Home Духовная статья Пророк или лжепророк

Пророк или лжепророк

by Andrei

В этой статье мне хочется предостеречь всех своих братьев и сестер, независимо к какой они принадлежат конфессии, чтобы остерегались ложных пророков, которые проникают в церкви.
Интерес к будущему у людей большой, поэтому они стараются различными способами узнать его. Язычники изобрели тысячи путей, которыми предсказывают, что же будет потом. Подумайте только о гороскопах, хиромантии, гадании по картам, кофейной гуще и другом. Когда же человек становится христианином, он отметает все эти уловки лукавого, становясь на фундамент Библии. Однако лукавый не дремлет, он проникает и в церковь, предоставляя христианам свои услуги.
В 1977 году, летом, меня, еще молодого христианина, пригласили на молитвенное служение в частном доме. Когда мы молились, встает одна девушка и начинает «пророчествовать». Девушка начала давать каждому из присутствующих наставления. Находился я в той деревне по причине того, что один из моих новых друзей хотел принять крещение на следующий день, потом вступить в брак. «Пророчица», обращаясь к нему от имени Бога, сказала, что если он женится на девушке, с которой уже у него все было договорено, то Господь не благословит его. Мой друг трепетал, просил прощения у Бога, отрекался от своей задумки жениться.
«Пророчица» подошла и ко мне, сказав, что в церкви должно быть пророчество, а в моей церкви пророчества нет. В тот момент мне пришли на память слова апостола Петра, что Слово Божье есть вернейшее пророческое слово. Но «пророчица» не унималась и продолжала: «Ты думаешь, что Слово Божье есть пророчество? Да, это так, но должно быть, помимо этого, пророчество».
Честно говоря, я был смущен, но не доверился ее «пророчеству», а два моих друга приняли это за чистую монету и поступили так, как она рекомендовала, принимая ее волю за волю Божью. Истинное лицо пророчицы открылось потом, когда она оставила церковь, выйдя замуж за неверующего человека. Но факт остается фактом, что она сумела ввести в заблуждение моих друзей, чем причинила им и окружающим их людям боль и страдание.
Как же определить ложного пророка, чтобы не поддаваться на его провокацию, отвергая все его уловки? Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо на основании Библии ответить на вопросы: кто такой пророк? Какие задачи пророка?Надо ли обращаться к пророку?

Кто такой пророк?

В современном толковом словаре С.И. Ожегова мы находим следующее толкование слова «пророк»: «В религии избранник Бога на земле, открывающий Его волю и смысл истории: прошедшее, настоящее и будущее». В Большом энциклопедическом словаре пророки характеризуются, как проповедники и ораторы. А вот как это слово толкует В.Даль: «Пророк — человек, кому дан дар провиденья или прямой дар бессознательного, но верного прорицания; озаренный Богом провозвестник, кому дано откровение будущего».
Как бы суммируя все эти высказывания, Библейская энциклопедия (Архимандрит Никифор, 1891 г., г. Москва) говорит: «Под словом пророк вообще разумеются, во-первых, люди, предсказывающие будущее, во-вторых, лица, возвещающие людям слово назидания, увещания и утешения по особому внушению Святого Духа» (1 Кор.14:3). Но давайте обратимся еще к одному библейскому изданию: «Пророки. Так назывались святые мужи, которых Бог по временам воздвигал из среды Израиля, чтобы по Его откровению возвещать народу Его волю и предупреждения, предостерегать от греха и идолопоклонства и свидетельствовать о могущественных делах Божьих в прошедшем. Пророки не были, как это теперь понимается, предсказателями будущего, хотя и это часто входило в их миссию, но они были прежде всего провозвестниками воли Божьей. Греческое слово «профетес», также как и еврейское «нави», обозначает просто оратора или вестника» (Эрик Нюстрем, Библейский словарь, 1989 г. г.Торонто).
На основании всех вышеприведенных объяснений у нас, надеюсь, сложилось правильное понимание слова «пророк».

