Крещение

by Andrei

Однажды в исправительной трудовой колонии г.Биробиджана ко мне подошел молодой человек и спросил: «Я человек крещеный, скажите, что это значит для меня?»

Таким вопросом задаются многие люди и не находят ответа. Некоторые думают, что крещение — это панацея от всех бед. Однако, несмотря на это, крещёные проходят ужасные страдания и спрашивают сами себя: почему?

Что же такое крещение? Что оно дает человеку? Когда и кому его надо принимать?  Вот краткий перечень вопросов, на которых хочется остановиться в этой статье и осветить их на основании Библии.

1. Что такое крещение?

Словарь Э.Нюстрема по этому поводу говорит следующее: «Крещение — евр. атбала, т.е. погружение». Следовательно можно сказать, что принять крещение или креститься — это погрузиться.

Надо сразу отметить, что в русском языке глагол «креститься» имеет два значения: погружаться и налагать на себя крестное знамение. Библия ни разу не говорит о наложении на себя крестного знамения, но много раз говорит о погружении (крещении) человека во что-либо или в кого-то.

Читая военные истории, мы можем встретить там выражение: «Он принял боевое крещение». Что это значит? Это значит, что человек первый раз погрузился в боевую обстановку. Эта иллюстрация помогает нам лучше понять, что значит слово «крещение».

2. Крещение израильского народа в Ветхом Завете

Ап.Павел говорит, что евреи в пустыне: «…все крестились в Моисея в облаке и в море» (1-е Кор. 10:2). Это значит, что они были погружены в ту обстановку и в самого Моисея, т.е. в его учение, в закон, который он преподал. Они также проходили по дну моря и образно умерли для Египта, от глаз египтян их скрыло море. Кроме этого, они были погружены в облако: «… и скажут жителям земли сей, которые слышали, что Ты, Господь, находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицем к лицу, и облако Твое стоит над ними, и Ты идешь пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном» (Числа 14:14).

Из этого отрывка Писания мы видим, что облако указывало на присутствие Бога в стане народа израильского. Поэтому люди как бы погружались в облако или в присутствие Бога.

Крещение изначально практиковалось у евреев. Всякий человек, желающий принять иудаизм, обязательно проходил обряд крещения. Уильям Баркли пишет: «Иудейское крещение проходило в следующем порядке: подлежащий крещению человек обрезал волосы и ногти и раздевался. Купель для крещения вмещала 480 литров воды, т.е. около двух бочек. Каждая часть тела должна была быть покрыта водой. Крещаемый исповедовал свою веру в присутствии трех человек, которые назывались крестными отцами. Когда он находился в воде, ему зачитывали отрывки из закона, к нему обращались со словами ободрения и он получал благословение. Выйдя из воды, он был уже членом иудейской общины и исповедовал иудаизм. Иудейскую веру он принимал через крещение.

Как видим, в иудейском крещении есть некоторая аналогия крещению в христианстве. Но это были так называемые «самокрещенцы», т.е. над ними никто не совершал обряда крещения, а они сами это делали.

3. Иоанново крещение

Прежде чем говорить о крещении в христианских церквах, давайте обратим внимание на Иоанново крещение. Оно является как бы предвозвестником крещения во Христа. Иоанн впервые в истории Израиля начинает преподавать крещение. Во что же он крестил или другими словами, во что он погружал людей? На этот вопрос отвечает ап. Павел: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса» (Деян. 19:4). Из этих слов следует, что Иоанн крестил (погружал) людей в покаяние. Вот некоторые фразы из его проповеди:»…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.» Матф. 3:2 «…приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими…» (Луки 3:4-6)

Когда же люди хотели принять крещение без искреннего покаяния, тогда он сказал:»…порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния…» (Луки 3:7-8)

Кроме призыва к покаянию, он давал конкретные рекомендации, как это осуществить практически. Например, народу говорил: «… у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.» А воинам сказал следующее: «…никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.»

Иоанново крещение носило временный характер. Его задача была в том, чтобы приготовить людей к принятию Господа Иисуса Христа.

4. Крещение — это заповедь Господа Иисуса Христа

Иисус Христос оставил Новый Завет для Его последователей. В Евангелии люди призываются к внутреннему очищению и рождению свыше. Однако для того чтобы внешне продемонстрировать свое внутреннее состояние, Христос оставил заповедь совершать внешние обряды, такие как хлебопреломление, рукоположение и крещение. Он сказал Своим ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Матф. 28:19). Отсюда следует, что совершать крещение заповедано Самим Иисусом Христом, и мы не можем игнорировать Его заповедь. Кроме этого, Христос говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Марк. 16:16) Здесь Он ставит в зависимость спасение человека от веры и крещения.

