Гомельской церкви ЕХБ более 100 лет

Плотники, каменщики, сезонные сельхозрабочие, возвращаясь домой на Гомельщину с заработков на юге Украины в конце 19-го — начале 20-го века, везли с собой не только нажитый капитал, но и живую веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Услышали они весть спасения от немцев-колонистов, когда-то приглашенных Екатериной для освоения южных земель. Рожденные от Духа Божия, они становились миссионерами, рассказывая о том, что сделал Бог в их жизни.

Так, в 1907 году в деревню Хальч Гомельского р-на возвратились родные братья Наум и Самсон Приходько. По селу прошла молва, что они стали штундистами, перестали поклоняться иконам, отступили от веры православной. Вскоре к ним пришли священник и урядник. Они вручили братьям икону Богородицы и повели через всю деревню на мировой суд. Жители деревни плевали и бросали в них комья грязи, насмехаясь и понося. Мировой суд присудил: выселить братьев Приходько из деревни. Наум и Самсон вынуждены были переехать в город Гомель.

Здесь они сняли квартиру на улице Федосеевская, 21 (сейчас Циолковского), где по вечерам, собираясь в семейном кругу, читали Евангелие и пели псалмы. Так, осенью 1907 года семена евангельского учения стали сеяться в городе Гомеле. В этом же доме вторую квартиру снимала семья Дракина Петра Ивановича. Он вместе с женой приходил на эти общения, слушал Слово Божие, познавал истину. Первой уверовала жена Петра Ивановича — Анна Казимировна. 8 декабря 1908 года в проруби реки Уть пресвитер Утевской церкви Ревзенков преподал ей крещение. Сестра Анна была первой гомельчанкой, принявшей евангельское учение, которая сознательно крестилась и последовала за Христом. Позже покаялся и ее муж Петр.

В 1912 году Гомельская церковь добилась регистрации и пресвитером церкви был избран Марк Григорьевич Герасименко. В церкви начал служение хор под управлением Алексея Яковлевича Дубоделова. Благодаря труду служителей Гомельской церкви стали появляться новые евангельские общины и в других местах Гомельщины.

20-е годы были отмечены сравнительной свободой проповеди Евангелия, когда братья собирали большие аудитории и беспрепятственно проповедовали Слово Божие, а через книгоношей распространяли духовную литературу. С 1920 по 1923 годы в Гомеле трудились братья-проповедники как из евангельского союза, так и из союза русских баптистов: Фетлер, Салов-Астахов, Кириченко, Реймер, Бычков, Косенко и другие. Брат Костюков, приезжая из Могилева, держал диспут с православными священниками в Либавской церкви. Городищ Петр Моисеевич проповедовал в городской думе, школах, городском кино. Братья Михатовы снимали помещение для музея изобразительных искусств, где показывали восковые фигуры на духовные и просветительские темы и одновременно проповедовали Евангелие. Трудились с проповедью Евангелия среди евреев миссионеры из Лондонского миссионерского общества, содержа чайную для бедного еврейского народа, где бесплатно подавались обеды.

К 1923 году на базе центральной Гомельской церкви возникло несколько самостоятельных общин: Ново-Белицкая, с пресвитером Ковалевым Иваном Ивановичем, церковь евангельских христиан по улице Рогачевской, в которой пресвитером был Герасименко Марк Григорьевич, и Гомельская баптистская, с пресвитером Тулуповым Ильей Григорьевичем, который был рукоположен на служение 24 апреля 1925 года. В 1926 году брат Дракин Петр Иванович предоставил место для постройки Молитвенного дома на своем участке — на углу улиц Островского и Некрасова. Этот дом был построен с помощью братьев из Утевской церкви, которые на своих лошадях привозили в Гомель лес. К этому времени церковь насчитывала 125 членов, к ней примыкали три отделения: Чаплин Дворец, Белый Берег и Дубовый Лог. В журнале «Баптист» за 1928 год напечатана заметка пресвитера Тулупова о жизни Гомельской церкви. В ней говорится, что с 1909 года, несмотря на различного рода гонения, ненависть со всех сторон, церковь трудится для Господа, и только в 1922 году в общину было принято 18 человек.