 

Первые пророки, упоминаемые в Библии

Первым человеком, о котором в Библии в послании Иуды говорится, что он пророчествовал, был Енох. Вторым после Еноха был Ной, которому Бог дал Свое откровение, и он причислен к героям веры: «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир и сделался наследником праведности по вере» (Евр. 11:7).
Фактически в этом кратком резюме автора послания Евреям содержится ответ на вопрос: какое откровение получил Ной и о чем он пророчествовал? Он принял от Бога весть, что за свои грехи и беззакония люди погибнут. Это была общая весть, которая касалась всех людей, проживающих в то время. Ной поверил, что надо спасаться от надвигающегося гнева, и по повелению Божию стал, благоговея, строить ковчег. Таким образом он сделался наследником праведности по вере. Через свою веру в Божье Слово и послушание ему он осудил весь мир.

Пророк Авраам

В книге Бытие 20:7 сам Бог называет Авраама пророком. Как мы знаем, Авраам назван отцом всех верующих (Рим.4:11).
Авраам услышал голос Божий, поверил Его словам и повиновался Ему. Откровение Бога, данное Аврааму, касалось спасения его и через него других людей. Давайте обратимся конкретно к библейскому тексту, где Сам Бог говорит Аврааму следующее: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе, и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:1-3).
Обетования, содержащиеся в этих словах, потом в разных вариациях повторяются Аврааму и на этих обетованиях построена вся жизнь его. Время от времени Господь детализировал Свое обетование, например, в том, что именно Сарра родит сына, наследника для Авраама (Быт.17:19), но все откровения касались вышеуказанных вопросов. Исключение составляет откровение, касающееся гибели Содома и Гоморры. Видимо, оно дано было Аврааму специально для того, чтобы он стал молиться Богу о помиловании его племянника. Именно поэтому Лот и не погиб вместе с нечестивыми людьми (Быт.19:27).
В остальных вопросах Авраам жил как обыкновенный человек. Он испытывал те же трудности и переживания, какие испытывали и другие люди. Например, ему пришлось пойти пожить в Египте из-за голода (Быт.12:10). У него были проблемы с Лотом, и в этом случае Авраам дал право выбора Лоту. До определенного времени Авраам даже думал, что Измаил будет его наследником, но это было его ошибкой.
Можно приводить и другие случаи из его жизни, где он представлен нам, как обыкновенный человек, который просто верил в откровение Божье, полученное от Господа. Нет ни одного указания на то, что Авраам предсказывает будущее кому-либо из своих сограждан. Когда он посылает раба на свою родину в Месопотамию, чтобы тот привел оттуда жену сыну его Исааку, Он уверен, что Бог пошлет ангела своего перед рабом его и устроит так, что жена для Исаака будет найдена (Быт.24:7). Но из дальнейшей речи патриарха мы видим его предположение, что, возможно, девица не захочет идти, тогда раб его будет свободен от клятвы своей.
Авраам жил среди хананеев, как представитель вечно живущего Бога. Это было признано ими. Когда умерла Сарра и Авраам беседовал с хеттеями о покупке земли, чтобы похоронить жену свою, сыны Хета сказали ему: «Послушай нас, господин наш, ты князь Божий посреди нас…» (Быт. 23:6). Таково свидетельство об истинном пророке Божьем.