Итак, крещение — это заповедь Самого Иисуса Христа.

5. Крещение — обещание Богу доброй совести, заключение завета (договора) со Христом

В свое время, когда я принимал крещение, неверующие девушки, идя сзади нас, насмешливо спросили: «Ну что, ребята, искупались? Вода не холодная?» Конеч

но, их языками руководил тогда автор атеизма. Однако многие искренние люди думают во все времена, что крещение — это просто купание или, как Петр говорит, «плотской нечистоты омытие». Поэтому-то он обращает на этот момент внимание в своем послании и говорит, что крещение не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа (1Петр. 3:21)
Другими словами, человек, принимая крещение, обещает Богу иметь добрую совесть. Эта добрая совесть, как барометр, будет показывать человеку истинное его положение. Тогда, если человек согрешит, он немедленно осознает это в своей совести и покается.
Некоторые люди заверяют, что любят Бога и стараются жить по Его заповедям, а вот принять крещение не решаются, так как считают это не очень важным.
Поступая так, человек напоминает девушку, которая говорит своему другу, что она его любит, ценит и уважает, но выйти замуж за него не решается. Ей и так хорошо, зачем замуж? Конечно, она теряет очень многое. Оставаясь в таком положении, не может ощутить его заботу и покровительство, иметь свой семейный очаг, детей, дом и т.д. Она не связана с ним никакими обязательствами, и таким образом и он свободен от нее. Можно ли поверить, что она любит его?
Можно ли поверить человеку, который говорит, что любит Христа, но не хочет с Ним соединиться и исполнять Его заповеди?
Крещение — это публичное исповедание, свидетельство человека, что он теперь принадлежит Иисусу Христу. Это заявление перед небом и землей, Богом и дьяволом, людьми и духами зла, что отныне человек отказывается от царства греха, тьмы и смерти, а добровольно соединяется со Христом.
Христос дает не только заповеди, но обещание тем, кто исполняет их. Они получат спасение. Иисус будет им Пастырем, Кормителем, Покровителем. Они будут Его детьми. Вот только некоторые обещания Бога, а им необходимо сохранять добрую совесть.

6. Крещение — погружение человека в Иисуса Христа

Апостол Павел, обращаясь к галатам, сказал: «… все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3: 27) Что значит облечься в Иисуса Христа? Слово «облечься» значит «одеться». Это духовное понятие, которое говорит, что верующий человек находится во Христе. Он — собственность Христа, поэтому пользуется всеми заслугами и богатствами Его.
Римлянам Павел говорит: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились (погрузились)?»
Каждый человек за свои грехи должен понести смерть — таков Божественный закон. Но уверовавшие в Иисуса Христа пользуются тем, что Он умер, поэтому своим крещением свидетельствуют, что входят или погружаются в Его смерть. Таким образом, они освобождаются от возмездия за грех. Более того, в крещении или погружении во Христа они умирают для греха, «дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:4).
Необходимо подчеркнуть, что в первую очередь здесь имеется в виду духовное крещение, внутреннее погружение верой во Христа Иисуса. Только после этого совершается внешний обряд, когда человек свидетельствует своим погружением в воду, что он умирает для старой жизни и воскресает для новой, поднимаясь из воды.

7. Крещение — омовение грехов

Апостол Павел, рассказывая о своем обращении, говорит, что Анания повелел ему следующее: «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22:16).
Что это значит омыть грехи? Мы должны сразу сказать, что многие люди принимают крещение, однако остаются закостенелыми грешниками. Вода при крещении никак не может омыть их грех. Значит, здесь имеется в виду что-то другое.
Один человек рассказывал мне, что он так надеялся, что крещение избавит или очистит его от курения и других грехов, поэтому никак не мог дождаться этого момента. И вот, наконец, он в воде. Но после крещение потерпел полное поражение, потому что не прошло и полчаса, как закурил. Как видим, его грехи не были омыты в крещении. Почему? Потому что не было внутреннего перерождения и действительного покаяния, смирения перед Христом, который омывает грехи кровью Своей.
Только тогда, когда в человеке действительно произошли все эти внутренние изменения, он сможет омыть или похоронить свои прежние грехи и встать для новой жизни. Крещение — это символический и волевой отказ от прошлой греховной жизни и сознательное решение следовать во всем Христу.

