Home Жизнь и вера К юбилею Минской церкви ЕХБ

К юбилею Минской церкви ЕХБ

by Andrei

В 1995 году исполнилось 90 лет со дня основания в Минске церкви Евангельских Христиан Баптистов. Славный и очень трудный путь прошла эта церковь за свои 90 лет.
Движение Евангелско-баптистского братства верующих в Иисуса Христа пришло в республику Беларусь из соседней Украины во второй половине 19 века, и прежде всего в Гомельскую область, а затем — в Могилёвскую, Витебскую и Минскую. По свидетельству книги «Баптизм и баптисты» /издание АН БССР 1969 год/, в Минской губернии баптизм появился в конце 19 века. Достоверных сведений о первых деятелях этого движения не сохранилось, зато достоверно известно, что уже в 1905 году в Минске проповедывалось Слово Божие и имелась небольшая группа евангельских верующих под руководством служителя Божия по фамилии Белан. Этой даты — 1905 года — и стали мы придерживаться для определения появления церкви ЕХБ в гор.Минске.
В то время проповедь Евангелия начиналась, как правило, с работы книгонош, евангелистов, которые в сумках разносили по городам и селениям духовную литературу, предлагая её желающим купить или получить в подарок. То было нелёгкое время для посвятивших себя на такое служение. Репресси царского правительства заглушали живую проповедь Слова Божия. Евангельских проповедников арестовывали, судили и ссылали в Сибирь и в другие отдельные места России. Но несмотря на это преданные Богу евангелисты не оставляли своего труда и самоотверженно возвещали весть о Христе.
В 1910 году в Минске из таких труженников известен Андрюхов Герасим Степанович, который имел склад-магазин духовной литературы и евангелизировал минчан и окрестности города. В 1913 году за активную проповедь Евангелия Андрюхов Г.С. был арестован, осуждён царскими властями и сослан в Сибирь. Осуждению евангельских служителей немало способствовали православные священники, считавшие, что русские, украинцы и белорусы имеют право верить только по православному вероисповеданию.
В 1912 году в Минске на улице Петроградской (ныне Ленинградская, возле ж.д. вокзала) находился небольшой молитвенный дом общины баптистов, где пресвитером трудился Чеберук Борис Степанович.
После февральской революции 1917 года в Беларуси, как и в России и на Украине, открылась полная свобода для проповеди Евангелия.
В это время на родину в Беларусь вернулись из США три брата-беларуса, которых Фетлер В.А., известный в Петербурге служитель, направлял в богословскую семинарию. Окончив обучение, они вернулись для евангелизации своего народа. Это братья — Поляков Демид Иосифович, Юржиц Корней Петрович и Аксючиц Павел Афанасьевич. Приехав в Минск, они сразу включились в труд, и не только в Минске, но и в Минской области. Затем Поляков Д.И. поехал к себе на родину в Подаресье Стародорожского района и там образовал большую церковь баптистов с отличным хором. Юржиц К.П. евангелизировал Узденский и Марьино-Горский р-ны, Аксючиц трудился в г.Борисове. Они немало содействовали евангелизации и города Минска. Минская община баптистов стала быстро расти. Пресвитер Чеберук Б.С. был хорошим регентом и организовал хор. Известны и другие служители того времени: диакон Лагута Павел Игнатьевич, проповедники Дрозд Михаил Кондратьевич, Лепнев Дмитрий Антонович, Дубко Роман Васильевич, Ремизевич Степан Тимофеевич, Добычик Иван Антонович. Некоторых из них я знал лично: это Лагута П.И. и Ремизевич С.Т., которые в 30-е годы были осуждены, но вернулись из лагерей и в 40-е годы продолжали труд. Но особо хочу сказать о пресвитере Чеберуке Б.С. Из рассказов тех, кто знал его лично, это был настоящий пастырь по образу Доброго Пастыря Иисуса Христа. Будучи фельдшером, он лечил людей и физически и духовно. Церковь бесконечно любила его, к нему обращались верующие, как к родному отцу. Он пас стадо Господне «непринуждённо, но охотно и богоугодно». (1Петр.5:1-2), жертвенно и усердно. Таким же духом отличался и диакон П.И.Лагута. Под их неусыпным руководством за десятилетие в 20-х годах церковь баптистов умножилась и окрепла настолько, что только в 1937 г. атеистические богоборческие власти смогли её закрыть и разгромить.
