Покаяние

Моя пятилетняя дочь однажды вернулась из воскресной школы и сказала: «Папа, а я сегодня покаялась!» Я смотрел на нее и думал: радоваться ли мне или нет. Проблема заключается в том, что, если она обманута и не покаялась действительно, тогда ей очень трудно будет придти к истинному покаянию, потому что в ее сердце навсегда запечатлен момент этого ложного покаяния.
Что же такое покаяние? Как, перед кем и когда необходимо каяться? На этих и других вопросах я хочу остановиться в этой статье.

Что такое покаяние?

С.И.Ожегов говорит об этом так: «Добровольное признание в совершенном проступке, ошибке.» Давайте возьмем за основу данное объяснение и постараемся применить это к отдельным случаям. Часто бывает такое, что муж приходит домой пьяный и с самого порога начинает у жены просить прощения. Он признает свою вину, клянется и божится, что больше так делать не будет, но на завтра эта картина повторяется. Опять какой-то случай подвернулся — и он не устоял перед соблазном выпить… Опять признание перед женой и мольба о прощении вплоть до того, что он может стать на колени и умолять…
Действие данного человека является добровольным признанием в своем проступке, но очевидно, что это не является покаянием.
В.Даль дает более широкое и полное объяснение этого слова: «Покаяться в чем, принести покаянье, признаться в проступке, исповедаться в грехах и раскаяться; отречься от прежней дурной греховной жизни, сознательно приступив к лучшей.»
В данном объяснении просматривается три основных действия человека: 1. признаться в проступке; 2. отречься от прежней, дурной, греховной жизни; 3. сознательно приступить к лучшей жизни. И если человек так поступает, тогда можно сказать, что он в самом деле покаялся.

В чём человек должен каяться?

Данный вопрос как будто бы прост и на него ответ очевиден, но вся проблема заключается в том, что одни люди не признают за грех то, что признают другие и наоборот. У меня был приятель, который каждый день уходил с работы домой в нетрезвом состоянии и говорил, что он, впрочем, ничего плохого не делает и в Бога верит, и другим не вредит. Другие безбожно воруют, обвиняя при этом государственных руководителей, что они довели их до такой жизни, не считая себя виновными. Жена отдается в объятия другого, обвиняя своего мужа, что он не оказал ей должного внимания и любви, поэтому она не считает себя виновной.
Этот список можно продолжать вплоть до совершения самых серьезных преступлений, но даже и тогда человек не считает себя виновным. Когда вы попадаете в исправительно-трудовую колонию, к вам подходит множество людей, за плечами которых страшные преступления, и они винят не себя, а других. В чем же человеку необходимо каяться?
Люди никогда не придут к согласию по этому вопросу до тех пор, пока не откроют Библии. Не человек определяет, что такое грех, а Бог. И Бог это сделал уже давно. Ап. Павел говорит: «Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.» Рим. 7:7
Из этого следует, что необходимо познакомиться с законом Божьим для того, чтобы определенно знать, что есть грех, а что не является грехом. Кроме этого, Иисус Христос говорит, что Дух Святой, Который придет на землю, обличит людей о грехе: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден.» Иоан. 16:7-11. В списке грехов, которые Христос приводит здесь, стоит грех неверия в Иисуса. Это значит, что он является основным грехом, из которого выходят другие.
Вот я беседую с человеком, который всю свою сознательную жизнь преподавал в школе. Бога не знал, но не отвергал Его. И все же ученикам говорил то, что было по программе, а именно: атеистический взгляд на этот мир. Но этот человек, как порядочный учитель, вел нормальную жизнь. Мы можем принять его почти как святого, но не Бог. Вольно или невольно он внушал детям то, что Бога нет. Этим самым направил их на ложный путь греха и беззакония. Может быть, в своих домах некоторые ученики получали хоть какое-то понятие о Боге, но в школе оно окончательно разрушено. И сейчас, не боясь Бога и не стыдясь людей, некоторые из них делают большое зло для остальных людей. Виновен ли в этом учитель? Может ли он снять с себя всю ответственность и обвинить в этом систему и правительство? Перед людьми он это может делать, но не перед Богом. Кроме этого, сам он не верил в искупительную жертву Господа Иисуса Христа, поэтому несет вину на себе.
Самая первая из десяти заповедей, данных Богом, говорит: «Я Господь, Бог твой, … да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.» Исход 20:2-3 Люди не придают значения этой заповеди. Они даже не понимают, что это значит. Какие еще другие боги могут быть у человека? Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что, если в жизни у человека на первом месте стоит что-то другое, кроме Бога, значит оно для человека является другим богом. Ну, а на первом месте стоит то, для чего человек отдает основное свое время. Например, человек не имеет времени для того, чтобы посетить собрание христиан, потому что постоянно пропадает на своей даче. Значит, его идолом является дача. Или человек занят спортом настолько, что все силы отдает ему, а для того чтобы помолиться, почитать Библию, пообщаться во имя Бога с другими людьми, у него нет времени. Можно тогда определенно сказать, что его богом является спорт. Таким образом он нарушает первую заповедь Бога и никогда не думает даже попросить прощения у Него за это. Но Бог напрасно ничего не говорит. Дав эту заповедь для людей, Он потребует отчета у каждого, кто нарушил ее.
В чем же необходимо каяться человеку? — В нарушении заповедей Божьих. И нет ни одного человека, кто был бы чист от греха пред Богом. Библия говорит: «… все согрешили и лишены славы Божией.» Рим. 3:23 Поэтому и каяться надо всем и не только в том, что только мне кажется грехом, а в том, что Бог называет грехом.

