Home Жизнь и вера Свобода или обман?

Свобода или обман?

by Andrei

Подмосковье. Небольшой городок Звенигород. Неподалёку от него — село Ершово. В этом тихом, богатом лесами уголке расположился большой санаторий «Ершово». Оздоровительный комплекс с многоэтажными корпусами и небольшими домиками, столовыми, кинозалом, плавательным бассейном, спортзалом, открытым стадионом. Одетые пышным снегом разлапистые, густые еловые леса, еле приметные дорожки, морозный воздух и радостные лица молодёжи, собиравшейся из разных стран СНГ. Собрались вместе представители многих христианских течений, различных церквей для всеобщей цели — обучения работе с неверующей молодёжью.
Конференция проходила 8-11 ноября 1995 г. под названием «Молодёжь за Христа». Привлечь, научить, помочь молодым людям выйти из гибельного состояния греха, неверия, апатии — это одна из главных задач современной церкви. Организовала и проводила учёбу группа американских христиан под руководством Берри Сент-Клера, энергичного, полного энтузиазма, хотя и пятидесятилетнего, евангелиста. Берри я знаю по конференции в спорткомплексе «Олимпиец», которая проходила 3 года назад и называлась «Взрыв евангелизации».
Нашим американским братьям свойственно давать яркие и привлекательные имена своим мероприятиям. Берри и его группа имеют большой опыт. Меня удивило то, что он узнал меня, хотя лично мы не были знакомы. Такая память — память профессионала. Это ещё раз напомнило мне, что Берри посвятил себя служению и его сердце, память и мозг заполнены желанием жертвенного служения другим, а особо молодёжи. На конференции главным вопросом были: евангелизация молодёжи, обучение молодёжных руководителей, методы общения и молитвы. Многое на общении было весьма спорным. Семинар по христианским играм, думаю, слишком вольно отражал понятия о христианском целомудрии. Боюсь прослыть консервативным, но думаю, что совет апостола Павла Тимофею «юношеских похотей убегай» рассматривается мною и руководителями семинара «игры» неоднозначно. «Играть» и «убегать»,по-моему, глаголы совершенно различного значения, если их отнести к слову «похоть». Может, слово «похоть» к этим играм не относилось? Может быть, но моё впечатление, что нам нужно быть особо осмотрительными, особенно в 16-18 летнем возрасте к подобным играм. В прославлении участвовала музыкальная группа «Живая вода» из г.Краснодара. Стиль группы — рок. Может не такой грозный, как «хард», не такой вызывающий, как «панк», не такой неуправляемый рассудком, как «треш», но всё же рок. Вопросы музыкального служения сложны и неоднозначны. Псалом 150 не вызывает у меня удивления, как у многих правоконсервативных общин ( этот псалом почему-то ставят в оппозицию учению Иисуса Христа, который не играл на музыкальных инструментах и будто бы не одобрял этого. По-моему, Иисус очень любит музыку, и небесные хоры, и оркестры, отмеченные Иоанном в видениях, описанных в Откровении, подтверждают подобную мысль. Впрочем, «до чего достигли, в том и оставайтесь, хотя и останавливать берегитесь, чтобы не упасть.
Средневековье отвергало Баха и его хорошо темперированный» орган. Музыка Чайковского была слишком светской. Псалмы Проханова — революционные и народные. Гитара и барабаны — бесовские. Думаю, что наличие того или иного инструмента не является показателем степени духовности, скорее традицией, ведущей как к позитивным, так и негативным отклонениям. Эмиши в Америке обрабатывают поля с помощью лошадиной силы в прямом смысле этого слова, отказавшись от всяческих услуг прогресса, и мы видим, что у этого течения наряду с достижениями такой же спад духовности, как и у хариз-матического движения, в котором эмоциональные переживания заменяют духовные молитвы. Крайность опасна как в том, так и в другом направлении.
Музыкальная группа из Краснодара вызвала большой эмоциональный подъём в зале. Аплодисменты или поднятые вверх руки также не являются ни признаком греховности, так и ни признаком особой духовности. Наблюдая за залом, увы, я всё же видел поверхностные эмоционально-возбуждённые переживания чувственности, чем осознания свободы от греха, прощения в смерти Иисуса Христа и взаимность в любви. Возможно и этот вывод поспешен? Может быть, но глубины размышления над Словом Божиим со стороны возбуждённой музыкой и играми молодёжи я не слышал. Собравшись с братьями из Минска, мы, скучающие по истинной пище небесной, поразмышляли на темы прославления Бога и, думаю, получили немало полезного друг для друга.