В июле 1928 года на съезде баптистов Беларуси в Минске брат из Гомельской церкви Наум Борисович Приходько был избран благовестником. Проповедниками в Гомельской церкви в то время трудились многие братья. А Макаревич Афанасий Акимович, Баранов Степан Иванович, Макаренко Федос Дмитриевич окончили библейские курсы в Ленинграде и вдохновенно проповедовали Слово Божие. О брате Баранове в сердцах верующих остались самые хорошие воспоминания. Он был прекрасным учителем и добрым советником для многих молодых братьев и сестер, умеющим обличать в любви. Через его ходатайственную молитву многие получили помощь от Господа. Степан Иванович имел прекрасную память, знал многие места из Библии наизусть. Это помогало ему во время заключения, не имея Библии, размышлять над Словом, зачитывать целые главы наизусть на общениях, когда они с братьями собирались для проведения богослужений в тюрьме. Тридцатые годы для церквей Беларуси были нелегкими: многие верующие пережили незаслуженные преследования и репрессии. К 1937 году были закрыты все церкви евангельских христиан-баптистов. Большинство пресвитеров и проповедников были репрессированы и, за редким исключением, не вернулись из мест лишения свободы. Молитвенный дом Гомельской церкви также был закрыт в 1933 году, а многие братья из Гомеля и окрестных сел арестованы и сосланы. Восстановить имена всех, кто пострадал за имя Божие, сейчас тяжело. Но Господь знает их всех. А в памяти верующих остались следующие братья: Пастухов Григорий Харитонович, Шелюта Иван Александрович, Тулупов Илья Григорьевич, Шамраев Григорий были расстреляны за проповедь Евангелия; Коробушкин Мина Васильевич умер по дороге в ссылку; Мичелев Тимофей Яковлевич, Литвинов Яков Иванович не вернулись из ссылки; Соломыкин Семен Максимович, Михедько Никифор Тарасович, Дубоделов Алексей Яковлевич, Мичелев Михаил Тимофеевич, Абехтиков Евсей Федотович, Атрощенко Трофим Васильевич, Атрощенко Федор Трофимович, Маджара Конон Борисович, Федонин Алексей Семенович провели годы в тюремном заключении за веру в Иисуса Христа. История сохранила интересный факт: когда Нюхтикова Василия, руководящего брата из села Подгорье, приговорили к расстрелу, то Дегтярев Максим из Ветки, которому присудили 10 лет тюрьмы, попросил заменить свой приговор на приговор о расстреле брата Нюхтикова, у которого было семеро детей. Но… расстреляли обоих. После брата Тулупова, расстрелянного в 1937 году, пресвитерское служение в Гомельской церкви некоторое время совершал Федонин Алексей Семенович. Преследования продолжались до войны. Несмотря на это, церковь жила и трудилась. По ночам тайно совершались крещения. Пресвитер Утевской церкви Копенков Федор Еремеевич в то время крестил многих членов Гомельской церкви. По свидетельству верующих, даже бракосочетание молодых нельзя было провести открыто. Так, в 1936 году тайно, ночью, состоялось бракосочетание Колесниченко Андрея Емельяновича и Нины Владимировны. Присутствовали только сами молодые, сочитывающий брат Наум Борисович Донцов и двое свидетелей со стороны жениха и невесты. До 1942 года верующие собирались по домам: у брата Федонина Алексея Семеновича, сестры Таисы Михайловны Чуришко, братьев Лапицкого Тимофея Васильевича и Колесниченко Андрея Емельяновича. Братья и сестры ездили также на посещения в деревни, где были верующие.

