Крещение и рождение свыше

Одним из больших разногласий между православными и баптистами является вопрос крещения. Как известно, в православной церкви крестят детей, по вере так называемых восприемников, а баптисты – только тех, кто имеет личную веру в Иисуса Христа. Прежде чем предложить непредвзятому читателю доктрину баптистов о крещении, хотелось бы обозначить некоторые проблемы, которые возникают в православной церкви с крещением детей. Нижеприведенная история взята с известного православного сайта «Фома», для того чтобы проиллюстрировать данную проблему.

Быть или не быть… крестным?

«Страсти накалялись, и я вдруг, сам того не желая, еще подлил масла в огонь: “Зачем же вы тогда Петьку-то крестили, если Церковь у вас такая плохая!?” Ответ Тани меня ошеломил: “А что, крестили! Ну да. Вера — она в душе. Пока пусть растет, смотрит. Вот мы тебя позвали в крестные. Вырастет Петенька, у него будет школа, двор, друзья всякие. И ты. Ты — человек церковный, расскажешь о вере. А он пусть сам и выбирает. Мы же не запрещаем!”Такого оборота я совсем не ожидал! Конечно, понимал, что мы крестили младенца в нецерковной семье, но я так надеялся, что, помогая мальчику, мы вместе с родителями будем “возрастать в вере”. Тем более, что они меня так слушали всегда, с таким интересом неподдельным. И вдруг: Церковь для них, в лучшем случае, лакировка старины, этакий музей-заповедник, а в худшем — не более, чем ненужный институт для обмана народа. Не помню, как мы тогда сгладили острые углы. Расставание было не очень приятным…Меня же этот разговор совершенно выбил из колеи. “Как, — думал я, — как же я буду крестным, если они (родители) и не собираются воспитывать сына в православии? Что же мне делать?” Как я ни пытался найти окончательный ответ, ничего не получалось. Все разговоры о трудностях креста крестного и советах молиться о родителях стали казаться мне отговорками тех, кто не хочет всерьез заниматься этой проблемой. И только совсем недавно один очень уважаемый мною священник несколько прояснил для меня ситуацию. В ответ на мои излияния он довольно жестко сказал: “Я вообще считаю, что нужно очень осторожно подходить к крещению младенцев. А то мы крестим всех, а в вере их никто не воспитывает. Это ты вот мучаешься, а большинство крестных и лба-то перекрестить не могут, не то что крестнику чего рассказать. Вот и получается профанация. Между прочим, в ранней Церкви не крестили детей язычников, а только детей в христианских семьях, способных дать младенцу основные понятия о вере. Но, что делать, сегодня время другое”. Да, это действительно так. И я теперь не всегда убеждаю своих знакомых непременно крестить их маленьких детей, если сами родители далеко не церковные люди. Но все чаще я задаю себе один и тот же вопрос: а может быть, зря я стал крестным?» (Сергей Лисицкий, 31 год, г. Москва).Вопрос крещения является одним из центральных в христианской жизни. Как видим, у человека, написавшего это письмо в журнал «Фома», возникло много сомнений по поводу того, что он стал крестным отцом для ребенка, родители которого, выражаясь языком православных, невоцерковлены. Как же сами православные решают подобные вопросы? На страницах нашей книги дадим слово протоиерею Владимиру Воробьеву, ректору Православного Свято-Тихоновского богословского института (г. Москва). Ниже при-водится его беседа с корреспондентом Владимиром Легойда.«Корр.: О.Владимир, вот Вы сказали, что без крестного нельзя крестить ребенка. Но ведь, наверное, так было не всегда? Какова, вообще, история “института” крестных?О.В.: Уже апостолы крестили многих людей. Они были взрослыми и принимали крещение совершенно свободно и сознательно. Никакое насилие здесь недопустимо. Вообще, это не магия, не колдовство, не волшебный обряд, защищающий от болезней, бед, сглаза и других неприятностей или дающий земное благополучие. Крещение не делает человека “настоящим греком или русским” и не создает “необходимых условий для дальнейшего экстрасенсорного лечения”. Это христианское таинство, которое, по словам Христа, рождает человека водою и духом в новую жизнь с Богом. И эту жизнь человек должен выбрать сознательно, сам. Конечно, во времена апостолов при таком понимании таинства вопрос о крещении младенцев стоять не мог и не стоял. Но как только появились первые христианские семьи, сразу возникла острая проблема: младенцы, которые не могли сознательно принять крещение, оказывались лишенными той благодати, в которой жила вся семья. Получалось, что дети не могли быть членами Церкви, к которой принадлежали старшие члены семьи. А ведь Господь сказал: “Не возбраняйте детям приходить ко Мне” (Матф. 19:14).Этот абсурд, конечно, не мог быть терпим. Церковь сознавала себя Телом Христовым (Еф. 1:22-23) — единым богочеловеческим организмом, каждый член которого является не отдельным индивидуумом, а частью одного живого целого, и поэтому, естественно, уже первые христиане стали крестить своих детей. Но важно помнить (особенно сейчас, когда религиозная ситуация в России так напоминает Римскую империю раннехристианских времен), что Церковь не просто согласилась крестить всех подряд младенцев. Речь шла о детях в ХРИСТИАНСКИХ семьях, т. е. там, где были гарантированы воспитание и жизнь в Церкви. Как справедливо заметил священник автору письма Сергею, христиане не крестили младенцев из языческих семей. Именно потому, что пребывание ребенка внутри Церкви было самым важным условием для крещения, Церковь (помимо церковности родителей) утвердила еще одно непременное требование: при крещении младенца поставляется дополнительный гарант — восприемник.Корр.: То есть крестный?О.В.: Да, хотя это слово сначала не употреблялось. Восприемник — это человек, который не просто “присутствует” при таинстве крещения, но перед Богом принимает на себя обязательства и ответственность по церковному воспитанию ребенка.Корр.: Батюшка, а действительно необходимо, чтобы у младенца было два восприемника?О.В.: Нет. Совершенно необязательно. Более того, по канонам Вселенских Соборов, при крещении девочки необходима лишь восприемница, при крещении мальчика — восприемник. Гораздо позже на Руси для каждого ребенка стали звать двоих восприемников. Тогда же и родилось уподобление их родителям по плоти. А отсюда произошли и соответствующие имена: крестная мать и крестный отец. В действительности, в таинстве крещения совершается ДУХОВНОЕ РОЖДЕНИЕ человека по благодати, и Отцом в этом рождении является Сам Бог, а Матерью — Святая Церковь. Эту мысль подчеркивают широко известные слова святого III века — священномученика Киприана Карфагенского: “Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец” Корр.: Отец Владимир, в чем, по учению Церкви, состоят основные обязанности восприемников?О.В.: Восприемники принимают на себя ответственность за воспитание ребенка. Поэтому в чине оглашения они произносят крещальные обеты и исповедуют православную веру от лица младенца. Этим они обязуются вырастить его таким, чтобы он и эти обеты, и исповедание считал своими. Именно поэтому совершенно абсурдной и профанирующей таинство является ситуация, когда на крестинах выясняется, что крестные не знают Символа веры или, того хуже, не могут правильно перекреститься. Ни для кого не секрет, что среди людей, не вполне церковных, но все же желающих крестить своих детей, очень часто встречается стремление выбрать крестных из среды своих приятелей, подруг или “полезных” знакомых, потому что крестины — хороший повод попраздновать и “покумиться”, вступить в полезные и приятные “родственные” отношения. Если при этом родители и восприемники не собираются обеспечить младенцу церковную жизнь и воспитание, т. е. не будут его часто причащать в Церкви, учить вере и молитве, заповедям, прививать любовь к храму и т. д., то это значит, что с их стороны совершается профанация таинства крещения. Корр.: А что, с церковной точки зрения, значит эта профанация?О.В.: Все таинства дарованы Богом для нашего спасения. Но они могут совершаться и “в осуждение” человеку (т. е., вместо ожидаемой пользы, принести вред). Если человек приступает к таинству без должной веры и серьезности, то последствия греха (профанация таинства) скажутся и на родителях, и на крестных, и, возможно, на самом ни в чем не повинном младенце — по вине его ближайших взрослых, родственников. В этом нас убеждает печальный опыт. Чтобы понять, что я имею в виду, представьте себе такую картину. Зимой мать затапливает печку, зажигает керосиновую лампу. В доме делается тепло и светло, на печке она готовит необходимую пищу. Но если она неправильно, легкомысленно обращается с огнем, то может случиться пожар, в котором сгорит и дом, и дети, и она сама. Без огня жизнь невозможна, но огонь требует надлежащего отношения. Так и без крещения не будет настоящей жизни. Но креститься нужно с верой и желанием жить дарованной жизнью»26.В подтверждение этой точки зрения приводим мнение еще одного священнослужителя РПЦ:«Между прочим надо заметить, что в “Настольной книге для священнослужителей”, изданной в начале нашего века, имеется специальное указание о том, что в некоторых местах с мусульманским населением родители крестят детей из суеверных побуждений, в основном, для здоровья. Так вот, священнику воспрещалось крестить таких детей, если только родители не приносили справку-обязательство, заверенную полицмейстером, что они действительно собираются воспитывать детей в христианской вере»27. «Само таинство крещения, в том виде, в каком оно и сейчас совершается в наших храмах, практически ничего к этой безотчетной вере не добавляет. Да это, пожалуй, и невозможно сделать, когда вокруг священника выстраивается от 20 до 60 крестных с орущими младенцами на руках…Среди общего шума тонут слова батюшки об отречении от сатаны, о вере в Троицу единосущную и нераздельную. Кто-то механически повторяет, кто-то — нет. Символ веры – то главное, во что верует, точнее, должен верить каждый христианин, и который, по идее, должен торжественно прочитываться самими крестными, но о котором они, на самом деле, едва ли слышали, — скороговоркой читается псаломщиком или какой-либо женщиной из прислуживающих в храме. Центральным моментом остается всегда погружение младенцев в воду купели, после которого они начинают дружно кричать, еще больше усиляя общее возбуждение. О том, что вслед за этим совершается еще и другое, не менее важное таинство миропомазания – низведение даров Святого Духа на новокрещенного христианина, — вообще мало кто подозревает. Как довольно точно сказал один священник, “нет в нашей Церкви ничего более соблазнительного, чем наши православные крестины”»28.