Три важных ступени покаяния

Человек никогда искренне не может покаяться, если он не осознает, что живет ложной жизнью, что путь, по которому он идет, богопротивен и ведет к погибели, что поступки и дела его приносят вред ему самому и окружающим людям. Поэтому первое, что предшествует покаянию или с чего начинается покаяние, — это осознание греха. Например, я очень часто встречаю людей, которые не считают грехом воровать в колхозе. Это они делают без зазрения совести, и считается чем больше человек «взял» с колхоза, тем он умнее поступил. Конечно же, с такой настройкой ума человек никогда не покается. Нужно, чтобы человек понял, что, воруя в колхозе, он приносит большой вред, в первую очередь, себе, своей душе, потому что ему приходится лукавить, врать перед людьми и Богом, а потом своим детям, потому что на личном примере учит их «искусству» воровства и вранья. Если он называет себя христианином, тогда он бесчестит имя Бога. Надо все это человеку осознать и понять, прежде чем формально сказать, что он кается во всех своих грехах.
После того как грех осознан, его надо осудить. Осуждение греха также важно, как и осознание его. Вернемся к примеру с воровством в колхозе. Допустим, что человек осознал, что грех воровать, но он старается оправдать свое воровство тем, что это, мол, все равно общее добро и если не пользоваться этим добром, тогда невозможно будет прожить. Продолжая оправдываться, человек начинает обвинять власти, которые якобы виноваты, что сделали его вором. А теперь пусть они изменят строй и дадут хорошо заработать, тогда и я не буду воровать. Такие и многие другие оправдания можно услышать из уст людей, и это стоит большим препятствием к их действительному покаянию.
Осуждение греха должно идти очень далеко в самом человеке. Он не должен перекладывать вину за свой грех на кого-то другого. Он должен честно и конкретно заявить сам себе, что это я негодяй, что я вор, прелюбодей, человеконенавистник, богопротивник и т.д. Осудить свой грех человек должен не только сам в себе, но перед другими людьми и перед Богом.
Когда человек говорит: «Да, я виноват перед тобой, но ты ведь сама дала повод мне так поступить, ты ведь начала все это…» Это не осуждение своего греха, это осуждение другого человека. Осуждение греха должно быть полным и не терпящим никакого оправдания. В таком случае оно обязательно приведет к решению оставить грех.
Третьим шагом в этой нелегкой борьбе есть от

вержение греха. Человек должен выбросить из своей жизни все, что бесславит Бога, что приносит хоть какой-то вред самому ему или другим людям. Это могут быть вредные привычки такие, как пьянство, курение, вульгарные слова и многое другое. Находясь в незаконной связи с другим человеком, он должен порвать без всякой пощады эту связь. Человек в силу своих возможностей должен исправить все свои дела, которые только можно исправить. Рассказывают, что после покаяния один цыган на базаре купил много кур и пошел по улицам поселка, отдавая их тем людям, у которых некогда воровал… Конечно, он не смог исправить всех своих грехов: слишком много наворовано за всю жизнь, но данное действие стало публичным признанием и осуждением своего греха. Это истинное покаяние, это покаяние, идущее до самого конца.