В 1942 году, во время оккупации, немцы разрешили возобновить богослужения в Молитвенном доме по улице Некрасова. Дом был разделен на две половины: одна — для богослужений, другая — для общений молодежи с угощением. В Гомель на богослужения стали пешком приходить верующие из близлежащих церквей: Ереминской, Щербовской, Речицкой, из деревни Роги, из Уваровичей, Климовки, Чечерска и других. Многим из них нужно было преодолеть десятки километров, чтобы увидеть своих братьев и сестер, иметь общение. А в ноябре 1943 года, когда Гомель был освобожден от фашистской оккупации, церковь вновь лишилась Молитвенного дома. Брат Лапин Сергей Дмитриевич, проживающий на ул. Песочной, 10 (сейчас ул. Белорусская), предложил проводить богослужения в своем доме. Руководящим братом и регентом хора в это время был Алексей Яковлевич Дубоделов. Так как в доме было очень тесно, особенно во время хлебопреломления, то большие собрания проводились в доме Александры Дмитриевны Поляковой, по ул. Столярной, 9, возле базара. Сестру Александру Дмитриевну все ласково называли «сестра Шура». Она любила Слово Божие, глубоко изучала Писание, проводила женские собрания в церкви, наставляла молодых сестер. Для церкви существовал официальный запрет оказывать материальную помощь нуждающимся. Однако сестра находила возможность собирать средства и помогать больным и остро нуждающимся. Она носила передачи нашим братьям в тюрьму, сама жила, питаясь и одеваясь очень скромно. Даже в старческие годы являлась постоянной молитвенницей, служа искренне Богу.

В конце 1948 года богослужения церкви были перенесены в дом брата Селькина Николая Владимировича, по ул. Песочной, 121 (сейчас ул. Белорусская). После брата Дубоделова на служение пресвитера был избран Лапицкий Тимофей Васильевич (его помнят как ревностного брата, хотя и недавно уверовавшего), но спустя некоторое время он был арестован и осужден. После него пресвитером был избран брат Ковалев Никита Аверьянович. Но и его через некоторое время арестовали и осудили на 25 лет. Благодаря амнистии 1953-го года многих служителей реабилитировали, и братья начали возвращаться домой. Тех, кто был ранее судим, власти не разрешали избирать пресвитером. Поэтому церковь избрала на служение пожилого брата Елкина Никанора Гавриловича. Ему в помощники были избраны два дьякона: Владымцев Михаил Константинович и Пашковский Андрей Трофимович, который вскоре стал пресвитером. В это время в работу с хором включился брат Варлыго Афанасий Иванович. При нем состав хора обновился и пополнился молодыми хористами, стали регулярно проводиться спевки. Андрей Емельянович Колесниченко начал заниматься с молодежью, организовал в церкви небольшой оркестр, который играл на служениях, ездил по деревням.

Церковь стала расти, оживилось служение, и появилась необходимость в более обширном помещении для проведения богослужений. Сестра Богданова Акулина Григорьевна, которая жила одна, предложила собираться в ее доме по ул. Продольной, 82 (сейчас ул. Джураева). Этот дом был переоборудован и расширен силами церкви, и с 1954 года в нем начали проходить богослужения. В 1955 году Гомельская церковь насчитывала уже 338 членов.

Приблизительно в 1957 году короткое время пресвитерское служение нес брат Гаврилюк Яков Алексеевич. За это время многие души изъявили желание принять крещение. Когда оно состоялось, пресвитер Гаврилюк был отстранен от служения уполномоченным по делам религий, и его место занял брат Пашковский Андрей Трофимович, который был пресвитером до 1977 года. В это время в работу с хором в качестве регента включилась сестра Кондракова Евдокия Андреевна. В 1977 году церковь поставила на пресвитерское служение брата Дорожкина Василия Ивановича. В помощь ему были избраны на дьяконское служение братья Ермак Михаил Григорьевич и Варлыго Афанасий Иванович. В церкви было в то время 349 членов. Позже на дьяконское служение избрали еще 3 братьев: Селькина Николая Владимировича, Коваленко Николая Федоровича и Кондрикова Владимира Ивановича. Брат В.И.Дорожкин навсегда запомнился членам церкви как истинный христианин и заботливый пастырь.