Пророк Моисей

Моисей является одним из центральных пророков Библии. Через него был дан Закон Божий. Первые пять книг Ветхого Завета, по признанию большинства ученых, принадлежит его перу. Вот что говорит Сам Бог о Моисее: «Если бывает у вас пророк Господен, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, — он верен во всем доме Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?» (Числа 12:6-8).
Моисей был особым пророком, избранным для особого служения. Вот в чем заключалось служение его:
1.Через Моисея Бог вывел народ израильский из Египта.
2.Через Моисея Бог дал людям Свой Закон.
3.Через Моисея Бог говорит о Пророке — Мессии (Втор.18:15-19).
4.Через Моисея Бог говорит о будущем благословении или проклятии, которое постигнет евреев в зависимости от того, как они будут хранить закон (Втор.28).
5.Моисей производит суд народа израильского (Исх.18:13).
А вот чем, по совету своего тестя, занимался Моисей: «Будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела его; научай их уставам Божиим и законам Его, указывай им путь Его, по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать» (Исх. 18:19-20). Итак, самое главное занятие Моисея было в том, чтобы быть посредником между Богом и народом и научать народ заповедям Божьим.
Несмотря на то, что Моисей был особым пророком, который лицом к лицу разговаривал с Богом, ему Бог открывал в основном духовные вещи, касающиеся основополагающих правил поведения людей. Что касается виденения обычной повседневной жизни, решения текущих проблем, он нуждался в человеческой помощи. Это мы видим из обращения Моисея к родственнику своему Ховаву, сыну Рагуилову, Мадианитянину: «Не оставляй нас, потому что ты знаешь, как располагаемся мы станом в пустыне и будешь для нас глазом» (Числа 10:31).
Как видим, человек, который не принадлежал к израильскому народу, в этом случае был весьма полезным для Моисея для того, чтобы хорошо ориентироваться в пустыне. И это несмотря на то, что Сам Господь вел народ Свой в столпе облачном и огненном.
Почему мы об этом говорим? Потому что есть неправильное представление о пророке, якобы он знает все и видит все, так как имеет непосредственную связь с Богом. Но пророк — это не Бог. Мы знаем из Писания, что Моисей жил верой (Евр.11:23-29). А один из признаков веры в том, что человек доверяет словам Божьим, хотя и не видит, и не знает всего того, что ожидает его впереди.
Нам известно, что, кроме Моисея, Дух Божий пребывал еще и на других людях, по крайней мере, на семидесяти, которые пророчествовали (Числа 11:24-29). Но Моисей не рекомендует, чтобы, когда сделан тайный грех, человек шел к пророку для изобличения греха, а шел к священнику. Такое повеление дано в случае нарушения супружеской верности, когда на мужа нападет дух ревности (Числа 5:11-31).
А вот еще одно яркое свидетельство того, что пророки не занимались откровением тайн или будущего, а это было делом священников и судей. А они, как делается это и в наши дни, должны были хорошо исследовать дело: “Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении, то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни; судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и так истреби зло из среды себя” (Втор. 19:16-19).
Чем же занимались пророки? Они научали народ заповедям и повелениям Божьим.

Пророк Давид

Давида назвал пророком апостол Петр: «Мужи братия! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его…» (Деян. 2:29-30).
Исследуя жизнь Давида, мы видим, что он тоже жил верой и упованием на Бога. Он не знал всех деталей дальнейшей своей жизни. Но часто вера во Всемогущего Господа помогала ему преодолевать многие трудности. Когда он увидел Голиафа и услышал его хуления в адрес Бога, воспламенился дух его, и Давид был уверен, что Господь предаст этого великана в руки его. Так и случилось.
Но Давиду помогали ориентироваться в ситуации окружающие его люди. Так от смерти, которая угрожала ему от Саула, избавляли его Ионафан и Мелхола.
Некоторые вопросы были вне его ведения. Например, когда шла война с Авессаломом, он просил своих подчиненных, чтобы сохранили сына его, но не знал, что тот будет убит.
Когда же Давид не знал, как поступить, тогда он призывал священника, молился Богу и ожидал ответа. Так было, когда шла война против филистимлян в городе Кеиль (1 Цар.23). Господь ответил Давиду в одном и другом случае. При помощи священника с ефодом Давид обращался к Господу и в момент, когда были пленены жены и дети их (1 Цар.30:7-8). Бог ободрил его и сказал, что он и на этот раз победит врагов своих и спасет своих детей и жен. Такой способ определения воли Божьей практиковал и Саул, хотя он не считается пророком (1 Цар.14:37; 28:6).
В вышеизложенных случаях Давид получал ответ от Бога через священника. Из этого следует, что данные моменты не определяют его как пророка. Что же тогда говорит в пользу того, что он пророк и какие пророчества произносил Давид? Ответ был дан в начале наших рассуждений о Давиде. Петр говорит, что праотец Давид говорил о Христе. Давид написал несколько мессианских псалмов (2, 15,21, 44 и др.), в которых пророчествует о жизни, страдании и воскресении Господа Иисуса Христа. Основной темой и центром всех его пророчеств является Христос, а не личные моменты жизни. Но самым главным занятием пророка Давида было научение людей заповедям Божьим. В своей известной исповеди Богу он говорит: «Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся» (Пс. 50:15)