Но уже в 1928 г. Чеберук Б.С. был арестован, обвинён в связи с буржуазным миром и осуждён на три года тюрьмы. Его служение занял Дрозд Михаил Кондратьевич, но не устоял под напором богоборческой власти, оставив дело Божие из-за страха. Но следующий пресвитер Дубко Роман Васильевич продолжил дело вплоть до ареста в 30-е годы, затем был осуждён и расстрелян. Его заменил Ремизевич Степан Тимофеевич, но вскоре был арестован и осуждён и сослан в лагеря в Воркуту. А Чеберук Б.С., вернувшись из заключения, арестован был снова и осуждён на три года. Освободившись в 1936 году, уехал в Бобруйск, где в 1937 году был взят под стражу и расстрелян. Арестован был и диакон Лагута Павел Игнатьевич и осуждён к пяти годам заключения, которые отбывал в знаменитом Кар Лаге. Община баптистов продолжала существовать до 1937 года. Служение продолжали мужественные женщины, наши сёстры в Господе. Власти в 1937 году арестовали 10 сестёр и сослали в такие лагеря, откуда ни одна не вернулась. Так Минская община баптистов в то трудное Сталинское время была разгромлена атеистами и с жестокостью подавлена. Оставшись без руководства и духовных наставников, верующие, как рассеянные овцы, из-за страха новых репрессий закрылись в своих домах, скорбя безмолвно, продолжая молиться. В 1940 году я, будучи студентом литературного факультета Минского Педагогического института, нашёл сестру Агафью Кадак, которая жила по соседству с Чеберуком Б.С. Она поведала мне многое из переживаний верующих того времени. она познакомила меня с Лагутой П.И., который вернулся тогда из лагерей и посещал преданных Богу верующих.
Но вернёмся немного назад. В 1923 году в Минске от Союза Евангельских Христиан из ленинграда, возглавляемого Прохановым И.С., прибыли братья Голубев Тимофей и Чечнев Виктор Николаевич. Вскоре они организовали в Минске общину Евангельских Христиан, в которой служение продолжалось до 1933 года. Вскоре Голубев Т. отбыл в Среднюю Азию, а В.Н.Чечнев возглавил Союз Евангельских Христиан республики Беларусь и совершал пресвитерское служение в Миске. Ему помогали в труде Иванченко Потап Алексеевич, Кривонос Трифон Герасимович, Грицко Дмитрий Никифорович, Петров Иван Тимофеевич, Демьяненко Григорий и др. Так с 1923г. по 1933г. в Минске функционировали две общины — одна Евангельских Христиан, другая — баптистов. В 1933г. власти вызвали руководство общины Евангельских Христиан, отняли документы на регистрацию, повесили замок на двери молитвенного дома. Община ЕХ перестала функционировать, а верующиевстречались по своим домам, боясь отруться для общения. Страх парализовал многих в то суровое Сталинское время. четыре года, начиная с 1937г., в Минске богослужебных собраний не проходило. Рассеянные верующие жили кто как мог: одни скрыли свой флаг, под которым шли, другие плакали и молились по домам. Вернувшийся из заключения в 1939 году Лагута П.И. не получил права на жительство в Минске, переехал в Бобруйск и там трудился в нелегальной общине ЕХ, иногда тайно приезжал в Минск, посещал сестру Кадач, которую я знал лично.
Наступила Великая Отечественная война. В первые же дни немцы бомбили Минск, сожгли центр города на пять километров вдоль и три в ширину. Лагута П.И. немедленно прибыл в родной город и стал ходить по домам верующих, собирая рассеянную паству для восстановления богослужений. Сперва собирались по квартирам, а в начале 1942г. нашли помещение под молитвенный дом на ул.Немига №2. Так в Июле 1941 г. возобновилось в г.Минске богослужение общины ЕХБ, чему я свидетель.
Лагута П.И. был преданный Богу служитель, пламенный борец за дело Божие, глубокий молитвенник с богатым духовным опытом. Он по-отечески трудился над израненными душами, целил их духовно. Так община ЕХБ стала функционировать в то трудное время. Приехавший с Урала в 1940 году брат Кецко Антон Митрофанович, ещё молодой и деятельный, вскоре возглавил служение и в конце 1941 г был избран пресвитером и совершал это служение в трудное военное время. В августе 1941 года я принял крещение через служение Лагуты П.И. и сразу же был призван на служение Словом.