В конце 70-х годов влияние властей на церковь ослабело. Больше людей стало посещать богослужение, принимать крещение. Подросли дети в семьях христиан, в церкви появилась молодежь. Она стала вливаться в хор, участвовать в служении. Брат Варлыго Афанасий Иванович, в связи с преклонным возрастом, в 1979 году передал служение регента сестре Слепченко Инне Казимировне. Молодой брат Колесниченко Леонид в 1982 году организовал оркестр электромузыкальных инструментов, который славил Бога на праздничных богослужениях. После долгого периода ожидания в церкви стали проходить бракосочетания, создаваться молодые семьи. С Божьей помощью и благословением община стала расти, и братья начали ходатайствовать перед властями о разрешении на реконструкцию Молитвенного дома по ул. Джураева, а затем просить разрешения на строительство нового здания. Церковь усердно молилась Господу об этом вопросе, но добиться разрешения было нелегко. Пришлось обойти не только многие гомельские кабинеты, но и несколько раз съездить в Москву. Более восьми лет продолжались попытки получить согласие на строительство нового Молитвенного дома, и наконец в 1987 году такое разрешение было получено. В это время в церкви было 355 членов. Начавшаяся перестройка и свобода открыли для церкви возможность проведения занятий с детьми, и в 1987 году две молодые сестры — Шульга Наталья и Кеталь Лариса начали занятия с первой группой детей. Это были первые шаги в становлении воскресной школы. На занятия тогда собиралось всего 12 детей, но постепенно воскресная школа стала расти. 21 сентября этого же года, после получения разрешения на строительство, был приобретен участок с небольшим домом по переулку Николая Островского, 9, который находился буквально в 100 метрах от здания первого Молитвенного дома, построенного церковью еще в 1926 году. И вот 19 октября 1988 года был заложен фундамент нового здания церкви, с балконом, подвалом и классами для занятий с детьми. Руководили строительством братья Богданов Александр Алексеевич и Гурачевский Николай Владимирович. Все члены церкви, не взирая на возраст и здоровье, активно включились в труд, и большинство работ было выполнено своими силами за полтора года. Но, несмотря на большую занятость строительством, духовная и евангелизационная работа не прекращались.

1988 год известен как год 1000-летия крещения Руси. В Гомеле церковью ЕХБ было организовано празднование этого юбилея. Получив отказ в использовании для праздника манежа «Динамо» и стадиона «Локомотив», братья решили проводить торжественное служение во дворе церкви по ул. Джураева, 82. На торжество были приглашены духовой оркестр, хор и гости из Брянска и других городов. Этот праздник, равно как и возможность для церкви выйти за стены Молитвенного дома для проповеди о Христе, послужил началом более активной евангелизационной деятельности. Уже с 1989 года молодежь церкви в летнее время стала выходить по воскресеньям в городской парк, обращаясь там к собравшимся людям через проповедь, пение, стихотворения и свидетельства, приглашая их в церковь.

Летом 1989 года пастором церкви был избран Напеленок Иван Исаевич, который совершал это служение в течение шести лет. В помощь Ивану Исаевичу был избран брат Богданов Виктор Александрович. Вместе с ним на диаконское служение избрали молодых братьев Лопухова Владимира и Колесниченко Леонида. В апреле 1990 года церковь перешла в новое здание по пер. Н.Островского, 9, и пасхальное служение было первым праздничным богослужением в новом прекрасном Молитвенном доме. Долгие молитвы и ожидание, а также тяжелый труд строительства были завершены. Новое большое здание, вместе с оживлением евангелизационной работы, привлекало многих людей, и воскресные служения стали многолюдными. В 1990-х годах был проведен ряд крупных евангелизационных кампаний. После евангелизаций, проходящих в больших залах, работа с душами продолжалась через проведение различных встреч, бесед, организацию групп изучения Библии в разных районах города. Некоторые группы, сформировавшись, позже выросли в самостоятельные новые церкви. Это церковь «Вифания», собирающаяся сейчас возле стадиона «Локомотив», по ул. Московской, 60, церковь «Надежда» — в 5-м микрорайоне, проводящая богослужения по ул. Любенской, 88А, и церковь «Терпение», которая совершает служение в микрорайоне Волотова, по адресу: ул. Мичурина, 13.