Пророки Илия и Елисей

Илия и Елисей жили во время великого духовного падения Израиля. Это было кризисное время, когда суды Божьи совершались над евреями и когда цари Израиля отступили от истины. Этих пророков Господь послал, потому что цари стали слепыми, не видели путей Божьих и поклонялись идолам. Заметьте, что во времена Давида и Соломона роль пророков не была так ощутима, как во дни последующих царей. Усилилось отступление народа и царей от Бога и как следствие этого Бог воздвигает сильных пророков для провозглашения Его господства, силы и власти на земле.
Илия появляется внезапно на страницах Библии в 3 Царств 17 главе. Что же делал он? Его предназначение — объявить суд земле израильской за грех отступления от Бога и обратить евреев к Господу Богу. Он предвозвещает засуху. Такое должно было случиться, потому что еще Моисей говорит, что результатом отступления евреев от Господа станет засуха (Втор.28:22). Илие удалось победить многочисленных пророков вааловых и обратить израильтян к Господу Богу.
Илия также конкретно предсказывает падение и полное низложение дома Ахава (3 Цар.21:20-24). Но когда Ахав смиряется пред Богом, Бог возвещает Илие другое определение о нем, а именно: бедствие не придет на дом Ахава при его жизни (3 Цар.21:29).
Илия, по повелению Божьему, идет также к царю Охозии (4 Цар.1:3), который обращается к Веельзевулу, божеству аккаронскому. Пророк возвещает определение Божье, что за грех обращения к чужим божествам Охозия умрет.
Безусловно, Бог открыл Илии будущее царей. Пророку нужны были мужество и смелость, чтобы возвестить им суд Божий. Так сделал и пророк Нафан, когда осудил Давида за его грех. Но Давид боялся Бога, а эти цари были нечестивые и искали смерти глашатая Божья. Однако Илия исполнил свою миссию.
Елисей продолжает миссию Илии. На нем дух Илии почил вдвойне. Пророк совершает ряд чудес и все они были направлены на спасение людей в тяжелых экстремальных условиях для того, чтобы продемонстрировать силу Божью людям-отступникам и призвать их к покаянию. Вот некоторые из чудес: оздоровление воды в Иерехоне (4 Цар.2:19-22); наполнение водою долины, где погибали три народа и три царя от нехватки воды (4 Цар.3:16-20); наполнение сосудов маслом в доме вдовы, результатом чего стало спасение сыновей бывшего пророка (4 Цар.4:1-7); обезвреживание похлебки для сынов пророческих (4 Цар.4:38 — 41); исцеление от проказы Неемана (4 Цар.5:1-19) и другие. Через все эти чудеса Имя Господа возвеличивалось и прославлялось. Важно обратить внимание на чудо, происшедшее с военачальником Нееманом. Елисей это чудо только провозглашает для того, чтобы сирийцы узнали, что есть Бог в Израиле. Перед совершением очищения Елисей даже не встречается с ним. Этим он подчеркивает, что Господь совершает очищение, а не пророк. Елисей никогда не совершал никакого чуда ради чуда или ради демонстрации своей силы, как пророка. Он совершал это в экстремальных условиях и исключительно для славы Господа.
У читателей Библии часто создается впечатление, что пророки на каждом шагу делали чудеса, но это было не так. Вот что говорит Христос: «… много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина» (Лук. 4:27). Елисей многократно встречался с прокаженными людьми в Израиле, но ни одного из них он не исцелил. И только тогда, когда потребовалось удостоверение для сирийского народа, что есть Бог в Израиле, Нееман был исцелен.
Елисей произнес около десяти конкретных пророчеств, записанных в Библии. Фактически все они связаны не с одной личностью, а касаются всего народа израильского. Он предсказывает, что цари Иорам и Иосафат одержат победу над моавитянами (4 Цар.3:16-20), раскрывает планы царя Сирии во время войны (4 Цар.6:8-12), предсказывает семь лет голода (4 Цар.8:1) и другое.
Хочется подчеркнуть следующую деталь: ни Илия, ни Елисей, ни другие пророки не занимались предсказанием судьбы отдельных рядовых личностей. Они не оказывали таких «услуг» людям. Их жизнь была совершенно подчинена Богу, и они говорили только тогда, когда Бог этого хотел. Они могли провозгласить, как Илия, только одно сообщение и потом на три года с половиной замолчать. Они совершенно отличаются от современных «ясновидящих», к которым обращаются люди, чтобы узнать свое будущее. Пророки заботились о судьбе народа, о славе Господу Богу и т.д.