Проблема с крещением детей

Как видим из вышеизложенного, у многих крестных, которые серьезно относятся к своим обязанностям, возникают проблемы, с которыми не так просто справиться. Согласно тому, что пишет священнослужитель православной церкви, первоапостольская церковь не имела института крестных, который был введен впо-следствии. Он даже пишет следующее: «Конечно, во времена апостолов, при таком понимании таинства вопрос о крещении младенцев стоять не мог и не стоял». С этим полностью согласны евангельские христиане-баптисты. Этому они стараются и следовать. Но Церковь пошла далее, и вот какие в связи с этим обнаруживаются проблемы:1. Церковь желает, чтобы благодать через крещение изливалась и на детей, но новорожденный не может сам веровать и принять весть Евангелия, так как находится в бессознательном состоянии и не может нести ответственность за крещение, которое совершается над ним.2. Церковь вводит крещение детей вначале в христианских семьях, где было гарантировано воспитание ребенка в духе Евангелия. Однако потом и другие, т. е. номинальные верующие или же невоцерковленные люди, начинают преподавать крещение своим детям, по разным причинам, но они не могут позаботиться в дальнейшем об их духовном состоянии и воспитать их достойными христианами.3. Для того чтобы дать гарантию воспитания ребенка в вере, вводится понятие восприемник, которое означает, следуя словам протоирея Владимира Воробьева, человека, «который не просто “присутствует” при таинстве крещения, но перед Богом принимает на себя обязательства и ответственность по церковному воспитанию ребенка». В связи с этим мы видим следующую проблему: «Восприемники принимают на себя ответственность за воспитание ребенка. Поэтому в чине оглашения они произносят крещальные обеты и исповедуют православную веру от лица младенца. Этим они обязуются вырастить его таким, чтобы он и эти обеты, и исповедание считал своими. Именно поэтому совершенно абсурдной и профанирующей таинство является ситуация, когда на крестинах выясняется, что крестные не знают Символа веры или, того хуже, не могут правильно перекреститься». 4. В результате того, что крещение совершается неправильно, оно, по словам протоиерея, превращается в то же самое, что и бесконтрольное обращение с огнем. Другими словами, оно не приносит должного плода, а обжигает человека и еще больше усугубляет и так нелегкую жизнь. И далее священник делает заключение: «Но креститься нужно с верой и желанием жить дарованной жизнью».Вот такие проблемы наблюдаются с крещением детей. Как видим, Церковь признает, что для крещения нужны вера и твердое желание жить дарованной жизнью. Мы уже отметили, что такое желание новорожденный испытывать не может, так как находится в бессознательном возрасте. А если и его крестные отец или мать не имеют настоящей веры, то крещение не приносит доброго результата. Во избежание этого, евангельские христиане-баптисты решили следовать примеру первоапостольской церкви, т. е. крестить человека по его собственному желанию и согласно его вере в Иисуса Христа. Именно по этой причине в среде самих верующих, в том числе и среди учителей и священства, возник вопрос о пра-вомочности и целесообразности крещения младенцев. Исследуя его, многие протестантские церкви отказались от практики крещения детей. Но тогда встает закономерный вопрос: «Не лишают ли они своих детей, таким образом, благодати Божьей?» Или мы можем его поставить еще более остро, как православные: «Не являются ли родители в таком случае теми людьми, которые не пускают детей к Христу?»На эти и другие вопросы мы ответим немного позже, а сейчас настало время поговорить о библейском понимании водного крещения.