Покаяние в жизнь вечную

Говоря о покаянии, мы относим это понятие к разным действиям человека. Меня иногда человек спрашивает: «Я уже покаялся, можно ли мне еще раз покаяться?» Что имеет он в виду, когда говорит, что уже покаялся? Как правило, это публичная молитва человека на евангелизационном или обычном собрании христиан.
Вспоминаю случай, который произошел поздно вечером в молитвенном доме в г.Кобрине. После основного богослужения молодежь осталась для общения. Пели песни, рассказывали стихи, говорили о своих молодежных делах. Это было еще время так называемого застоя, когда редко кто из посторонних людей заходил в церковь евангельских христиан. Но вот распахнулась дверь и вошел человек немного подвыпивший. С самого порога он стал изъясняться, что ему надоела такая жизнь и он хочет поступить в баптисты. Что нужно сделать для этого? Мы были в некотором смущении и не знали, что отвечать. Наконец, один брат встал и сказал, что ему нужно покаяться. Незнакомец был согласен каяться и спросил, как это делать. Ему сказали, что необходимо выйти вперед прямо сейчас, стать на колени и попросить у Бога прощения за свои грехи. Этот человек немедленно последовал данному совету. Выйдя вперед, став на колени, он весьма официально и сухо сказал примерно следующее: «Господи, прости мне мои грехи! Я каюсь пред Тобою!» После этого встал и говорит: «Все я сделал, что надо, а теперь что?» Мы не знали, что отвечать ему, но знали, что он не покаялся, хотя сами направили его на ложный путь покаяния…
Так делают сотни и тысячи людей. Они думают, что уже покаялись, а на самом деле в их жизни ничего не произошло и ничего не поменялось. Покаяние — это коренной перелом в жизни человека. Покаяние — это изменение направления пути. Покаяние — это сознательное решение оставить широкий и развратный путь и ступить на узкий и тернистый.
В одном поселке я беседовал с супругами, которые присутствовали на собрании. Они заявили о своем желании принять святое водное крещение. Я сказал им, что для них сейчас это не первостепенной важности вопрос. Главное, чтобы они сейчас оценили, сколько готовы платить за то, что последовали за Христом. Апостолы заплатили за это всей своей жизнью. Они приняли мученическую смерть за имя Христово. Женщина не поняла меня и сказала, что она с мужем заплатят столько, сколько нужно. Сейчас, мол, ягоды в лесу пошли и они насобирают их, выручат за это деньги и рассчитаются за все…
И, действительно, человек готов платить цену в рублях или долларах, но лишь бы считалось, что в его жизни все в порядке, что он нормализовал свои отношения с Богом. Однако действительно исправить свою жизнь, оставить грех это бывает очень трудным и даже невозможным для человека. Он не готов так «платить».
Но Библия требует от человека именно такого покаяния. Богу другое не нужно. Он никогда не удовлетворяется формализмом, внешним исполнением ритуалов, Он желает, чтобы сердце человека было очищено и освящено Словом Его.
К Иоанну Крестителю пришли фарисеи и саддукеи и хотели принять от него крещение. Но он сказал им: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния.» Матф. 3:7-8
Как видим, Иоанн избирательно подходил к людям, желающим принять крещение. Тот же самый метод необходимо применять сегодня. Нельзя без всякого разбора допускать человека в церковь для крещения. Таким образом многие входят в нее со змеиным сердцем и с собой приносят многие грешные проблемы, с которыми не так просто разобраться. Проповедь Крестителя должна звучать и сегодня: «Сотворите же достойный плод покаяния!»
Когда мы проповедуем истинное Евангелие и человек открыт для того, чтобы слушать его, тогда в человеке происходят шаг за шагом следующие изменения: изменение мыслей, изменение воли и изменение дел.