Пророк Иеремия

Можно было бы говорить детально о каждом писателе-пророке Ветхого Завета, рассматривая все стороны его жизни, но мы остановимся только на одном образе, который типичен для всех пророков. На долю Иеремии выпали тяжелые испытания. Он совершал свой труд почти в одиночестве. Вот какую задачу ему дал Господь: «Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иеремия 1:9-10).
Суммируя весь труд Иеремии, мы можем сказать, что он делал следующее:
1.Призывал евреев к покаянию и жизни согласно заповедей Божьих.
2.Превозносил Имя Бога перед Израилем.
3.Оплакивал будущее Израиля.
4.Предвозвестил суд Божий и бедствия, которые постигнут Израиль и другие народы.
5.Возвещал бедствие, которое постигнет священника Пасхора.
6.Говорил о семидесятилетнем пленении Израиля и последующем возвращении его из плена в свою землю.
Грех народа был очевиден. Его не надо было выискивать, вскрывать. Люди развратились и стали поклоняться не Богу, а идолам. Земля наполнилась прелюбодеянием, насилием. Пророк Моисей изначально предвозвестил, что за такие грехи на них грядут бедствия. Иеремии нужны были сила и мужество встать перед всем народом, перед царями и священниками и обличить их в очевидном грехе, что он и делал, хотя от его проповеди никто не покаялся и народ постигло величайшее бедствие.
В похожих условиях трудились все пророки Ветхого Завета. Однако, указывая на бедственное или погибельное состояние людей, они указывали им на выход, который дан будет через грядущего Мессию.

Пророк Иоанн Креститель

Иоанн должен был приготовить путь Иисусу Христу. Вот что говорит Слово Божье: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Луки 1:76).
Жизнь Иоанна была полностью посвящена этой цели. Он призывал людей к покаянию и даже стал обличать царя Ирода за то, что он отнял жену у брата своего. За это пророк был посажен в тюрьму и впоследствии казнен.
Но до тюремного заключения Иоанн указал людям на Агнца Божья — Господа Иисуса Христа. Пришествие Мессии для спасения обращающихся к Нему людей и суда над непокорными — это было основной темой проповеди или пророчества Иоанна Крестителя. Он давал конкретные советы отдельным категориям людей, как они могут покаяться.