Водное крещение

Многие люди имеют, мягко говоря, неправильное представление о крещении. Одни думают, что крещение — это панацея от всех бед. Однако, несмотря на это, крещенные проходят ужасные страдания и спрашивают сами себя: почему это случилось, я же крещеный? Другие думают, что водное крещение делает их настоящими христианами, но, когда начинаешь с ними беседовать, обнаруживается, что они даже не имеют веры в существование Бога. Третьи крестят детей и сами крестятся просто так, на всякий случай, потому что все так делают, по традиции.Что же такое крещение? Что оно дает человеку? Когда и кому его надо принимать? Вот краткий перечень вопросов, на которых хочется остановиться в дальнейших рассуждениях и ответить на них на основании Библии. Эта глава призвана ответить на вопрос православного: как же баптисты понимают крещение и какой смысл они вкладывают в него?

ЧТО ТАКОЕ КРЕЩЕНИЕ?

Словарь Э. Нюстрема по этому поводу говорит следующее: «Крещение — евр. атбала, т. е. погружение». Следовательно, можно сказать, что принять крещение, или креститься, — это погрузиться.Надо сразу отметить, что в русском языке глагол «креститься» имеет два значения: погрузиться и наложить на себя крестное знамение. Библия ни разу не говорит о наложении на себя крестного знамения, но много раз говорит о погружении (крещении) человека во что-либо или в кого-либо. Поэтому просим не смешивать эти два разных понятия при чтении настоящего материала. Мы совершенно не затрагиваем вопрос крестного знамения, так как в Библии о нем ничего не сказано. А задача христианина — следовать учению Библии.Читая военные истории, мы можем встретить примерно такое выражение: «Он принял первое боевое крещение». Что это значит? Это значит, что человек первый раз погрузился в боевую обстановку. Когда же в Библии говорится о том, что люди крестились или приняли крещение, имеется в виду, что они погрузились в воду (облако, море), в Церковь, во Христа, в Моисея или же в огонь. Для чего они это делали? Давайте шаг за шагом ответим на этот вопрос.

1. КРЕЩЕНИЕ ИЗРАИЛЬСКОГО НАРОДА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Апостол Павел говорит, что евреи в пустыне «все крестились в Моисея в облаке и в море» (1 Кор. 10:2). Это значит, что они были погружены в ту обстановку и в самого Моисея, т. е. в его учение, в закон, который он преподал. Они также проходили по дну моря и образно умерли для Египта, от глаз египтян их скрыло море. Кроме этого, они были погружены в облако: «И скажут жителям земли сей, которые слышали, что Ты, Господь, находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицом к лицу, и облако Твое стоит над ними, и Ты идешь пред ними днем в столпе облачном, а ночью — в столпе огненном» (Числа 14:14). Из этого отрывка Писания мы видим, что облако указывало на присутствие Бога в стане народа израильского. Поэтому люди как бы погружались в облако или в присутствие Бога.Крещение изначально практиковалось у евреев. Всякий человек, желающий принять иудаизм, обязательно проходил обряд крещения. Уильям Баркли пишет: «Иудейское крещение проходило в следующем порядке: подлежащий крещению человек обрезал волосы и ногти и раздевался. Купель для крещения вмещала 480 литров воды, т. е. около двух бочек. Каждая часть тела должна была быть покрыта водой. Крещаемый исповедовал свою веру в присутствии трех человек, которые назывались крестными отцами. Когда он находился в воде, ему зачитывали отрывки из закона, к нему обращались со словами ободрения, и он получал благословение. Выйдя из воды, он был уже членом иудейской общины и исповедо-вал иудаизм. Иудейскую веру он принимал через крещение».Как видим, в иудейском крещении есть некоторая аналогия крещению в христианстве. Но это были так называемые «самокрещенцы», т. е. над ними никто не совершал обряда крещения, а они это делали сами.

2. ИОАННОВО КРЕЩЕНИЕ

Иоанново крещение является как бы предвозвестником крещения во Христа. Иоанн впервые в истории Израиля начинает преподавать крещение. Во что же он крестил, или, другими словами, во что он погружал людей? На этот вопрос отвечает сам Иоанн Креститель: «Я крещу вас в воде в покаяние…» (Матф. 3:11). Также апостол Павел говорит об Иоанновом крещении следующее: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса» (Деян. 19:4). Из этих слов следует, что Иоанн крестил (погружал) людей в покаяние. Вот некоторые фразы из его проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф. 3:2); «…приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими…» (Лук. 3:4-6).Когда же люди хотели принять крещение без искреннего покаяния, тогда он сказал: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния…» (Лук. 3:7-8). Кроме призыва к покаянию, он давал конкретные рекомендации, как это осуществить практически. Например, народу говорил: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и, у кого есть пища, делай то же» (Лук. 3:11). А воинам сказал следующее: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лук. 3:14).Иоанново крещение носило временный характер. Его задача была в том, чтобы приготовить людей к принятию Господа Иисуса Христа.

