Когда мы на своем автомобиле въехали на окраину древнего града Рим, то неприятно были удивлены тем, что на его улицах было много мусора, а справа от нас колесил обшарпанный трамвай. Не без трудностей мы нашли необходимую нам улицу и Дом молитвы ЕХБ, рядом с которым располагались гостиница и Дом престарелых, принадлежащие Союзу ЕХБ Италии.
В Доме молитвы, хоть и в пятницу, заметно было оживление. Шло служение. Разместившись в гостинице, мы пошли знакомиться. Собрание уже закончилось, и братья и сестры общались. Оказывается, это были румыны. Жена пастора быстро нам нашла переводчика — новообращенную сестру Дарику. Пресвитер церкви, брат Раду, сразу же пригласил нас принять участие в субботнем и воскресном богослужениях. А утром в субботу мы отправились в центр города для встречи с председателем Союза ЕХБ Италии Анной Маффи. Сестра Дарика с самого утра, в 7.30, была у Дома молитвы, и мы двинулись в путь. Сразу же она предупредила нас, что в Риме очень много воров, которых мы должны остерегаться. Из Беларуси нас было четверо: Михаил Богданов из Мачулищ, Александр Лотарев из Баранович, Яков Тимофеев из Минска и я. Анна Маффи любезно встретила нас и рассказала о своем служении в качестве пастора и председателя Союза. Мы были в недоумении от того, что сестра занимает такое ответственное положение в Союзе церквей. Сама Анна Маффи произвела впечатление положительного человека — христианки. Мы даже сравнили ее с Деворой, которая во времена судей, когда мужчины духовно деградировали и ослабели, встала во главе Израиля…
Экскурсия по городу была насыщенной. Историки свидетельствуют, что в древности Рим был многонаселенным и очень оживленным городом, ворота которого были распахнуты для всякого, кто только хотел и имел возможность до него добраться. По его площадям и улицам ежедневно разгуливало больше иноземцев, чем римлян. Об этом своеобразии столицы хорошо говорит в одном из своих писем Сенека: «Взгляни на многочисленное население… Одних сюда привело честолюбие, других — государственные дела, третьих — возложенное на них посольство, четвертых — роскошь, которая ищет для себя удобного места, изобилующего пороками, пятых — страсть к образованию, шестых — зрелища, седьмых — дружба, восьмых — предприимчивость, которой нужно широкое поле деятельности; одни принесли сюда свою продажную красоту, другие — продажное красноречие. Все люди стекаются в этот город, где хорошо оплачиваются и добродетели, и пороки».
Воду, как и в древности, город получает по акведукам из горных рек и озер; Тибр из-за крайней загрязненности и заиления не используется для городского водоснабжения. Рим, один из самых древних и самых великих городов мира, насчитывает почти трехтысячелетнюю историю. Латинский язык, родившийся в этом городе, многие века был официальным языком культуры (теперь — медицины); законодательство, установленное в Риме, стало базой западного правового общества; его искусство, включая архитектуру, было взято за образец всем миром. Средоточие в Риме памятников античного мира и великих творений художников и зодчих эпохи Возрождения всегда привлекало художников, писателей, туристов.
В рамках этой статьи невозможно передать всю панораму архитектуры и памятников Рима. Отмечу только три грандиозных творения. Первое из них, которое мы посетили, — Витториано. Это монументальное сооружение воздвигнуто в честь воссоединения Италии. Сердце памятника — Алтарь Родины со статуей Рима, безмолвного стража могилы Неизвестного солдата. В центре — конная статуя Виктора-Эммануила II, которая стоит на возвышении, обрамленном колоннадой. К величественному памятнику-дворцу необходимо подниматься по многочисленным ступеням, откуда открывается панорама Рима.
Колизей — это наша следующая большая остановка. Строительство Колизея началось в 72 году н.э. императором Веспасианом, а закончилось всего через 8 лет. Его сооружали тысячи иудейских рабов на месте большого искусственного озера, примыкавшего к вилле императора Нерона. Состязания гладиаторов и зверей проходили на арене — громадной деревянной платформе, посыпанной песком, впитывавшим кровь. Слово «арена» так и переводится с латыни — «песок». Арену можно было наполнить водой, что позволяло разыгрывать настоящие морские сражения с участием кораблей — «навимахии». В жаркие дни специальные отряды матросов натягивали над амфитеатром «веларий» — полотняную крышу, чтобы защитить зрителей от палящего солнца. Колизей превращался, таким образом, в первый крытый стадион мира. Теперь арены больше нет. Но сохранились коридоры и помещения для зверей, которых поднимали наверх при помощи тридцати двух лифтов (лифты тоже впервые появились в Риме). В дни торжественного открытия цирка император Тит устроил грандиозный праздник. В итоге кровавых развлечений, которые продолжались сто дней, погибло больше тысячи гладиаторов и пять тысяч диких зверей.