Апостолы — пророки

Миссию пророков взяли на себя апостолы. Они учили народ (Деян. 2:42). Они провозглашали будущее. Достаточно вспомнить такие места из Библии, как 2 Петра 3:7-13; 1Кор.15; 1Фес.4:13-18; книга Откровение.
Если в Ветхом Завете основной акцент пророчеств был сфокусирован на Первом пришествии Господа Иисуса Христа, то в Новом Завете говорится о том, как произойдет Второе пришествие Господне.
Жизнь ап.Павла описана в Новом Завете в деталях, но нет ни одного случая, когда он отвлекся бы от своего основного предмета проповеди, которым являлся Христос, и стал бы говорить о чем-то другом.
Сторонники предсказания судьбы, как правило, указывают на пророка Агава из Деян.21:10, который предсказал арест Павла. Но об этом знал не только Агав, а и другие христиане, даже сам Павел. Для того чтобы убедиться в этом, надо изучить следующие места из книги Деяния: 20:23,25,38; 21:4. Последнее место говорит, что ученики в Тире говорили по внушению Духа Святого, чтобы Павел не ходил в Иерусалим. Это было очевидным, что Павла ждут узы и скорби. Господь через Духа Святого готовил Своего слугу к тяжелым испытаниям.
Основными занятиями апостолов было научение народа заповедям Господним; призыв людей к покаянию; провозглашение Первого и Второго пришествий Иисуса Христа.
Это является и нашей задачей. Апостол Павел говорит: «…а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1 Кор. 14:3). Если проповедник говорит, исполнившись Духом Святым, он обязательно говорит людям в назидание, что значит наставление или поучение. Проповедник также увещевает христиан держаться пути Господня, Самого Иисуса Христа и утешает их Словом Божьим.