В то оккупационное время совершать богослужения нелегально было опасно. Пришлось обращаться к немецким властям за разрешением. Вместе с Кецко А.М. мы пошли в комендатуру за разрешением и с большим трудом получили его. Лагута П.И. вынужден был переехать в Узденский р-н в связи с тем, что сын ушёл в партизаны, а я в декабре 1941 года вернулся к родителям в Бобруйск, где в 1942-44 гг. совершал служение проповедника и регента хора.
За годы войны с 1941 по 1944 гг. Минская объединенная община ЕХБ пополнилась новыми членами. Опасности военного времени заставляли людей искать помощи у Бога. Брат Репецкий Яков Филиппович образовал в церкви хор. К служению Словом присоединились братья Петров И.Т., Грицко Д.Н., Кривонос Т.Г., Войткун М.К., Демьяненко Г. Братья из Западной Беларуси, особенно из г.Столбцы, Барановичи и Бреста посещали Минскую церковь, поддерживали литературой, и насколько возможно, то и материально.
В то трудное военное время под немецкой оккупацией, когда жизнь каждого человека висела на волоске, Минская община ЕХБ под руководством Кецко А.М. взяла под своё шефство два сиротских дома, брошенных бежавшей администрацией на произвол. В этих домах были сироты дети и из еврейских семейств. Пришлось это скрывать. Это было очень опасное дело, можно было легко поплатиться жизнью, но христианский долг заставлял жертвовать всем. Братья ездили по окрестным деревням и собирали пищу, сёстры варили супы и на коромыслах носили голодным детям, чтобы спасать их от смерти. Жертвовали и одежду.
3 июля 1944 г. г.Минск был освобождён Советской армией от немецой оккупации. Востановленные органы Советской власти стали наводить «новый порядок», делать чистку населения, арестовывать неугодных. Были арестованы и наши братья: Кецко Антон Митрофанович, Кривонос Трифон Герасимович, Демьяненко Григорий, как более активные в служении Богу. Кривонос и Демьяненко были осуждены на пять лет, а Кецко А.М. — на 10 лет спецлагерей. Пресвитерское служение по р-ке Беларусь принялиЧечнев Виктор Николаевич. Пресвитером Минской церкви был избран Войткун М.К.
Ещё во время войны в ноябре 1944 года в Москве собрался съезд верующих бывших двух Союзов: Союза Баптистов и Союза Евнгельских Хртистан, на котором произошло объединение в один Союз под названием ВСЕХБ. Делегатами от Беларуси от братьев баптистов был Войткун М.К., от Евангельских христиан — Чечнев В.Н.
В декабре 1945 года я демобилизировался из армии, приехал в Минск и сразу же был призван на служение в качестве проповедника и регента хора, который пришлось восстанавливать заново. В 1947 году на пресвитерское служение был избран Иванченко П.А. Я продолжал служение проповедника, трудился с хором и молодёжью. В 1950 г. я был арестован органами КГБ, обвинён в антигосударственной агитации и осуждён на 25 лет строгих режимных концлагерей. Так власти мстили за активный труд среди млодёжи и пламенные проповеди в собрании. Начался нелёгкий крестный путь. В лагерях я встретил служителей из многих регионов бывшего Союза. Мы были лишены переписки с родными и друзьями, лишены свиданий, поддержки своими по вере. Тяжёлый труд и мрачная обстановка бараков, закрываемых на ночь на замок, угнетала до смерти. Только силой Божией можно было вынести всё это. Встреча с братьями укрепляла веру в то, что Бог нас не оставит. Мы были объявлены «врагами народа». Братьям с воли не разрешалось общаться с нами. К счастью, у меня с собой была Библия, и мы черпали оттуда силу всё перенести, хотя очень трудно было сохранить её. Только один Бог помогал нам в этом.
В «Хрущёвскую оттепель» дела политзаключённых стали пересматриваться. В конце 1955 года я был освобождён из концлагеря, вернулся в родной Минск, с трудом нашёл себе работу, но сразу же приступил к труду в родной церкви.