По убитым гладиаторам проводили религиозные панихиды и собирали их кровь, так как она считалась священной. Её давали пить больным эпилепсией, поскольку древние римляне верили в целебные качества этой крови. Существовали и другие самые различные поверья, связанные со смертью гладиаторов. Так, например, богатые невесты во время свадебной церемонии втыкали в свою прическу шпильки, смоченные кровью убитого гладиатора. Считалось, что это сопутствует счастливой семейной жизни…
В настоящее время Колизей пытаются снова превратить в место проведения различных шоу. Это место стало одним из доходных в Риме, так как сюда постоянно стоят очереди туристов и с каждого из них за вход взимают 11 евро. Люди делают деньги, веселятся и немногие из них задумываются над тем, что таинственные тысячелетние стены Колизея «помнят» стоны и вопли первых христиан, которые пали жертвами кровожадных правителей Рима.
Недалеко от Колизея находится место, где, по преданию, отбывали тюремное заключение перед казнью Апостолы Павел и Петр. Именем последнего назван самый большой собор в Ватикане, куда мы и прибыли после посещения Колизея. Это целое государство в центре Рима. Сюда стояла очередь в четыре ряда, протяженностью более тысячи метров. Благо, она двигалась быстро, и, пройдя проверку на «правильное одеяние» и наличие взрывоопасных веществ, мы оказались в соборе Апостола Петра, купол которого виден из любой части города.
Внутреннее и внешнее величие храма впечатляет. Статуи апостолов Петра и Павла, которые стоят перед храмом, а также два огромных фонтана и многое другое приводят паломников в восторг. Мы не были исключением. Один только вопрос стоял перед нами: как все эти люди относятся к Богу? После довольно продолжительной экскурсии с сестрой Дарикой по Риму мы возвратились в церковь, где нас уже ожидали братья и сестры румыны. Кстати, румыны переезжают в Рим по той же причине, что и многие наши соотечественники в Москву. Просто они здесь находят работу и оседают на долгие годы. Когда брат Раду впервые приехал сюда и увидел, сколько здесь проживает румын, Бог положил ему на сердце вернуться в этот город для созидания церкви. И вот год назад он переехал в Рим с семьей, устроился на работу и начал благовествовать Слово Божие.
В небольшой комнате при церкви в субботу, в 17 часов, собрались братья и сестры румыны на разбор Библии. Ну, а так как внезапно прибыли белорусы, они предоставили время для нас. Мы делились своим свидетельством и Словом Божьим, а они радостно пели псалмы и в особые моменты проповеди все дружно говорили «Аминь!» или «Слава Богу!».
В воскресенье члены церкви дружно выходят на рынок. Мы присоединились к ним. В автобусах и трамваях Рима обычно давка, и здесь свое нечестивое дело делают воры. Нас несколько раз предупреждали, чтобы мы были очень бдительны. Один из братьев румын, находясь рядом со мной в автобусе, заметил одного из воров, который продвигался среди людей, переставляя их по своему усмотрению. Брат спросил, все ли у меня в порядке. И здесь я вспомнил, что в задний карман брюк положил 20 евро и билет на автобус. Но одумался поздно, потому что ни денег, ни билета в кармане не оказалось. Было обидно за свою беспечность…
И тут я вспомнил, что и Христос придет, как тать, или как вор. Сколько же раз мы слышим это предупреждение в церкви, но так многие не готовы к Его пришествию. Они забываются и живут беспечно. Плохо, когда тебя обворовали, но страшнее, если ты в своей беспечности и греховных поползновениях потеряешь вечную жизнь.
Но вот мы и на рынке. Брат Раду взял гитару, братья и сестры окружили его, помолились искренне, горячо, вслух и начали петь. Люди подходили, останавливались и слушали. Братья тем временем заинтересованным вручали брошюры и начинали беседы. Вокруг нас начали располагаться прямо на асфальте торгаши. Через некоторое время пришла полиция и стала прогонять их. А братьям и сестрам сказали, что они могут петь, нет никаких проблем. Свидетельство о Христе продолжалось более двух часов.
А вечером мы снова собрались, но уже в главном зале церкви — для проведения богослужения. В зале находились, в основном, люди молодого и среднего возраста. Брат Раду вел собрание. Он не просто говорил, а пылал. Братья и сестры, слушая его, вторили: «Аминь! Аминь!» Общее пение было дружным в сопровождении группы прославления. Выступали солисты, а также пел и хор. Чувствовалось дыхание Духа Святого во всем собрании.
Это и есть миссионерская церковь! Председатель Союза ЕХБ Италии Анна Маффи в беседе с нами посетовала на то, что итальянские баптистские церкви не имеют миссионерского духа. Это видно было и по тем людям, которые проживают в доме престарелых, принадлежащем Союзу ЕХБ. Вместо того чтобы в воскресный день прославлять Бога, петь, молиться… пожилые люди коротали время за картами и покуривали сигареты.
А в это время братья и сестры румыны благовествовали Слово Божие. И как здесь не вспомнить слова Иисуса Христа: «Если они умолкнут, то камни возопиют».