Уклонение от Слова Божия

В настоящее время есть люди, которые стараются найти известного пророка и посетить его. Причин этому множество, но мы обратим внимание только на некоторые общие причины.
«Определение своего духовного состояния». Неоднократно мне приходилось слышать, как люди заявляли, что ходили к пророкам, чтобы узнать волю Божью о себе, о своем духовном состоянии или же о своем будущем. И это делают те, которые заявляют, что они рождены свыше и имеют Духа Святого.
Возникает вопрос: почему по этому поводу надо идти к пророку? Где Господь дает такое повеление, что, если у вас будут проблемы в духовной жизни, обращайтесь к пророку или же провидцу? Бог такого повеления не дает нигде. Почему? Потому что Господь говорит к Своим детям непосредственно через Слово Свое. Если человек честен перед Богом, тогда он знает о своих тайных грехах, потому что, прежде чем «пророк» что-либо скажет о его грехе, Дух Святой уже давно сказал человеку о его положении пред Богом. Даже неверующих Дух Святой обличает (Ин.14:8), тем паче верующего. Таким образом, человек, идущий к пророку по этой причине, лукавит, обманывает сам себя и хочет ввести в заблуждение других.
Вот еще один случай из церковной жизни. Мне с горечью повествуют недавно братья, как в их церковь приезжает группа верующих с «пророчицей». И вот они начинают сеанс определения духовного состояния братьев. «Что ты видишь?» — спрашивает ведущий у «пророчицы». «Вижу сердце этого брата, будто в решетке», — отвечает она. Затем тот же самый опыт проводится над другим братом и т. д. Откуда это? Как мог пастор церкви допустить такое в своей церкви? Какое право имеет эта так называемая «пророчица» оскорблять церковь, братьев и Иисуса Христа?
Обращаясь к Фиатирской церкви, Господь очень строго говорит: «Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное» (Откр. 2:20). Задача пастора — не разрешать таким «пророчицам» учить церковь, оберегая ее от ложного пути.
Десятки раз в Библии мы находим повеление обращаться к словам Господа и ни одного повеления, чтобы мы обращались к пророку. Достаточно привести на этот счет хотя бы некоторые места: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол.3:16). «Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением… Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Тим. 4:13-16)
«Выявление греха в собрании христиан». Существует практика выявления греха пророком в собраниях христиан. Таковые ссылаются на случай, который произошел с Давидом, когда Нафан разоблачил его и обличил во грехе. Но грех Давида, хоть и совершался тайно, не мог остаться втайне, потому что были свидетели его греха. В первую очередь, это люди, пригласившие Вирсавию в царский дворец, во-вторых, пришедшие известить царя о том, что Вирсавия беременна, в-третьих, военачальник Иоав, получивший поручение от Давида убить Урию… Так что слуги Давида «шушукались», а враги Господа хулили Его за грех Давида (2Цар.12:14). Задачей пророка Нафана было привести Давида к покаянию. И сделал это он не публично, а придя лично в дом Давида.
Что же говорит Христос о выявлении греха? Он предлагает обличить грех один на один. Если человек не раскаялся от первого обличения, надо идти к нему с двумя или тремя свидетелями. Если и на этот раз не послушает, тогда необходимо сказать церкви (Мтф.18:15-20).
Придя в собрание, человек уже обличается во грехе (1Кор.14:24). Для этого достаточно проповедовать Слово Божие, которое является мечом обоюдоострым, и проникает до разделения души и духа, и судит намерения и помышления людей (Евр.4:12).
Публичное выявление греха приносит не пользу, а вред, потому что этим грехом как бы мараются другие, разве что люди сразу же в собрании увидят наказание за грех, как это было с Ананией и Сапфирой (Деян.5). Но, как правило, Бог долго терпит человека, желая, чтобы он покаялся. Мы же должны следовать совету Христа при обличении грехов и не выплескивать их на всех членов церкви. Исправлять согрешившего, по совету ап.Павла, должны опытные в духовной жизни служители в духе кротости и любви (Гал.6:1).
«Решение сложных вопросов через пророков». Одним из важных и сложных вопросов является вступление в брак. И вот именно здесь появляется много спекуляций так называемых пророков. Вот свидетельство искреннего христианина. В их церкви появился молодой мужчина, который попросил руки его дочери. Как водится в этой церкви, они обратились к пророку, который сказал, что Бог благословляет этот брак и пусть она без сомнения выходит замуж за него . Она так и сделала. Но впоследствии оказалось, что у него уже была жена, которая разыскала его и потребовала через суд, чтобы он выплачивал алименты для своих детей… «Пророк» продолжает здравствовать и вводить в заблуждение других, а его жертвы — страдать…
Интересен еще один случай. Пастор церкви, проживающий в одной из стран Европы, рассказывает мне свой опыт выдачи дочери замуж. Когда ей сделал предложение молодой человек, пастор обратился к старушке-пророчице, чтобы та сказала, угоден ли воле Божьей данный брак. Она ответила отрицательно, с чем пастор немедленно согласился. Правильно ли это? Библия говорит, что пасторы должны быть учительны и наставлять членов церкви, как им поступать. Жены же должны учиться у мужей… И вдруг женщина поучает пастора, как ему выдавать замуж дочь. В данном случае пастор уподобился слепым царям, которые жили во время Илии и Елисея.
Некоторые доходят до того, что ходят к «пророкам» узнавать свое будущее. Они хотят знать, кем они будут, на ком женятся, почему у них такие проблемы и т.д. Это так напоминает практику предсказания через гадалок, хиромантов, ясновидящих и т.д. Именно оккультные служители под маской христианства внедряются в церковь и многие попадают под их пагубное влияние. Если их не послушаешься, так они грозят всеми карами небесными да с таким настоянием, что слабохарактерные не выдерживают.
Лжепророк подменяет собой для человека Слово Божье — и это влечет к погибели.
Сами по себе люди — существа ленивые. Они не хотят утруждать себя исследованием Писаний. Им легче сходить к «пророку» и получить якобы прямой ответ от Бога. Такая позиция весьма опасная, потому что человек лишает себя питания духовным хлебом. Таким образом он чахнет и погибает, идя за ложным путеводителем, а не за Богом.
Для того чтобы показать, как далеко могут завести лжепророки, необходимо привести некоторые примеры. В одной церкви появился один из них. Завладел сердцами своих собратьев. Однажды на собрании предсказал день и час, в который придет Христос. Угрожающе он спрашивал каждого из присутствующих, неужели они не верят «откровению Божьему». Как-то забыли христиане слова Христа: «Не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф 24: 36, Мф 25: 13, Мк 13: 32). И поверили ложному пророку. Оделись в белые одежды и пошли в указанное место встречать «жениха». Стыдливо потом они возвращались с этой «встречи», а «пророк» продолжал их далее вводить в заблуждение.
Еще в Ветхом Завете Бог говорит: «Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: как мы узнаем слово, которое не Господь говорил? Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, не бойся его» (Втор. 18:20-22). В христианских церквах таковых необходимо отлучать от церкви, но часто такие «пророки» бесчинствуют долгое время, и никто не осмеливается призвать их к порядку, так как они запугивают, что, идя против «пророка», ты можешь похулить Духа Святого. Попадая в зависимость от таких «пророков», христианин идет в ложном направлении.
И как не вспомнить повеление Бога Иисусу Навину: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Иисус Навин 1:8).
Голос Духа Святого мы слышим через Писание.«Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 2:7).
Во второй и третьей главах книги Откровения мы читаем послания Господа семи церквам. Были ли пророки в данных церквах? Почему Бог не открыл через них волю Свою этим церквам непосредственно? Почему Иоанн должен был писать на пергаменте и только потом они узнали волю Божью о себе? Так было угодно Богу. Как в Ветхом Завете Бог использовал некоторых для написания Слова Своего, так и в Новом Завете он использует Иоанна и других апостолов, а остальные узнают о грядущих событиях через Писания.
Апостол Павел говорит: «Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем» (1 Кор. 13:9). Он не говорит, что знает все, а только отчасти. Каждый пастор церкви, каждый проповедник, искренне изучающий Писания, может говорить о будущем окружающих людей. Например, если человек идет путем греха, мы определенно можем сказать ему, что его ожидает погибель.
Однажды цыганка перешла дорогу христианину с предложением погадать. Он ответил: “Я без всяких гаданий могу вам сказать, что чародеи и гадатели Царства Божья не наследуют, а меня ожидает счастливое будущее со Христом, потому что я принял Его жертву за мои грехи посредством веры”.