1.Изменение мыслей

Фарисеи имели очень хорошее представление о себе. Достаточно вспомнить одного фарисея, который молился в храме, говоря о себе, что он много добра делает для людей и для Бога. Но Иисус Христос не так смотрел на него. Мытаря Бог более оправдал, чем фарисея. Более того, Христос называет фарисеев «гробами окрашенными», людьми, которые внешность чаши очищают, а внутренность ее полна всякой нечистоты и т. д. Некоторые фарисеи, услышав проповедь Христа, поменяли свои мысли о самих себе. Они поняли, что на самом деле стоят на стороне дьявола, а не Бога. Христос им прямо сказал: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.» Иоан. 8:44
Многие люди сегодня тоже называют себя христианами, а на самом деле выполняют волю дьявола, идя против Бога и Его детей. Когда человек об этом узнает посредством Слова Божьего, тогда его мысли о самом себе меняются. Он видит себя грешником, который делает зло и нуждается в спасении.
Один из моих коллег по работе, прочитав Евангелие, сказал: «Я думал, что являюсь хорошим человеком, а оказывается я грешник.»
Итак, первое, что происходит в человеке, когда он слушает Слово Божие, — это изменение мыслей.

2. Изменение воли

Чем дальше человек вникает в Библию, тем у него появляется все больше желания поступать так, как Бог говорит. Когда человек узнает, что он грешник, он может с этим согласиться и на этом остановиться, не делая дальнейших шагов. Он может сказать: «Да, я в самом деле грешник, но так живут все, поэтому мне совсем не обязательно как-то выделяться из общей толпы народа. Но если человек продолжает читать и изучать Библию и открывает свое сердце для обличения Духа Святого, тогда он обязательно придет к желанию изменить свою жизнь.
Воля человека — это составная часть его души. Присутствие ее в человеке определяется словами «я хочу» и «я не хочу». Каким же образом она может измениться? Вспоминаю случай, когда один молодой человек в местах лишения свободы пожелал побеседовать со мной один на один. Он рассказал, что своими «золотыми » руками может украсть любой кошелек, любую нужную для него вещь… Но потом сказал: «Но я этого не хочу делать! Это не для меня!» Я понял, что его душа страдает от «ремесла», которым занимался, и хочет избавиться от греха, но не знает как.
Прежде чем человек оставит грех, он должен сильно захотеть этого. Это не происходит автоматически. Человек должен осознать всю пагубность греха, его злое действие и тогда закричать: «Я не хочу больше так жить! Хочу изменить свою жизнь!» Христос говорит: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой.» Иоан. 7:37
Кто жаждет? Нет, человек никогда не изменится, если он не захочет этого изменения, подобно тому, как человек хочет пить. Жаждущий всеми силами ищет воды и только воды. У него нет других дел, занятий и других мыслей. Он знает, что, если не найдет воды, — погибнет. Так человек должен возжаждать или захотеть спасения от греха. Он должен быть занят этим постоянно. Он должен искать Христа во что бы это ни стало и сколько бы это ни стоило.
Иногда проповедники «навязывают» спасение тем людям, которые совершенно не хотят его. Они «торгуют» жизнью вечной, как товаром, который, может быть, понадобится когда-нибудь, да, впрочем, он не помешает… Человеку неудобно отказываться, и он решается произнести «молитву покаяния», на всякий случай, после чего его убеждают, что теперь он обладатель вечной жизни и вечного счастья…
Нет! Это не так просто! Чтобы покаяться, необходимо этого сильно захотеть, как жаждущий хочет пить.
Когда же у человека действительно возникает это страстное желание изменить свою жизнь, тогда он внутренне кричит к Богу: «Помилуй меня, Господи, прости и спаси меня, потому что я погибаю!»

3. Изменение дел

Молитва исповедания, которая произносится человеком, исходящая из его внутреннего существа, обращенная к Иисусу, не является мимолетным явлением. Этот зов души и сердца продолжается до тех пор, пока человек не получает просимое.
Когда грешник осознает свое погибельное состояние, он принимает решение сражаться с грехом до победы. Он фактически объявляет войну дьяволу. Это война не на жизнь, а на смерть.
Рассказывают об одном человеке, который был порабощен грехом пьянства. Он был знаком с пастором церкви. Осознав свое пагубное состояние, этот раб спиртного попросил у пастора помощи. Наконец, они заключили договор, что без разрешения пастора он больше не возьмет и одной капли спиртного в рот. Случилось так, что искуситель приступил к данному человеку ночью. Но душа, которая находилась в оковах греха много лет и была измучена и истерзана, объявила беспощадную борьбу дьяволу. Однако искушение было настолько сильным, что противостоять ему было невозможно. Надо признать, что человек всегда оказывается побежденным сатаной, если борется с ним один на один. Так случилось и на этот раз. Данный человек уже решил выпить, но ему надо было получить еще разрешение у пастора церкви. Посреди ночи в комнате пастора зазвенел телефон. Измученным просительным голосом его новый друг попросил разрешения выпить хоть немного спиртного, в противном случае он не выдержит этого испытания и умрет. Пастор ответил: «Умри, но даже и в рот не бери!» Безусловно, пастор начал молиться за пленника греха, чтобы Господь освободил его от оков дьявола.
На утро на пороге дома пастора стоял с сияющим лицом теперь уже бывший пьяница со словами: «Я этой ночью умер для греха!»
Эта короткая история освещает лишь маленькую часть той великой борьбы, в которую человек

