевным сетованием, повергшись, приникнуть к земле, валяться в пепле, во вретище и в грязи, после утраченной одежды Христовой не желать уже никакого убранства, после пищи диавольской возлюбить пост, прилежать к добрым делам, которыми очищаются грехи, подавать часто милостыню, которой души освобождаются от смерти». О, если бы подобное серьезное отношение к покаянию стало вновь реальностью христианства XXI века!
Истинное покаяние должно быть искренним
Не существует каких-либо заданных формул покаяния – в каждом случае оно уникально. Вспомните разбойника, который умирал на Голгофе рядом с Христом. Он не каялся по предложенному церковью шаблону. И я сомневаюсь, что мы признали бы его покаяние истинным, оказавшись в то время рядом с его крестом. Ведь он даже не сказал привычных нам слов: «Прости мою душу грешную». Его словами были: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!» (Лук. 23:42). Но как точно они отразили суть покаяния: «Боже, я больше не хочу быть без Тебя!»
Иона также не молился заученными фразами – он изливал свою душу Богу. Словно с лучшим другом, пророк делился с Ним тем, что ему пришлось пережить во время всех своих испытаний. Божий слуга рассказывал, как тонул в бушующем море, какими были его последние слова и сколь безнадежным было его положение за бортом корабля. Пророк искренне поделился со своим Господом чувствами и волнениями, которые наполняли его душу, когда он неумолимо погружался в морскую бездну. «Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих… Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня…» (Иона 2:4-7).
Бог – противник всяких официальных и формальных отношений с нами. И свидетельством этому является молитва «Отче наш». Разве мыслимы официальные отношения с Тем, Кто является нашим Небесным Отцом? Я думаю, многим из нас стоит прислушаться к словам одного из русских поэтов, подчеркивающего важность искреннего общения с Всевышним:
Молитва – Божий дар!
Невинными руками да произносится отрадная она!
Но заученными ты не молись словами:
Молитва без души, молитва слов – грешна.
Истинное покаяние приносится с верой
Без веры в возможность прощения покаяние недействительно! Подавляющее число людей, называющих себя христианами, не уверены в прощении грехов, поскольку каялись они без всякой веры. Когда человек не верит в Божье прощение, он выставляет Бога лжецом. В этом случае получается, что, призывая людей к покаянию и обещая прощение, Он все-таки прощения не дает. Многие каются с мыслью: «Авось и простит». Лучше не каяться вообще, чем каяться без веры и на всякий случай. Библия говорит: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).
Вера – это отклик сердца на истину Слова Божьего. А истина заключается в том, что Бог с большой охотой желает простить кающегося грешника. Иона был пророком, а поэтому знал, что следствием истинного покаяния всегда является прощение. Понимая Божье желание простить и помиловать развращенную Ниневию в случае ее раскаяния, вестник Господа всем сердцем надеялся, что Создатель непременно вызволит и его из этого невыносимо жуткого заточения. Пророк твердо верил в спасение Божье и был глубоко убежден, что его вопль будет услышан. И это он провозглашает в своей молитве: «…Однако я опять увижу святой храм Твой… но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего» (Иона 2:5-8).
Божье требование молиться с верой остается неизменным на все времена. Тертуллиан, один из ранних отцов церкви, увещал сомневающихся в возможности Божьего прощения: «Мы умерли – и неужели нет средства воскреснуть? Тому, Который воздвиг Лазаря четырехдневного, уже смердевшего, не удобнее ли тебя, человек, воскресить живого? Тот, Который пролил за нас драгоценную кровь Свою, освободит нас от греха. Не будем отчаиваться, братия, не ввергнем себя в состояние безнадежное. Ибо ужасно не иметь веры и надежды на покаяние. Кто не уповает спастись, тот без опасения умножает грехи свои, а кто надеется получить исцеление, тот без затруднения наконец остерегает себя от оных. Разбойник, если не ожидает помилования, доходит до ожесточения, а если надеется получить прощение, часто приходит в раскаяние. Покаяние запечатлевает, плотью управляет, духу служит, язык обуздывает, руку удерживает, искушения подавляет, соблазны изгоняет, мученичество усовершает, бедного утешает, богача делает умеренным, больному сокращает время, здоровому не вредит, верующего радует, язычника привлекает, соединяет раба с господином и господина – с Богом, жену украшает, мужа возвышает; любят его в детях, похваляется оно в юношах, почитают его в старце; прекрасно оно во всяком поле, во всяком возрасте».
Приходя к Богу с сокрушенным сердцем в молитве раскаяния нам необходимо помнить, что вера является одним из важных столпов истинного покаяния.
Истинное покаяние сопровождается посвящением Богу
Посвящение жизни на служение Богу является одним из самых пренебрегаемых элементов покаяния. Многим, к сожалению, нужно только прощение и устранение опасности погибели, но не Сам Господь. Многие не хотят тратить свое время и силы на Бога. Иона знал таких людей и не упустил возможности упомянуть их в своем обращении к Создателю. «Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердного своего…» (Иона 2:9). Один человек, у которого случился сильный сердечный приступ, просил пришедшего к нему пастора молиться за него и молился при этом сам. На удивление всем, болезнь внезапно отступила и состояние больного пришло в норму. «Надеюсь, теперь вы постоянно будете посещать церковь, читать Библию и молиться?» – спросил обрадовавшийся чудесному выздоровлению пастор. «Зачем? – удивился больной. – Мне же стало лучше!»
Миллионы людей ищут божественного вмешательства только тогда, когда их жизнь начинает рушиться. Получив же облегчение, они тут же забывают о Всевышнем и не вспоминают Его до очередного кризиса. Однако не такими представлял себе Иона отношения с Небесным Отцом. «А я гласом хвалы принесу Тебе жертву…» (Иона 2:10).
Тот, кто громко хвалит Бога и радуется о Нем, тем самым свидетельствует, как дорог и близок ему Небесный Отец. А тот, кто желает использовать Господа лишь в корыстных целях, будет только просить, просить и просить. Иона вспомнил о невыполненных обещаниях, данных когда-то Богу. Он больше не желал быть потребителем Божьих благ, но хотел делать что-то доброе для Своего Творца. Теперь пророк был готов отправиться в Ниневию, чтобы проповедовать там Слово Божье. «…Что обещал, исполню: у Господа спасение!» (Иона 2:10).
Загляните в глубину своего сердца и проверьте себя: есть у вас посвященность на служение Господу или вами движет только желание получать Его блага? Помните, что покаяние без посвящения Богу будет только самообманом. Блудный сын из притчи Иисуса, раскаиваясь, желал не только кушать хлеб в родительском доме, но и служить отцу.
Настоящее покаяние не остается безответным и незамеченным Богом. Ничто так не радует небо, как искреннее покаяние грешника. Христос сказал: «…На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лук. 15:7). «И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу» (Иона 2:11).
Если сегодня нашему народу и нужно что-то больше всего, то это истинное покаяние. Неужели футбольные страсти, «основные инстинкты», «большие стирки», пиво, дачи, рыбалки важнее спасения души? Неужели мы так безнадежно оглохли, что не слышим через шум свершающихся вокруг несчастий голос Христа: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук. 13:2-3).
Дорогие друзья! Не станем откладывать покаяние, если от него зависит буквально все: и наше вечное счастье, и счастье наших детей. Найдите укромное место, где бы вас никто не видел, и сделайте две вещи: попросите Бога простить вам грехи и дать сил жить по Евангелию.
Виктор Рягузов