Сегодня я хочу говорить о коллективной молитве, когда для этой цели собираются несколько верующих.
Такие собрания были обыкновением во время Христа и за много столетий до Христа. В этом преимущество народа Божия. Поэтому хочу дать некоторые замечания:
1. Цель молитвенного собрания.
2. Как руководить молитвенным собранием?
3. Что может разрушить молитвенное собрание?
1. Цель молитвенного собрания.
а) Общие молитвы способствуют единству христиан. Ничто не может так объединять христиан, как общие молитвы. Ничто так не вызывает христианскую любовь, как выслушивание сердечных молитв друг друга.
б) Бог создал нас сочувствующим творением, чтобы можно было присоединиться к чувствам другого человека. Если у молящегося есть дух молитвы, то он передаётся на других к вразумлению, к спасению и хвале Богу. Нередко достаточно одного человека, у которого есть дух молитвы, чтобы пробудить всю общину.
в) Ещё целью молитвенных собраний является убеждение и обращение грешников. Когда христиане молятся в Духе Святом, грешники становятся тревожными. Один безбожник однажды сказал об одном проповеднике так: «Его проповеди я переношу очень хорошо, но когда он начинает молиться, я чувствую себя ужасно, я чувствую, что какая-то сила обличает меня». Если есть дух молитвы, то грешники это чувствуют, это заставляет их думать о своей душе. Тогда Дух Святой изливается, и грешники каются.
2. Как руководить молитвенным собранием?
а) Хорошо, если молитвенное собрание открывается чтением небольшого отрывка из Священного Писания, но только тогда, когда это соответствует обстоятельствам. Если нет подходящего стиха из Библии, то лучше не читать. Если это делается только по обычаю, то это оскорбляет Бога. Некоторые думают, что надо читать целую главу, но это не только длинно, но и побуждает думать о многом и разрушает единодушие. Целью молитвенного собрания является молитва о чём-то определённом. Блуждания по широкому полю мешают этой цели.
б) Обычно руководящий молитвенным собранием делает краткое объяснение о прочитанном с целью побудить молиться и делает объект молитвы понятным и реальным. Человек не может молиться, если не сосредоточен, поэтому руководителю нужно стараться особенно показать то, о чём нужно молиться. Если не знаешь, чего хочешь, то нет смысла молиться.
После передачи предмета молитвы нужно показать и обетование, на основании которого можно ожидать ответа. Одной из причин отсутствия успеха на молитвенном собрании является то, что у молящихся нет веры, нет под ногами твёрдой почвы, твёрдой основы в Слове Божием. Вместо того, чтобы заботиться о твёрдом основании, молящиеся сходятся вместе и высказывают свои молитвы, не зная, есть ли смысл ждать ответа.
в) Призывая к молитве, всегда желательно, чтобы молились те, которые в этот момент чувствуют побуждение, конечно, предав собрание влиянию Духа Святого.
Если руководящий видит что-то, что нужно поправить, тогда он должен почтительно поучить и продолжать молиться. Все же с этим нужно быть более осторожным, выбирая время, когда это замечание сделать, не прекращая потока чувств и не отвлекая внимания от объекта молитвы.
г) Молитвы должны быть короткими. Если кто-то позволяет себе долго молиться, тот забывает, что он является устами собрания и собрание не может присоединиться к длинной и скучной молитве, которая бродит вокруг света и просит все, что только приходит в голову. Обычно длинные молитвы произносят не потому, что есть дух молитвы, но потому, что его нет. Некоторые сплетают длинную молитву, рассказывая, кто такой Бог и кто такие они, или поучая Бога, что Ему нужно делать. Некоторые в молитве проповедуют и поучают людей до тех пор, пока каждый не начинает ждать, чтобы он быстрее окончил. Этого, без сомнения, ожидает и Бог.
д) Очень важно, чтобы не были длинные паузы. Это леденит собрание.
е) Чрезвычайно важно, чтобы руководитель собрания пытался убедить грешника о немедленном покаянии, конечно, если такой в собрании есть. Это возбуждает в верующих сострадание и любовь к идущему в погибель, и они будут горячо молиться о его обращении.
3. Что может разрушить молитвенное собрание?
а) Если нет доверия к руководящему, то мало надежды на хороший результат, несмотря на то, имеется к этому повод или нет.