Благодаря активной евангелизации в Беларуси стало развиваться миссионерское служение, и некоторые братья с семьями выехали в другие города республики для организации новых церквей. Богданов Виктор Александрович отправился в г. Новополоцк, Лукашевич Петр Петрович — в п. Ушачи, Богданов Михаил Александрович — в п. Мачулищи, Клявко Михаил Анатольевич — в г. Миоры. Другие братья, продолжая жить в Гомеле, взяли на себя ответственность совершать служение в близлежащих церквах: Ветке, Речице и Добруше. В ноябре 1995 года церковь избрала пастором брата Колесниченко Леонида Александровича, который совершает это служение до настоящего времени. Постепенно начал омолаживаться братский совет, в него вошли новые братья. Оживилась работа с молодежью, расширилось евангелизационное служение. Большая евангелизация была подготовлена и проведена церковью совместно с миссией «Возрождение» в октябре 1996 года. Большой зал на 1000 мест наполнялся каждый вечер со 2-го по 6-е октября, и многие души откликнулись на призыв Божий после проповеди Виктора Гамма. После евангелизации открылись новые группы по изучению Библии в пяти районах города. Церковь пополнилась новыми членами и возросла до 500 человек. Новые люди нуждались в обучении и наставлении, поэтому в церкви стали проводиться занятия по изучению Библии для новообращенных и интересующихся людей.

Гомельская церковь баптистов

Летом 1996 года был организован первый летний христианский лагерь на базе дома отдыха «Белый Берег». Два года он проводился в стационарном помещении пансионата. После лагеря многие подростки пришли в церковь и стали посещать воскресную школу. Из них образовался молодежный хор «Возрождение», с которым стала заниматься сестра Кузьминых Надежда Константиновна. Со временем молодежный хор стал участвовать в богослужениях и проводить отдельные молодежные служения. В это время в работу со старшим хором включилась сестра Шаец Нина Владимировна, и они вместе с сестрой Лукьяненко Инной Казимировной стали трудиться, совершая регентское служение.

Начиная с 1998 года, церковь начала проводить палаточные лагеря, которые также стали благословением для многих подростков и молодежи. В течение месяца ребята разных возрастов, заезжая в лагерь, имели в нем общение, наставления из Библии, спортивные занятия и отдых. Это помогало им размышлять о своей жизни, познавать Бога, избирать путь следования за Ним.

В последние годы в церкви стало активно развиваться социальное служение. Члены церкви трудятся в женской колонии, помогая оступившимся женщинам стать на правильный путь, посещают больницы города, поддерживая людей и неся им слово утешения. Церковь проводит благотворительные акции, помогая многодетным, малоимущим и нуждающимся людям. Оказывая практическую помощь и поддержку тем, кто находится в трудных условиях и переживаниях, верующие свидетельствуют им об Иисусе Христе, Который может помочь человеку не только физически, но и спасти душу, примирить человека с Богом.

В 2002 году церковь приобрела соседний участок и начала строительство Христианского духовного центра рядом со зданием церкви. Там будут заниматься дети, посещающие воскресную школу, проводиться работа с молодежью, семьями, также планируется организовать школу изучения Библии для всех желающих.

В последнее время Господь дает прекрасную возможность развивать многие направления служения. При церкви трудится миссия Гедеон, распространяя Новые Заветы и свидетельствуя о Христе, проводится работа с детьми вне стен церкви через корреспондентский курс, кружки «Добрая весть», программу «Алло, друг». В свете понимания важности труда с подростками и молодежью с осени 2002 года был открыт молодежный центр. Ребята, собираясь по субботам, вместе поют, общаются, обсуждают важные вопросы и проблемы современной жизни, имеют библейское наставление. Также активно развивается сестринское служение, которое проходит в домашних группах, используя курсы «Руфь», «Вот Бог твой», «Мудрость матери». Постоянно проводятся занятия по изучению Библии, которые помогают познать Бога ищущим людям, готовят к крещению покаявшихся. За последние 5 лет в церкви были рукоположены на дьяконское служение 7 молодых братьев. Каждый год принимают крещение 15-20 человек, пополняя ряды Гомельской церкви ЕХБ.

В этом году Гомельская церковь ЕХБ отмечает свой столетний юбилей. Много событий минуло за эти годы. Были и радости, и переживания, церковь прошла через периоды гонений и периоды свободы. В Библии записаны слова Иисуса Христа: «Я создам церковь мою, и врата ада не одолеют ее». Это подтверждает история и Гомельской церкви евангельских христиан-баптистов. //

 

Леонид Колесниченко