3. КРЕЩЕНИЕ — ЭТО ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА

Иисус Христос оставил Новый Завет для Своих последователей. В Евангелии люди призываются к внутреннему очищению и рождению свыше. Однако, для того чтобы человек мог внешне продемонстри-ровать свою приверженность Богу, Христос повелел совершать внешние обряды, такие как хлебопреломление, рукоположение и крещение. Вот, что по поводу крещения Он говорит Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф. 28:19). Отсюда следует, что совершать крещение заповедано Самим Иисусом Христом, и мы не можем игнорировать Его заповедь. Кроме этого, Христос говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Марк. 16:16). Здесь Он ставит спасение человека в зависимость от веры и крещения. Но заранее надо подчеркнуть слова: «кто не будет веровать, осужден будет». Следовательно, если человек принял крещение, но не имеет веры, он не может претендовать на спасение. Такой человек все равно осужден. Не таинство крещения нас спасает, а, согласно учению всего Евангелия, мы спасаемся через личную веру в Господа Иисуса Христа. Вот некоторые примеры этого из Библии: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоанн. 3:18); «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10:43). (Более подробно мы говорили об этом в главе «Спасающее Евангелие».)Как видите, только этих свидетельств достаточно для того, чтобы увидеть, что человек спасается по вере, а не потому, что принял крещение. Однако уверовавший в Иисуса Христа имеет повеление от Бога креститься.Итак, крещение — это заповедь Самого Иисуса Христа.

4. КРЕЩЕНИЕ — ОБЕЩАНИЕ БОГУ ДОБРОЙ СОВЕСТИ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЗАВЕТА (ДОГОВОРА) С ХРИСТОМ

В свое время, когда я принял крещение и шел вместе с другими в Дом молитвы на богослужение, неверующие девушки, идя сзади нас, насмешливо спросили: «Ну что, ребята, искупались? Вода не холо-дная?» Многие искренние люди во все времена думают, что крещение — это просто купание или, как Петр говорит, «плотской нечистоты омытие». Поэтому-то он обращает на этот момент внимание в своем послании и говорит, что «крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петр. 3:21).Другими словами, человек, принимая крещение, обещает Богу иметь добрую совесть. Эта добрая совесть, как барометр, будет показывать человеку истинное его положение. Доброй совестью управляет не кто иной, как Дух Святой, и Он будет предупреждать человека даже о предстоящем для него грехе. Но, если случится, что человек согрешит, его совесть поставит это ему на вид, он осознает свой грех и покается.Примечание: Новый перевод с греческого подлинника гласит: «Которое (крещение) не есть удаление нечистоты плоти, но обязательство доброй совести пред Богом, чрез воскресение Иисуса Христа»29. Из этого перевода мы можем сделать идентичный вывод, так как слова «обязательство» и «обещание» являются синонимами. Некоторые люди заверяют, что любят Бога и стараются жить по Его заповедям, а вот принять крещение не торопятся, так как считают это не очень важным. Поступая так, человек напоминает девушку, которая говорит своему другу, что она его любит, ценит и уважает, но выйти замуж за него не решается. Ей и так хо-рошо, зачем замуж? Но она теряет очень многое, оставаясь в таком положении, и не может ощутить его заботу и покровительство, иметь свой семейный очаг, детей, дом и т. д. Девушка не связана с молодым человеком никакими обязательствами, и, таким образом, и он свободен от нее. Можно ли поверить, что она любит его?Можно ли поверить человеку, который говорит, что любит Христа, но не хочет с Ним соединиться через крещение и исполнять Его заповеди?Крещение — это публичное исповедание, свидетельство человека, что он теперь принадлежит Иисусу Христу. Это заявление перед небом и землей, Богом и дьяволом, людьми и духами зла, что отныне человек отказывается от царства греха, тьмы и смерти, а добровольно соединяется с Христом. Вот почему так часто родные и близкие уверовавших в Иисуса Христа просят их, чтобы ни в коем случае не принимали крещения. Случается, что муж грозится убить жену, если только она посмеет принять крещение. Он согласен, чтобы она ходила на собрания к верующим, но только не крестилась. Все это говорит о том, что сам факт крещения является открытым и публичным волеизъявлением человека, когда он решает навсегда соединиться с Христом, отвергая все уловки лукавого.Здесь необходимо еще привести цитату из книги «Толкование новозаветных посланий» под редакцией Платона Харчлаа: «Вода символизирует крещение, смысл которого — в полном разрыве с прошлой жизнью. Подобно тому, как потоп уничтожил старый греховный мир, крещение знаменует “отделение” человека от его прежней греховной жизни и приобщение его к новой жизни во Христе Иисусе. Далее ап. Петр предлагает своим читателям принципы, изложенные им в стихах 13-17 и подтвержденные примерами в стихах 18-20. Он увещевает их набраться мужества и, приняв водное крещение в знак обещания Богу доброй совести, посвятить себя великому делу служения Христу. Публичный акт крещения “спасет” их от искушения пойти на сделку с совестью и такой ценой избежать страданий… Крещение не спасет от грехов, а от нечистой со-вести. Крещение — это символ того, что уже произошло в сердце и жизни человека, доверившегося Христу, как своему Спасителю».Каким же образом в ПЦ люди дают обещание доброй совести? Что на самом деле происходит? Чтобы не навязать читателю предвзятого мнения, дадим слово православному священнику, который находится в гуще событий:«Но речь не об этом, а о том, как я пытался выяснить у этой бедной женщины, для чего она хочет крестить своего внука. “Чтобы был православный”, — прозвучал твердый, даже вызывающий ответ. “Ну а что, — продолжал допытываться я, — вы будете воспитывать его в православной вере, учить молитвам, читать ему Евангелие?” — “Да нет, что вы! Мы и сами-то этого не знаем. Да и потом, когда в школу пойдет, там ведь будет все другое. Так что – нет, нет! Вот покрестим, и хорошо!” — “Ну а в чем же будет его православие? — не унимался я. — Только в том, что он будет крещенный? Ведь без религиозного воспитания он не вырастет верующим!”Разговор наш, естественно, зашел в тупик. Женщина продолжала настаивать, что надо покрестить, чтобы стал православным, а я тщетно пытался ее убедить, что одного крещения еще недостаточно.Между прочим, родители, желавшие крестить своих детей, на вопрос “зачем?” давали самые неожиданные ответы: “чтобы был крещеный”, “у меня есть крестные, вот и у сына будут”, “а то бабушка сидеть с ребенком отказывается: не буду, говорит, с вашим нехристем нянчиться”, “чтобы по ночам не плакал”, “чтобы не писался”(!).Практически все утверждали, что воспитывать детей в вере не собираются»30.