вступает на пути к покаянию. Но если он все-таки серьезно решил покончить со старой жизнью, он победит, потому что на его стороне Сам Бог.
Наконец, необходимо сказать, что покаяние обязательно приводит не только к изменению мыслей и воли, но и к изменению дел.
Ап.Павел говорит: «Ибо мы, Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.» Еф. 2:10 Покаяние — это процесс, который проходит через жизнь человека до тех пор, пока он не откажется от всех своих худых дел и не станет Божьим творением, созданным на добрые дела.

Роль Христа в покаянии человека

Когда на суде предоставляется последнее слово подсудимому, тогда он, как правило, приносит людям свое признание и раскаяние в содеянном, прося у судей помилования. Но его любезно выслушивают и читают приговор. Хотя чистосердечное признание смягчает вину преступника, но не освобождает его от наказания.
Не так обстоит дело в настоящее время перед Богом. Ап.Петр говорит: «Его (Христа) возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. » Деян. 5:31 Бог дает через Иисуса Христа покаяние и прощение грехов. Вне Иисуса Христа человек тоже может каяться, но прощение получить не может и не может изменить свою греховную сущность. Другими словами, покаяние без Христа не может продвинуться дальше, чем у того пьяницы, который стоит перед своей женой и просит у нее прощения за свое согрешение, а на завтра делает тоже.
Покаяние, которое дано через Иисуса Христа, приводит к новой жизни. На основании Его жертвы человеку дается прощение грехов, когда он исповедует их. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.» 1-е Иоанна 1:9
В этом мире есть много учений и религий. И фактически все они проповедуют покаяние, но после покаяния человек должен понести наказание за свои грехи, которые он сделал. Однако у Христа не так. Христос Сам понес наказание за те грехи человека, которые приносятся к Богу в молитве покаяния.
Так что Христос очищает покаявшегося от грехов, которые он совершил, и освобождает его от ответственности за все преступления, сделанные в неведении. Более того, Христос через Духа Святого вселяется в сердце человека и дает ему новую жизнь, дает ему способность жить по заповедям Евангелия.
Истинное покаяние — это совершенно новая жизнь с Богом, это погружение, или же крещение Духом Святым, кающегося в тело Христово для вечной жизни в Царстве Господа Иисуса Христа.
Дорогой друг, читая эту статью, что скажешь ты о себе? Ты уже покаялся и спасен или все еще находишься во грехах? Бог и тебе дает покаяние в жизнь: «…и язычникам дал Бог покаяние в жизнь.» Деян. 11:18 Прими же и ты дар покаяния и живи обновленной жизнью в Господе Иисусе Христе.

Покаяние после покаяния

Когда человек истинно покаялся, изменил направление своей жизни, нужно ли ему опять каяться?
Да, нужно. Но покаяние уже покаявшегося человека состоит в том, чтобы признавать, осуждать и отвергать текущие грехи и проступки. Например, верующий человек может где-то впасть в гнев и раздраженно говорить с другими. После этого он судит сам себя. Идет просить прощения у людей, с которыми говорил грубо, и просит прощения у Бога.
Дух Святой, Который живет в сердце христианина, обязательно укажет, где человек неправ и в чем он должен просить прощения у окружающих. Бог обличает Своих детей также через других верующих. Так что необходимо быть внимательным к голосу Духа Святого, чтобы в свое время исправляться. В противном случае мы можем уподобиться фарисеям, которые погибали, а думали, что спасены и являются детьми Бога.
Благослови всех нас Господь жить покаянной, угодной Богу жизнью!