б)Когда руководитель недостаточно духовный, тогда в его замечаниях и молитвах будет веять холодом. Если кто-либо знает, что его состояние не духовное, он не должен руководить собранием, потому что он его убьёт. На это есть две причины: он духовно не различает и не будет знать, что делать и как делать. Только духовный будет способен различать руководство Святого Духа. Во-вторых, он своими замечаниями и длинными главами из Библии, длинными песнями и всем своим влиянием наводит на собрание дыхание холода.
в) Холодные молитвы угашают дух молитвы. Когда молятся о влиянии Святого Духа и молитва трогает сердца, стоит только помолиться одному из духовно холодных христиан, чтобы над молящимися воцарилось холодное дыхание смерти.
г) Пение иногда портит собрание, молитвенное настроение не располагает к пению. Всему своё время — время петь и время молиться. Я знаю, что какая-то душевная боль наступает при молитве об идущих в погибель, тогда петь не хочется. Пение есть естественное выражение радости, а дух молитвы — это не дух радости. Это исступление души, которая борется воздыханиями неизреченными о благословении. Я знаю свои чувства, и, если есть такие у молящихся, тогда пение доставит им мучение. Когда дом в огне, разве вы остановитесь и сперва пропоёте псалом? Когда молящийся чувствует, что нужно грешника спасти как бы из огня, он не будет настроен к пению. Это верно, что пение нередко производит чудесную власть над грешниками, потому что они острее чувствуют своё гибельное состояние, когда слышат радостное пение спасённых. Если в начале молитвенного собрания выбирается молитвенный гимн, то он должен быть таким, который оставляет глубокое впечатление на молящихся, но не весёлый, который каждому приносит хорошее настроение и отвлекает мысль от цели молитвы. Пением можно огорчить Святого Духа, поэтому будем осторожны и в пении духовных гимнов.
д) Возбуждение на молитвенных собраниях споров о положениях вероучения также нарушает дух молитвы. Христиане сходятся вместе, чтобы объединиться в общей молитве для получения желаемого благословения. Спорные вопросы могут только повредить.
е) Если христиане молятся все время только о себе, это не служит к общей цели молитвы и назиданию — они должны это делать у себя дома. Все же это не значит, что наедине нужно молиться только о себе. Я знал человека, который запирался на весь день, чтобы молиться за себя и не получал ничего, потому что его молитва была самолюбива. Но если забываешь себя и открываешь глаза на те нужды, которые вокруг нас, то можно и своё сердце открыть Богу. Хорошо, если верующий сначала молится о себе и исповедует свои грехи, а затем открывает сердце для тех нужд, которые находятся вокруг нас.
ж) Недостаток общей молитвы. Если один руководит молитвой, а другие не следят за своей молитвой, а думают о чём-то другом, тогда те сердца не соединены и не могут сказать «аминь».
Ещё хуже, когда один молится, а другой в сердце противится ему. Один говорит, чтобы было сделано так, другой, — чтобы не было так и т.д.
Примечание
Плохо руководимое собрание приносит больше вреда, чем пользы.
Молитвенное собрание является указателем духовного состояния общины. Если церковь небрежна к молитвенным собраниям, то это не только низкое духовное состояние церкви, но там и не будет покаяния грешников.
На руководителе молитвенным собранием лежит большая ответственность. Если молитвенное собрание не таково, каким оно должно быть, руководитель должен серьёзно потрудиться, чтобы приготовить себя. Я хочу, чтобы вы, руководящие такими собраниями в общине, серьёзно приняли это к сердцу.
Проповедник должен знать, что небрежность к молитвенным собраниям делает его усилия напрасными. Пока он не в состоянии побуждать верующих посещать собрания, все другое, что он делает, не поднимает духовного состояния в общине.
Самое трудное — это поднять такую охладевшую общину на должный духовный уровень. Проповедник должен себя специально подготовить к таким собраниям, подготовить своё сердце и ум, иначе эти собрания зачахнут. Напрасно винить членов церкви, что они не посещают собрания, если они так холодны, что замораживают каждого до смерти.
Молитвенные собрания являются самыми важными собраниями, потому что они способствуют единству, умножают братскую любовь, развивают христианское доверие, способствуют восстановлению в благодати, укрепляют духовное состояние. Количество участников в молитвенном собрании должно быть достаточным, чтобы все могли на них молиться. Если количество участников очень большое, то можно разделиться на группы, чтобы можно было всех вовлечь в эту самую серьёзную работу.