В 1948 году вторично был арестован брат Ремизевич С.Т., как «неблагонадёжный» для Советской власти и выслан в Казахстан, где пробыл около 10-ти лет. Вернувшись в Минск, он продолжил труд проповедника. Брат Кецко А.М. возвратился в Минск в 1953 году и также включился в труд, хотя, как и я, встречал сопротивление властей.
Кроме репрессий с осуждением верующих в концлагерях или к смерти через расстрел, богоборческие власти применяли ряд других изощрённых методов преследования и давления на верующих. Это и увольнение с работы, принуждение к отречению от веры, лишение всяких льгот, исключение из высших учебных заведений, наглая клевета в адрес верующих через печать, кино, радио и телевидение и т.п. Брата Кецко А.М. в 1929 году лишили всяких гражданских прав, поставили вне закона и бросили в так называемую трудовую армию. А нынешнего пресвитера Минской церкви ЕХБ Ломако К.Г. в 1948г, тогда 20-летнего юношу, районные власти вместо отправки в армию сослали на тяжёлые работы в шахту, где в труднейших условиях послевоенного времени он проработал под землёй более четырёх лет. С большим трудом освободился только в 1952 году. И всё это только за то, что он, сын колхозного бухгалтера, осмелился принадлежать к церкви ЕХБ.
Наступили нелёгкие Хрущёвские времена. Этот властитель возмечтал покончить с религией в СССР, объявить полную победу коммунистических идеалов над «пережитками» прошлого. Давление властей на местах и с центра усилилось. По местам стали закрывать церкви, увольнять с работы не только служителей, но и рядовых членов, исключать братьев и сестёр из институтов. Имя «баптист» было объявлено позорным в советском обществе. В газетах, по радио и телевидению верующих клеймили позором, всячески клеветали, выставляли на посмешище, на них писали фельетоны. В 1959 году была написана клеветническая статья о Минской церкви ЕХБ в местной газете. Меня сразу же уволили с работы бухгалтера. Хотя я бедствовал без зароботка, но труда для Господа не оставлял.
В этом же 1959 году с 5-го курса Белорусского Технологического Института за принадлежность к церкви ЕХБ был исключён нынешний старший пресвитер по Республике Беларусь Фирисюк Александр Иванович. Дирекция Института на самом видном месте вывесила объявление о том, что наконец избавилась от религиозного «фанатика», который осмелился своей верой в Иисуса Христа «пятнать» честь высших учебных заведений. С большим трудом работая в Комстромской области и сдав экзамены в Москве, ему удалось заочно защитить диплом.
Нет никакой возможности описать все переживания и страдания верующих нашей Минской церкви ЕХБ в те трудные времена, но никто из них не поколебался неверием или страхом, никто не изменил Господу.
В эти нелёгкие годы пресвитерское служение несли братья Белый Антон Лукьянович, Панько Иван Калинникович и Бокун Станислав Игнатьевич, а церковь пополнялась количественно и укреплялась духовно. В 1965 г. был образован второй хор и оба хора, сменяя друг друга, продолжали служение до настоящего времени. Верующие научились не бояться угроз властей, которые непрерывно искали в их среде доносчиков-осведомителей, чтобы знать подробно о внутренней жизни церкви и всячески тормозить её рост. Среди верующих росло противостояние вмешательству властей в дела церкви.
Невозможно было поверить, что в нашей стране наступят когда-нибудь перемены и мы вздохнём свободно. Но труд на ниве Божие продолжался. В 70-е годы пресвитерское служение занят брат Букатый Иван Васильевич, а когда в 1977 году он был избран старшим пресвитером по республике, его сменил Константин Григорьевич Ломако, который совершает это служение с благословением до настоящего времени. Брат Фирисюк Александр Иванович сначала был избран диаконом, затем старшим пресвитером по Минской области, а в 1990 году был избран на съезде верующих ЕХБ генеральным секретарём ВСЕХБ.
В 1980 году руководство Минской церкви ЕХБ добилось от властей разрешение на реконструкцию молитвенного дома. С великим энтузиазмом все верующие взялись за стройку и в течение года своими силами построили здание, которое и сегодня радует души людей. Церковь стала пополняться всё более и более новыми членами. Каждый год совершались крещения. Основным хором теперь руководит молодой энергичный регент Ломако Николай Константинович, вторым — сестра Малиновская Алла Ивановна.