5. КРЕЩЕНИЕ — ПОГРУЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ИИСУСА ХРИСТА

Апостол Павел, обращаясь к галатам, сказал: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27). Что значит облечься в Иисуса Христа? Слово «облечься» означает «одеться». Это духовное понятие, которое говорит, что верующий человек находится во Христе. Он собственность Христа, поэтому пользуется всеми заслугами и богатствами Его.Римлянам Павел говорит: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились (погрузились — прим. В. Трубчика)?» (Римл. 6:3). Каждый человек за свои грехи должен понести смерть — таков Божественный закон. Но уверовавшие в Иисуса Христа пользуются тем, что Он умер, поэтому своим крещением свидетельствуют, что входят или погружаются в Его смерть. Таким образом, они освобождаются от возмездия за грех. Более того, в крещении или погружении во Христа они умирают для греха, «дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Римл. 6:4).Необходимо подчеркнуть, что, в первую очередь, здесь имеется в виду духовное крещение, внутреннее погружение верой во Христа Иисуса. Только после этого совершается внешний обряд, когда человек свидетельствует своим погружением в воду, что он умирает для старой жизни и воскресает для новой, поднимаясь из воды. И, только когда он, будучи движим Духом Святым, внутренне соединяется верой с Иисусом Христом, или же погружается в Него, и принимает святое водное крещение, все это имеет действительную силу и значение для самого человека и для Бога.

6. КРЕЩЕНИЕ — ОМОВЕНИЕ ГРЕХОВ

Апостол Павел, рассказывая о своем обращении, говорит, что Анания повелел ему следующее: «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22:16).  Что значит омыть грехи? Мы должны сразу сказать, что многие люди принимают крещение, однако остаются закостенелыми грешниками. Вода при крещении никак не может омыть их грех. Значит, здесь имеется в виду что-то другое.Один человек рассказывал мне, что надеялся, что крещение избавит или очистит его от курения и других грехов, и поэтому никак не мог дождаться этого момента. И вот наконец он в воде. Но потерпел полное поражение, потому что не прошло и получаса после крещения, как закурил. Как видим, его грехи не были омыты в крещении. Почему? Потому что не было внутреннего перерождения и действительного покаяния, смирения перед Христом, Который омывает грехи кровью Своей. Только тогда, когда в человеке действи-тельно произошли все эти внутренние изменения, он сможет омыть или похоронить свои прежние грехи и встать для новой жизни. Савл был гонителем церкви Христовой. Будучи неумеренным ревнителем отеческих традиций, он вызвался для того, чтобы всех последователей евангельского учения арестовывать и бросать в тюрьмы. Но вот состоялась его встреча с Иисусом. В этот самый момент произошла великая перемена в его сознании и жизни. Он спросил Иисуса Христа: «Что повелишь мне делать?» После увещевания ученика по имени Анания Савл встал и крестился во имя Иисуса Христа. Таким образом, он при крещении похоронил свой прежний образ жизни, омыл свои грехи против Господа Иисуса Христа.Крещение — это символический и волевой отказ от прошлой греховной жизни и сознательное решение следовать во всем Христу.

7. КТО МОЖЕТ ПРИНЯТЬ КРЕЩЕНИЕ?

А. Человек, который может отвечать сам за себя

Мы уже говорили о том, что крещение — это обещание Богу доброй совести. Кто может дать обещание? Тот, кто находится в здравом разуме и в силах исполнить обещание. Это осознанное действие человека, и он сам должен его совершить. Никто другой не имеет юридического права на то, чтобы обещать что-то кому-либо без участия самого человека, от имени которого дается обещание.
Б. Человек, который всем сердцем верит в Иисуса Христа
Есть люди, которые заявляют, что верят в Иисуса Христа, но, на самом деле, их вера поверхностная. Они не верят в воскресение Христово и в то, что Христос в Свое время воскресит всех людей: одних для вечной жизни, а других на вечное поругание и посрамление. Вера только в то, что Христос существовал, как историческая личность, недостаточна сама по себе для принятия крещения. Библия говорит, что и бесы веруют и трепещут.Когда евнух спросил диакона Иерусалимской церкви Филиппа: «Вот вода; что препятствует мне креститься?»; Филипп ответил ему: «Если веруешь от всего сердца, можно» (Деян. 8:36-37).Что значит веровать от всего сердца? В первую очередь, это веровать не сомневаясь. Во-вторых, веровать всему тому, что написано о Христе в Евангелии, а не только тому, что человеку кажется приемле-мым. Например, некоторые не верят в то, что Христос мог воскрешать. Таким образом, они отрицают Божественную сущность и Всемогущество Его. Такая вера недостаточна для того, чтобы принять крещение.Еще раз вспомним слова Христа ученикам: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Марк. 16:16). Итак, в первую очередь, человек должен истинно поверить в Иисуса Христа, а затем принимать крещение.Здесь возникают большие трудности у тех, кто крестит новорожденных детей. Ясно, что младенцы не могут осознанно веровать. Чтобы оправдать крещение младенцев, некоторые вводят такое понятие, как заместительная вера. Однако никто не может спастись заместительной верой — только собственная вера имеет такое действие. Что касается детей, которые не могут уверовать, Христос о них говорит следующее: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лук. 18:16).Но давайте возвратимся к случаю с евнухом и Филиппом. Представьте, что евнух вдруг ответил Филиппу так: «Я не могу до конца поверить, что Иисус Сын Божий и что Он страдал за мои грехи». Ясно, что Филипп не преподал бы ему крещения. Но евнух ответил уверенно и ясно: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» (Деян. 8:37). Задача священнослужителей не допускать к крещению тех людей, кто не имеет живой веры в Иисуса Христа.

В. Человек, который покаялся

В день Пятидесятницы, во время проповеди ап. Петра, люди спросили его: «Что нам делать?» «Петр же сказал им: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа”» (Деян. 2:37-38).Прежде всего Петр сказал: «Покайтесь!» Из этого следует, что преподавать крещение человеку, который не покаялся, противоречит Библии. Мы уже говорили о том, что даже Иоанн Креститель не допускал людей креститься без действительного покаяния. А что такое действительное покаяние? Это осознание, осуждение и отвержение, или оставление, своих грехов.Есть много людей, которые хотят креститься, и они это делают, но без покаяния. Такое крещение ничего не дает. После того как Симон волхв принял крещение, но без действительного покаяния, ему Петр сказал: «Итак, покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды» (Деян. 8:22-23).К сожалению, многие люди после крещения исполнены горькой желчи и находятся в узах неправды, но думают, что с ними все в порядке, так как они крещеные. Еще большее сожаление вызывает тот факт, что священнослужители не смеют им говорить об этом. Но вы посмотрите, что делают даже взрослые, когда принимают крещение. В первую очередь, они находят место, где бы это событие отметить распитием горячительных напитков. Часто среди таковых можно увидеть тех, кто преподавал им крещение. Сохрани Господь от такого крещения!Подводя итог, мы должны сказать, что крещение может принять человек здравомыслящий, способный отвечать за собственные действия и обещания; человек, который искренне верит в Иисуса Христа, и тот, который совершил действительное покаяние.Священнослужители, преподающие крещение тем, кто не соответствует вышеуказанным стандартам, совершают богопротивное дело и вводят людей в великое заблуждение.