Как узнать и отвергнуть ложного пророка?

В одном собрании я слушал проповедь приезжего человека. Он проповедовал вдохновенно и красноречиво, но я сразу почувствовал, что здесь что-то неладное.
Когда я посетил вторично эту церковь, он встретился мне опять. Внимательно слушая его проповедь, я услышал, что он говорит о том, что будет еще от Господа дополнительное откровение, и кто не получит данного откровения, тот не получит полноты духа. Это не соответствует словам апостола Петра, который говорит: «…от Божественной силы Его даровано нам все, потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Петра 1:3-4).
Пришлось после собрания оставить братьев и в присутствии их запретить ему в дальнейшем проповедовать свое заблуждение в церкви. Он, конечно, не согласился, что заблуждается, но вынужден был послушаться.
Какой вывод из этого? Ложного проповедника или пророка можно определить на основании Библии. Если его слово хоть в каких-то частях противоречит духу и букве Евангелия, значит он ложный.
Во-вторых, если центром проповеди у проповедника является что-либо другое, а не Христос, значит, по всей вероятности, он идет сам в ложном направлении и ведет туда же других.

Подводя итог всему, хочу еще раз напомнить, что назначение пророка или проповедника состоит в том, чтобы учить людей заповедям Божьим, говорить им о спасении через Иисуса Христа, приводить их к Нему и провозглашать Его Пришествие в мир для праведного суда над всеми живущими на земле.