В начале 90-х годов с падением тоталитарного режима началась активная евангелизация нашего города. Вскоре в Минске на основании центральной церкви ЕХБ, которой название «Голгофа», образовались одна за другой ещё несколько поместных общин: в пригороде Колодищи с пресвитером Фирисюком Павлом Ивановичем ; церковь «Пробуждение», где пресвитерам служат Потупчик Яков Платонович и Немцев Виктор Селивеевич; церковь «Свет Евангелия», где успешно трудятся пресвитеры Обровец Павел Демьянович и Мельянец Павел Васильевич; церковь Вифлеем» во главе с пресвитером Букатым Иваном Васильевичем. Самые молодые две церкви — это «Воскресение» с пресвитером Бокуном Станиславом Станиславовичем и церковь «Луч Надежды», где служат два молодых брата — Канатуш Владимир Владимирович и Побегайло Александр Иванович. В пригороде Мачулищи трудится брат Богданов Михаил. В Минске имеются и общины ЕХБ, входящие в Союз церквей ЕХБ.
«Голгофа» — центральная церковь ЕХБ в Минске, насчитывает более тысячи членов, имеет два мощных хора. Общиной руководят два пресвитера: Ломако Константин Григорьевич и Рачковский Иосиф Николаевич. Имеется более десяти диаконов, очень нехватает проповедников, потому что «Голгофа» поставляет служителей не только на город Минск, но и по области, например — Марьину Горку, Воложин и другие города.
Старший пресвитер по Беларуси брат Фирисюк Александр Иванович и его заместитель, директор Библейского Института Крутько Виктор Никодимович много внимания уделяют духовному росту всех церквей города Минска и республики. При церкви «Голгофа» имеется большая воскресная школа. Для неё рядом с молитвенным домом построено новое здание, которое радует не только детские сердца, но и сердца всех верующих.
В день славного юбилея, 90-летия нашей родной Минской церкви ЕХБ, возблагодарим Господа за Его дивную помощь в трудные годы, когда верующие подвергались притеснениям, гонениям, жестоким репрессиям. Но уничтожить церковь даже такому жестокому режиму, как комустический тоталитаризм, не удалось и не удастся никому! Она стоит в этом мире непоколебимо, как «столп и утверждение истины» и сетит светом Евангелия современному измученному поколению людей, указывая на Христа, единственную Надежду, о котором в Библии сказано: «Ибо нет другого имени под небом, данного людям, которым надлежало бы нам спастись», Деян.4:12.
Вместе с Самуилом мы можем сказать: «До сего места помог нам Господь!» Господь помог нам возвещать Его светлое Евангелие в столице Республики, и это благовестие достигло многих сердец нашего родного белорусского народа. Господь помог нашей церкви пройти 90-летний путь и наглядно показал, что Евангельськое благовестие, преобразующее сердца людей в «новую тварь», 2Кор.5:17, не есть дело человеческое, но это дело Самого Бога. И потому никакие угрозы и противление властей века сего не смогли его остановить. Эти 90 лет нашей церкви показали, что труд служителей Божиих не тщетен, борьба за чистоту христианской жизни и слёзы при посеве Слова Божия не пропали даром. они приносят богатый плод в житницу Божию. Все подробности труда, борьбы, скорбей и многих переживаний каждого из членов Минской церкви мы узнаем в вечности, где пред престолом пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его, Мал.3:18.
И теперь Минская церковь ЕХБ продолжает множить свои ряды. Хотя в вечность уходят старые члены, хотя мы пережили жестокие гонения в Сталинское время, преследования и притеснения в Хрущёвский и Брежневский период, но ежегодно ряды церкви пополняются новыми членами и среди них — молодёжью. А это значит, что знамя любви Христовой и эстафету Евангельского благовестия есть кому донести до Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа.
На сегодня состояние церкви хорошее. Все служители стоят в одном духе, в одной любви Христовой и в одной евангельской истине. Все с надеждой смотрят вперёд, ожидая прихода Господа. Он — скала наша, защита, прибежище, упование и утешение, наша светлая надежда и путеводная звезда. Для Господа трудятся не только служители Божии, но и каждый член церкви в меру своих сил и способностей, желая этим прославить Господа. Рука Его и пресветлое око Его хранит нас и потому скажем вместе с псалмопевцем: «Не нам, Господи, но имени Твоему дай славу!» Пс.113:9

 

Владимир Канатуш