Кто может принять крещение?

1.Человек, который может отвечать сам за себя

Мы уже говорили о том, что крещение — это обещание Богу доброй совести. Кто может дать обещание? Тот, который в силах его исполнить. Это сознательное действие человека и он сам должен это делать. Никто другой не имеет юридического права на то, чтобы обещать что- то кому-либо без участия самого человека, от имени которого дается обещание.

2. Человек, который всем сердцем верит в Иисуса
Христа

Есть люди, которые заявляют, что они верят в Иисуса Христа, но на самом деле их вера очень поверхностная. Они не верят в воскресение Христово и в то, что Христос в Свое время воскресит всех людей: одних для вечной жизни, а других на вечное поругание и посрамление. Вера только в то, что Христос существовал, как историческая личность, недостаточна сама по себе для принятия крещения. Библия говорит, что и бесы веруют и трепещут.
Когда евнух спросил диакона Иерусалимской церкви Филиппа: «Вот вода; что препятствует мне креститься?», Филипп ответил ему: «Если веруешь от всего сердца, можно» (Деян.8:36-37).
Что значит веровать от всего сердца? В первую очередь, это значит веровать не сомневаясь. Во-вторых, веровать всему тому, что написано о Христе в Евангелии, а не только тому, что человеку кажется приемлемым. Например, некоторые не верят в то, что Христос мог воскрешать. Таким образом они отрицают Божественную сущность и Всемогущество Его. Такая вера недостаточна для того, чтобы принять крещение.
Христос сказал ученикам: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Марк. 16:16) Итак, в первую очередь человек должен истинно поверить в Иисуса Христа, а затем принимать крещение.

3. Человек, который покаялся

В день Пятидесятницы, во время проповеди ап.Петра, люди спросили его: «Что нам делать?» Петр же сказал им: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян.2:37-38).
Прежде всего Петр сказал: «Покайтесь!» Из этого следует, что преподавать крещение человеку, который не покаялся, противоречит Библии. Мы уже говорили о том, что даже Иоанн Креститель не допускал людей креститься без действительного покаяния. А что такое действительное покаяние? Это осознание, осуждение и отвержение или оставление своих грехов.
Есть много людей, которые хотят креститься, и они это делают, но без покаяния. Такое крещение ничего не дает. После того как Симон волхв принял крещение, но без действительного покаяния, ему Петр сказал: «Итак покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды» (Деян. 8:22-23).
К сожалению, многие люди после крещения исполнены горькой желчи и находятся в узах неправды, но думают, что с ними все в порядке, так как они крещеные. Еще большее сожаление вызывает тот факт, что священнослужители не смеют им говорить об этом.
Подводя итог, мы должны сказать, что крещение может принять человек здравомыслящий, могущий отвечать за собственные действия и обещания; человек, который искренне верит в Иисуса Христа и тот, который совершил действительное покаяние.
Священнослужители, преподающие крещение людям, которые не соответствуют вышеуказанным стандартам, совершают богопротивное дело и вводят людей в великое заблуждение.

Можно ли принимать крещение второй раз?

Некоторые люди заявляют, что перекрещиваться — это большой грех. Но в Библии мы находим, что сами апостолы перекрещивали людей. Например, в Деяниях в 19-ой главе читаем: «Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовав?» Они же сказали ему: «Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый». Он сказал им: «Во что же вы крестились?» Они отвечали: «Во Иоанново крещение.» Павел сказал: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса». Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса».
Как видим, данные люди принимали крещение дважды и сам апостол Павел поощрил их к этому.
Один молодой человек, по имени Петр, продолжительное время изучал Слово Божие и размышлял, необходимо ли ему принимать крещение, зная, что в прошлом был крещен родителями, так как родился в семье англиканцев. Петр часто задавал и мне вопросы. Наконец пришел и говорит, что после всего того, что узнал из Библии, все-таки решил теперь вполне сознательно добровольно принять крещение.
Надо отметить, что Иисус говорит: «Кто будет веровать и креститься…» Человек должен сам креститься. Многие люди не крестились, а их крестили, но крещение — это добровольное обещание Богу доброй совести, соединение с Ним посредством веры и покаяния на всю жизнь.