Г. Крещение человек должен принимать добровольно

Библия говорит, что Бог никого не угнетает (Иов 37:23). Он создал человека со свободной волей и так любит его, что позволяет ему употреблять эту волю вопреки воле Божьей. Христос призывал людей следовать за Ним добровольно: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф. 16:24). Крещение люди принимают тоже добровольно. Не сказано, чтобы Апостолы крестили всех поголовно, но чтобы крестили тех, кто будет веровать. В истории Киевской Руси есть пример, когда крестили людей принудительно:«“Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие — по грудь, молодые же у берега — по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте”, — так увидел Летописец то “крещение Руси”, тысячелетие которого торжественно отмечает Русская православная церковь. День этот по тексту “Повести временных лет”, самому раннему дошедшему до нас летописному своду, можно восстановить достаточно полно. Киевляне начали собираться на Днепр еще на заре. Накану-не глашатаи объехали город, объявили: на утро назначено крещение. Явиться должны были все – княжеские слуги громко и внятно передавали слова князя Владимира: “Если не придет кто завтра на реку, – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — да будет мне враг!” Владимир вроде бы не обязывал идти на Днепр, но мало кто в открытую рискнул бы принять княжий вызов… Так что Летописец записал точно: “И сошлось там людей без числа…”Наконец разрешили вылезать. Все в мокрой одежде. “Разошлись по домам”, — подытожил день Летописец. Но теперь-то князь знал, что в каждой киевской хижине – его “брат во Христе”. И в каждой самой бедной хижине тоже знали, что в палатах крепкого города тоже есть “брат во Христе” — великий князь»31.Как видим, так называемое крещение в Киевской Руси проходило по воле князя Владимира, а не по воле человека. Ясно, что многие не понимали, что на самом деле происходит, но крестились, потому что в противном случае попали бы в разряд недругов князя. А кому хочется попадать в немилость монарха?Есть определенные свидетельства, что таким же образом Иван Грозный крестил татар:«Новая экспозиция музея, открытая к 100-летию поэта, рассказывает о судьбе Х. Туфана и богатой истории деревни Старая Киреметь. В экспозиции представлены предметы татарского быта, копии документов, свидетельствующих о насильственном крещении татар в 1557 г., и просьба крестьян о возвращении их в магометанскую веру (1906 г.). Подробно представлена жизнь деревни с 20-х годов ХХ в.»32.Бог, по Своей великой любви и милости, не заставляет человека насильно молиться Ему, каяться перед Ним или же креститься во Имя Его. Вот почему Христос повелел ученикам, чтобы они шли и проповедовали Евангелие; и когда человек слышит проповедь, то может уверовать или же не уверовать в Евангелие, принять крещение или же не принять. Безусловно, Бог хочет, чтобы мы уверовали, покаялись и крестились, но человек должен принять решение сам. Родители тоже хотят, чтобы их дети уверовали, покаялись и крестились, но дети в семьях евангельских христиан-баптистов, вырастая, принимают решение сами. Когда же ребенка крестят в младенческом состоянии, он лишен права выбора.

8. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ТЫ НЕ КРЕСТИЛСЯ, А ТЕБЯ КРЕСТИЛИ?