Делегаты «пестрели» своим разнообразием. «Армия спасения» с гордым победоносным видом в формах синего цвета и знаками отличия в погонах и петлицах так и не смогла дать достойный отпор немощному и непосвящённому ни в какое звание, кроме ничего не стоящего раба Господня, вашего покорного автора этой заметки. На вопрос о смысле званий и должностей подчинённости по уставу, положенному в этой «Армии», понял лишь то, что ничего хорошего я не увидел: нарушался принцип братства и служения один другому.Представители свободных церквей и других особо духовных направлений продемонстрировали свободу в том, что одели фуражки, какие сегодня носят уличные ребята, с длинными козырьками, с английскими словами, и знаками типа орла, и надписи USA. Для пущей свободы фуражки по всем правилам сегодняшней американизации через «видик» были развёрнуты козырьками назад. Мне не удалось выяснить, в чем заключается современный «свободный» метод борьбы с диаволом. Может быть, желание запутать его, чтобы он и не подозревал, что молящиеся в фуражках «набекрень»- настоящие христиане. Павел писал о молящихся с покрытой головой мужчинах, как о людях, постыжающих себя.Не скрою, не силен в богословии, но находиться в шапке в помещении считаю неприлично и свободой такое поведение назвать не могу, впрочем, как и приплясывание, и прихлопывание.
Конечно, Давид плясал, только почему-то и невдомёк многим,что после этой пляски жена царя Божьего народа отказалась от мужа, расценив танец царя унижением царского достоинства. Танец царя показал людям, что Давид осознает своё ничтожество, а не царственность, благодарную радость и зависимость, а не свободу и власть. Хлопать руками не считаю грехом, напротив, вполне согласен и осознаю псалом 46:2. Даже сам хлопал от осознания радости и благодарности. Хлопание — это следствие, а не причины или метод самовозбуждения, что сегодня так свойственно «свободным», хотя и не совсем понятно, от чего свободным молодым христианам. Если Христос освободил вас от греха, хлопайте, если вы освобождены от консервативного по сути слова истины, то вы хлопаете другому Христу, чье слово исполняете, уклонившись от истины. К примеру, «гнилым словам» Библия ставит запрет, сегодняшняя «свобода» даёт право на существование подобным словам, как «тащусь», «клёво», «класс», «кайф» и т.д. и т.п. Наверное, немало читателей назовут меня законником, ну, на то и рассудок, чтобы рассуждать.
Семинаров было много: «Углубленное общение с Богом», «Христианский лидер и проблема секса», «Детские и молодёжные христианские лагеря», «Материальная зависимость христианской молодёжи», «Понимание психологии подростка» и т.д. Хочу отметить, что тематики были полезными, хотя и просты по изложенному материалу. Простоту не считаю бесталантностью, скорее напротив. Чувствуется, что американские братья искренне любят Господа и имеют практический опыт служения, способны много трудиться и жертвовать средствами и жизнью для своих молодых братьев. Это было хорошим примером и стимулом для многих. Участникам общения была подарена методическая литература по организации и христианскому руководству. У нас с братьями из Америки иногда видны различия в некоторых областях, продиктованные различием культур стран и народов, и мы часто учимся не лучшему, а как раз-наоборот, но это издержки христианской незрелости. Сидеть, высоко подняв ногу, положив её на другую, согнув в колене, чтобы положить на всё это «сооружение» тетрадку, конечно , нелегко, но учиться этому, думаю, тоже не стоит, хотя иногда этим добивается столь желанная «свобода» в воображении молодых христиан.
Ярким моментом общения было выступление известного писателя и апологета, проповедника и учёного брата Джоша Макдауэлла. Он рассказал о своей судьбе, жизни и служении. В простоте и широте сердца Джош рассказал о трудном детстве. Отец был пьяницей, избивал мать. Один из братьев сбежал из дома, а другой отсудил имение у родителей. Джош ненавидел отца, но был бессилен что-либо предпринять. Учась в плохой школе, был избиваем за то, что «левша» и «заика». В колледже считал себя бездарным и неудачником, в университете — одиноким. Покаявшись, Джош получил от Иисуса Христа новую, прекрасную, яркую жизнь.Недостатки в руках Божиих становятся достоинством. Сегодня Джош Макдауэлл написал 62 книги, 63-я готовится к печати и насчитывает 1800 страниц! Джош один из лучших апологетов современности, он провёл более 22 тысяч встреч в университетских городках, более чем в 50 странах мира.
Речь Джоша проста и не затейлива: без выкриков и «нажима» на эмоции. Нет, я не сравниваю его с Берри Сант-Клером. Они разные по темпераменту и методам. Бог всем даёт право и место для служения на Его поле Евангелия, только бы мы этого желали.
Что дала мне эта встреча в Ершово? Во-первых, возможность осознания того, что мы должны научиться терпимости друг ко другу. Я не говорю о всесогласии или попустительстве. Понимать других, любить их такими, какие они есть. Мы различны, как цветы на лугу, и нужны Богу все. «Наблюдай за собою»,-учил Иисус. Если тебе нужен пример, смотри на Христа. Видишь неверный поступок другого — разберись, а потом попробуй помочь, получится — при-обрёл брата. Что полезного ещё?Осознание необходимости труда. Желание трудиться много и результативно, энергично, но рассудительно. Нужны ли нам встречи молодёжи? Конечно. И думаю, что пора научиться проводить такие общения самим. Нашим старшим братьям есть чем поделиться, да и о многом подумать совместно с молодёжью, ведь мы просто братья в Господе нашем Иисусе Христе.

 

Константин Ткаченко