Некоторые люди заявляют, что перекрещиваться — это большой грех. Но в Библии мы находим, что сами апостолы перекрещивали людей. Например, в Деяниях, в 19-ой главе, читаем: «Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: “Приняли ли вы Святого Духа, уверовав?” Они же сказали ему: “Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой”. Он сказал им: “Во что же вы крестились?” Они отвечали: “Во Иоанново крещение”. Павел сказал: “Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса”. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса» (Деян. 19:1-5). Как видим, данные люди принимали крещение дважды, и сам апостол Павел поощрил их к этому. Надо отметить, что Иисус говорит: «Кто будет веровать и креститься…» Человек должен сам креститься. Многие люди не крестились, а их крестили, но крещение — это добровольное обещание Богу доброй совести, соединение с Ним, посредством веры и покаяния, на всю жизнь.Библия говорит, что каждый из нас за себя даст отчет Богу. Я не могу оправдаться верой своего отца – мое оправдание в личной вере в Иисуса Христа. Я также должен самостоятельно принять решение о вступлении в завет с Иисусом Христом через водное крещение. Поэтому-то миллионы людей, изучая Библию, приходят к выводу, что им надо креститься, несмотря на то, что их крестили родители, когда они еще были младенцами.Дорогой читатель, а Вы исполнили заповедь Иисуса Христа, приняв крещение? Если нет, тогда поспешите это сделать, подобно человеку, которому на пути встретился диакон Иерусалимской церкви Филипп. Евнух крестился немедленно. Вступайте в завет с Богом и Вы! Помоги Вам в этом Господь.
Благодать и некрещеные дети
Итак, одно из обвинений православных в адрес евангельских верующих состоит в том, что те якобы лишают детей благодати Божией, не преподавая им крещения в младенческом возрасте. Отвечая на это обвинение, в первую очередь, хочется привести слова протоиерея Владимира Соловьева, в которых он объясняет, что такое крещение:«Вообще, это не магия, не колдовство, не волшебный обряд, защищающий от болезней, бед, сглаза и других неприятностей или дающий земное благополучие. Крещение не делает человека “настоящим греком или русским” и не создает “необходимых условий для дальнейшего экстрасенсорного лечения”». В простом народе считается, что если ты не крестишь ребенка, значит, подвергаешь его различного рода болезням, оставляешь уязвимым и доступным для всех напастей. Но, как видим, сам священник предупреждает паству, что крещение не защищает от болезней или бед. Тогда что же дает крещение? Одно из утверждений гласит, что через крещение младенцу сообщается благодать Божия. Здесь необходимо определить, что же значит слово «благодать». Прямое значение его – доброта, благость. Но, согласно учению Церкви, оно значит: «1. Свойство Божие, которое, в отличие от благости, простирающейся на всех тварей, и любви, простирающейся вообще на личные духовно-разумные существа, проявляется в отношении к падшему человеку, выражаясь в прощении ему грехов и помиловании, вообще — в спасении; 2. силу Божию, которой совершается спасение человека»33.После данных объяснений перефразируем вопрос: лишаем ли мы новорожденного силы Божьей, посредством которой совершается спасение младенца? Возникает еще один богословский вопрос: от чего же новорожденному спасаться? Разве он погибший? Если младенец умирает в своем раннем возрасте, неужели Бог его отправляет в ад? Где находятся младенцы, которые были умерщвлены Иродом в Вифлееме, когда родился Иисус Христос? В каком состоянии рождаются дети? Несут ли они ответственность за грех Адама, который передается по наследству?Можно поставить вопрос еще и так: если без сознательного участия детей грех Адама передается им по наследству, то, если они умирают в несознательном возрасте, мудрено ли то, что без их осознанного участия в этом им вменяется праведность Иисуса Христа? Как написано: «Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему как преступлением одного — всем человекам осуждение, так правдою одного — всем человекам оправдание к жизни. Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Римл. 5:17-19).Здравый смысл подсказывает нам, что дети не могут нести ответственность за грех Адама, который передался им по наследству без их участия в этом. С таким же правом мы можем предполагать, что через Иисуса Христа они, без своего участия, становятся наследниками вечной жизни, если умирают в несознательном возрасте.Не оставил этот вопрос без внимания и Христос: «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: “Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное”. И, возложив на них руки, пошел оттуда» (Матф. 19:13-15).Слово «таковых» (греч. toiou_tov) можно перевести как «такой вот», «такой именно», «подобный». Таких именно есть Царство Божие. Каких? Таких, каких к Иисусу Христу приводили родители! Таких, которых не допускали к Нему ученики. Таковых есть Царство Божие. Интересно, что эту мысль подтверждают три свидетеля. Угодно было Духу Святому, чтобы три евангелиста: Матфей (19:13-15), Марк (10:14), Лука (18:16) — передали слова Иисуса Христа о детях. На основании этих слов Иисуса Христа, нет никаких сомнений в том, что дети будут в Царстве Божием, несмотря на то, что не смогли сознательно избрать это Царство. Некоторые православные богословы делают здесь отступление, утверждая, что Христос не имел в виду, что дети будут в Царстве Божием, а речь шла о взрослых, которые достигнут такой веры или доверия Христу, как у детей. Но если взрослые, такие, как дети, будут в Царстве Христовом, то тем паче сами дети. Другими словами, если мы на кого-то ориентируемся и делаем его своим образцом, то, если копия пригодна, почему же оригинал не годен? На основании Писания мы не можем вывести мысли, что Бог отправит невинных, несмышленых детей в ад. Даже человеческая логика не позволяет нам думать, что якобы Бог поступит так из-за того, что они не были крещены. Человеческий суд в любой стране мира не судит новорожденного за то, что он рожден в семье, например, убийцы или вора. Божий суд справедливее, чем все человеческие суды, более того, Бог более милостив, чем любой человек. И как же можно подумать, что справедливый и милостивый Бог про-явит такую жестокость к детям, только из-за того, что их родители были неверующими и не крестили их? Только фашисты могли отправить ребенка в газовую камеру, но никак не Господь. Мы не можем даже размышлять в таком разрезе о Боге, Который любит миловать людей.Подтверждением этому служит история еврейского народа. Вспомните, когда он шел по пустыне и был у порога обетованной земли, Моисей посылает двенадцать соглядатаев, и те, возвратившись, рассказывают обо всех достоинствах земли, в которую направляются (Числа 13 – 14). Затем они внушили страх и неверие народу, в результате чего евреи начали роптать, плакать и грешить против Бога. Какой же был ответ Бога на это? Вот, что мы читаем: «Как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам; в пустыне сей падут тела ваши, и все вы, исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина; детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели, а ваши трупы падут в пустыне сей; а сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне» (Числа 14:28-33).Не думаю, что дети и молодые люди до двадцати лет не участвовали в грехе взрослых, возмужалых людей. Молодежь, как правило, более радикально начинает выступать, негодовать… Почему же Бог не подверг наказанию эту молодежь из еврейского народа? В этом показана великая милость Божья к молодым людям и к детям. В наше время мы считаем, что молодой человек в 18 лет несет уже полную ответственность за все свои поступки. Но Бог, по Своей милости, проводит черту еще выше – 20 лет. Привожу я этот пример не для того, чтобы утвердить мнение, что до этого возраста человек не может иметь самостоятельную веру и не может принять крещение и т. д., но этот эпизод показывает нам то, что Бог не будет судить детей за грехи родителей. Подтверждением этой мысли служит и ситуация в Ниневии. Бог не хочет, чтобы страдали дети. Вот, что он говорит пророку Ионе, который хотел, чтобы все ниневитяне погибли: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Ионы 4:10-11). Как видим, Бог проявляет милость к народу в Ниневии даже на земле. Изменится ли Бог в вечности? Осудит ли Он невинных детей на вечную погибель? В том, что Он не осудит детей, можно быть уверенным на сто процентов. Есть, конечно, другие примеры в Библии, когда дети гибли вместе с родителями. Это произошло, когда пришел потоп на землю, это было в Содоме и Гоморре, это происходит во время землетрясений, цунами… Но мы уверены, что в таких случаях Бог просто переселяет детей из греховного окружения безбожников в Свое присутствие, но никак не отправляет в ад.А теперь поговорим о спасающей благодати, действует ли она в ребенке или же на ребенка. Библия говорит: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит. 2:11-12). Как видим, Павел подчеркивает, что благодать Божия спасительная для всех людей. Как же она действует? Из вышеприведенного стиха мы ясно видим, что эта благодать учит отвергнуть нечестие и мирские помыслы и целомудренно, праведно и благочестиво жить в нынешнем веке. Благодать явилась в лице Иисуса Христа. И первое, что делал Христос, – учил, учил и учил Своих учеников. Учил словом и делом. Апостол Иоанн говорит, что от полноты Иисуса Христа все мы приняли благодать на благодать (Иоанн. 1:16). Это — спасительная благодать! Каким же образом человек принимает эту благодать? Или каким образом она сообщается ему? На основании Библии мы можем сказать, что она сообщается через слова Иисуса Христа и через слова апостолов, а человек может принять ее или отвергнуть. Сыны Кореевы пророчески говорят о Христе следующее: «Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог навеки» (Пс. 44:3). Именно из Его уст излилась благодать. Конечно же, она заключена в действенной любви Иисуса, возведшей Его на крест. Но если бы не было слова, объясняющего эти действия, то благодать не смогла бы излиться. Благодать изливалась из уст апостолов. Она может изливаться и из уст христианина. Премудрый Соломон говорит: «Слова из уст мудрого — благодать, а уста глупого губят его же» (Еккл. 10:12). Апостол Павел пишет: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4:29). Слушающие же могут принять эту благодать, а могут отвергнуть, и это происходит в сердце человека, когда он принимает волевое решение. Принимающий благодать признает свои грехи перед Богом, кается и впоследствии принимает водное крещение, как и сказано: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Марк. 16:16). А теперь применим этот стих к новорожденному. Может ли он веровать? Нет. Может ли креститься? Сам он не может креститься. Далее сказано, что кто не будет веровать, осужден будет. Относится ли это к новорожденному? Думаю, что здесь представители всех христианских конфессий скажут, что это не применимо к новорожденному: он не может веровать или не веровать; и справедливый Бог не будет судить ни одного человека за то, что тот не мог делать что-либо из-за того, что находился в бессознательном состоянии. Тогда будет ли Бог судить ребенка за то, что тот не крещен, если не будет судить его за то, что он не будет веровать? Ответ очевиден. Но здесь сторонники крещения детей говорят, что ребенку будет зачтена вера родителей или крестных: они как бы веруют вместо него. Хорошо, тогда почему ребенку (а его крестят в бессознательном возрасте) не может быть зачтено крещение родителей? Если может быть зачтено одно, тогда может быть зачтено и другое. Но на самом деле ничего засчитывать ребенку не надо, потому что Господь Своим страданием на кресте искупил таковых от власти ада, и это действительно зачтено детям, которые не могут ни креститься, ни веровать.И еще раз надо подчеркнуть, что благодать сообщается через проповедь Слова Божия и человек принимает или не принимает ее. А если родители приняли спасительную благодать Иисуса Христа, тогда она пребывает в доме христианина и ее действие распространяется и на детей. Но и дети в семьях неверующих родителей не погибнут, если жизнь их закончится в бессознательном возрасте, потому что Сам Христос сказал, что таковых есть Царствие Небесное.Есть еще один момент, который нельзя упускать из виду. Дело в том, что, фактически, подавляющее большинство христиан верят, что вход в церковь осуществляется через крещение. Только крещеный может быть членом церкви, а раз он не крещен, значит, и не является членом Тела Иисуса Христа. Отсюда и все последствия в будущей жизни. Диакон Кураев пишет следующее: «Да, ребенок не знает, что такое Церковь и на каких принципах она строится. Но ведь Церковь — это не философский кружок, не простое собрание единомышленников. Церковь — это жизнь в Боге. Отлучены ли дети от Бога? Чужды ли они Христу? Не абсурдно ли оставлять детей вне Христа (а крещение всеми христианами понимается как дверь, вводящая в Церковь Христову) лишь по той причине, что нормы римского права не видят в них признаков “дееспособности”?»34.Давайте поставим вопрос по-другому: отлучен ли ребенок от Бога, если он не крещен? С этим трудно согласиться. Почему? Потому что жизнь дает Бог, Он есть Творец: «Я сотворил землю, человека и животных, которые на лице земли, великим могуществом Моим и простертою мышцею Моею и отдал ее, кому Мне благоугодно было» (Иер. 27:5). Ребенку дает жизнь Бог! И раз Он дал ему эту жизнь, то не принадлежит ли она Ему? Во чреве матери дети не были ни обрезаны, ни крещены, однако Давид говорит: «Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:15-16).В принципе, Кураев противоречит сам себе, когда говорит, что дети отлучены от Христа, если они не крещены, а с другой стороны, утверждает следующее: «Бог освящает детей даже до их рождения, примером чему — Иоанн Креститель (Лук. 1:15). Можно вспомнить пророка Иеремию (“Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и, прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя” (Иер. 1:5)) и апостола Павла (“Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею” (Гал. 1:15)). Как видим, благодать может касаться детей даже помимо их рассудка. Почему же отказывать детям в благодати крещения и причастия?»35.Итак, благодать, независимо от того, крещен ребенок или не крещен, все равно охватывает детей, и особенно детей верующих родителей. И, говоря православным языком, благодать крещения принимается человеком осознанно, когда он крестится, так как это его волеизъявление. Более честно и откровенно о вопросе крещения в ПЦ говорит священник Александр Борисов: «Вопрос о крещении детей, об истории возникновения этого обычая очень непростой, и останавливаться на нем подробнее невозможно, поскольку это требует специального исследования. В настоящее время ясно, по крайней мере, одно: практика массового крещения детей неверующих родителей, а также крещения взро-слых, при котором достаточно лишь самого желания креститься и платы за совершение таинства, — такая практика вступления в Церковь совершенно несерьезна и не может считаться нормальной. Само время и церковная ситуация требуют внимательного исследования широкого круга вопросов о том, каким должно быть вхождение в Православную Церковь в наши дни. Будет ли это обязательное крещение и миропомазание во младенчестве с обязательной, например, катехизацией родителей. Или следует подумать о возрождении древней практики крещения лишь взрослых, одновременно с созданием новых чинопоследований благословения младенцев, с тем чтобы они были включены в Церковь, но не в качестве ее обязательных членов, а как “подопечные”, о которых Церковь молится, воспитывает их, чтобы со временем они могли бы стать “готовящимися к принятию святого креще-ния”. В древности их называли катехуменами — обучаемыми. Тогда будет устранена и боязнь: как это ребенку расти некрещеным? Как мы видели, Иоанн Златоуст и Василий Великий были неплохими христианами, хотя и приняли крещение, будучи взрослыми»36.Детям дает жизнь Бог, они находятся в Его руках и не отлучены от Бога, будучи в своем бессознательном возрасте. Бог приставляет к каждому ребенку Ангела Своего. Вот как об этом говорит Христос: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Матф. 18:10). Христос говорит даже больше: «И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Матф. 18:5). Дети принадлежат Христу, Он заботится о них, Он отождествляет Себя с ними. Некоторые могут возразить, что это только обрезанные или крещеные дети принадлежат Христу. Мы ниже поговорим о значении обрезания, но позвольте на этот раз просто сказать, что если кто в таком разрезе рассуждает, тот или слаб рассудком, или же не знает благости и милости Христа и уничижает ее, сам того не зная.Дух Писания говорит, что Бог любит и приемлет всех детей, независимо от того, были ли они обрезаны и были ли крещены.