Молитва «Отче наш»

Многим известна молитва “Отче наш”. Текст ее продиктовал Своим ученикам Иисус Христос и записана она в 6-й главе Евангелия от Матфея. Но прежде чем научить, как нужно молиться, Христос объясняет, как не надо молиться, а именно: не надо молиться так, как “лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, делать это, чтобы показаться перед людьми”. Подобным образом молились фарисеи. Они имели молитвы на все случаи жизни, которые были тщательно продуманы и хорошо составлены. Но тем не менее Христос говорит, чтобы мы так не молились. Заученная молитва, которая только на устах, но не в сердце, неугодна Богу. Молитву гордого человека, любующегося своим красноречием и своей праведностью, Бог не услышит. Так не надо молиться!
Для примера вспомним фарисея и мытаря, которые зашли в храм помолиться (Лк.18:10-14). Фарисей, молясь, говорил Богу, какой он хороший, не такой, как тот мытарь, склонившийся у порога храма. «Господи, полюбуйся мною и похвали меня,» — как бы говорил фарисей. Мытарь же стоял с сокрушенным сердцем и просил милости к себе, грешнику. И Христос похвалил не фарисея, но мытаря.
С таким же сокрушенным сердцем и мы должны приходить в молитве к Богу. И это не унижение нашего достоинства. Ведь попав на прием к большому начальнику, мы стараемся вести себя почтительно. А здесь мы обращаемся к Творцу Вселенной. Причем мы часто не правы перед Ним, поэтому не будем стоять перед Ним гордо, так как “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (Иак.4:6).
Далее Христос предупреждает: “Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии будут услышаны, не уподобляйтесь им.”
После этого предупреждения, Христос учит, как надо молиться. Наши личные молитвы мы должны как бы примерять к этому образцу молитв, оставленному Им. Как много глубокого духовного смысла в этих коротких словах!
Кто же имеет право молиться молитвой “Отче наш”? Предположим у царя есть сын, который обращается к царю словом “Отец” и тот соответственно отвечает: “Да, сын!” Но ведь другие так обращаться к нему не имеют права, потому что они не сыновья.
В Ев. Иоанна 8:39-40 описана сцена, в которой евреи доказывают Христу, что у них отец Авраам. Христос же объясняет, что они обманываются, потому что отец их диавол, так как они ему служат и по его законам живут. Многие, к сожалению, выбрали лукавого своим отцом. О, какое ужасное родство! Лукавому и всем служащим его уготован ад и вечное осуждение.
Имеете ли вы моральное право вечного Бога, Сотворившего небо и землю, являющегося причиной и вашего бытия на этой земле, называть Отцом? Если да, то это ваша молитва.
А если нет? А если вы говорите и живете по правилу “Бога нет”? Вы верите, что есть космос, разум, добро или что-то абстрактное, но не Бог? Тогда вы не имеете права обращаться к Богу «Отче наш».

Сущий на небесах

Где обитает Бог? В данной молитве сказано: “ Сущий на небесах!” Бог есть Дух, и Он обитает не только на небесах. Он хочет наш сердечный храм сделать местом Своего обитания. Он стучит в двери твоего сердца, Он ждет твоего решения. Если ты откроешь двери сердца, Он войдет туда и принесет с Собой небесный мир. И тогда оно станет местом, где обитает Бог.
В одном христианском гимне есть слова: “Там небо, где Христос со мной”. Для того чтобы найти Бога, не надо снаряжать космический корабль и лететь в межзвездные дали. Бог вездесущ. Он рядом с нами. Он слышит наши громкие вопли и тихие вздохи души. И наши проблемы, выраженные в молитвах, — это и Его проблемы, потому что Он — Отец наш, заботящийся о нас.

Да святится Имя Твоё

Молитва начинается со славословия Имени Бога. Что значит святится? Святой — это отделенный от греха. Грех и все, к чему он прикасается, лишается святости. Сотворенный Богом человек лишился подобия Божья и вместе с тем лишился святости, когда позволил лукавому посеять сомнения в праведности Бога. Святость Бога — это абсолютный критерий. Это то, что нельзя улучшить, усовершенствовать. Святость — это отсутствие греха, неприятие греха. И поэтому на небо, в Царство Небесное в присутствие Божье, ничто нечистое, преданное мерзости не войдет. Поэтому святым должно быть все, что принадлежит Богу.
В молитве мы просим немного о другом. “Да святится имя Твое”. То есть я хочу, чтобы имя Божье прославлялось в моей жизни и жизни окружающих людей. Ведь именно этого требует Божья справедливость.
А как имя Божье должно святиться в моей жизни? Многие знают притчу о блудном сыне, который жил с отцом. Но душой рвался в “дальнюю страну”, где, по его мнению, была свобода, где нет отцовской морали и ограничений. В определенный день сын порвал с отцом, уйдя туда, получив свободу грешить. Так и написано, что он скоро промотал все, живя распутно. Этим самым блудный сын не только проматывал отцовское состояние, но и бесславил имя отца. Люди, глядя на его беспутную жизнь, могли сказать: “Хороший отец, а воспитал такого бестолкового сына!” Точно так же и наша греховная жизнь бесславит Имя Бога-Отца. Ведь в этой притче отец — это образ Бога. А блудный сын — это мы, люди. Но блудный сын “пришел в себя”. Он понял, что живя в дальней стране по ее законам, он погибнет, поэтому нашел силы вернуться домой с раскаянием. Отец в притче радуется возвращению сына. Написано, что небо тоже радуется, когда грешник, подобно блудному сыну, кается. Бог прощает во имя жертвы Христа и очищает совесть от греховных пятен. Отделенный и очищенный от греха, как мы уже отмечали, значит святой, принадлежащий Богу. В жизни такого человека святится имя Божье.
“И соблюдайте заповеди Мои и исполняйте их. Я Господь! Не бесчестьте Святого Имени Моего, чтобы Я был Святым среди сынов израилевых” (Лев.22:31-32). Это повеление не только к ветхозаветному народу, но оно звучит ко всем людям.
Итак, всякий, не соблюдающий заповеди Божии, бесчестит Святое имя Божье. Он устами может читать слова молитвы ”Отче наш”, но жизнью распинать Сына Божьего.
В одном из псалмов написано: “Что воздам Господу за все благодеяния ко мне?” Действительно, чем могу отблагодарить Бога за Его долготерпение, за жертву спасения Иисуса Христа? Напишу оду, построю прекрасный храм, пожертвую большие деньги? Но ведь все на земле и так принадлежит Ему. И в том же псалме читаем ниже: “ … чашу спасения приму, Имя Господне призову.”
Отблагодарите Бога тем, что не оттолкните протянутую вам руку спасения Божья. Живите так, чтобы в вашей жизни святилось вечное Его имя.

Да прийдет Царствие Твое!

Обращаясь к Отцу, сущему на небесах, в молитве я начинаю с провозглашения Царствия Божья. Как известно, человеческая история состоит из цепи меняющих друг друга царств. Одно государственное устройство уступает место другому. Бог так устроил жизнь на земле, что здесь нет ничего постоянного, вечного.
Царство на земле — это территория, большие и малые города, люди и, конечно же, правитель или царь. Как много зависит от этого правителя. Мудрый или жадный, жестокий и бестолковый царь — все это будет отражаться на его подданных.
Но не нужно забывать, что совершенного и безупречного царства на земле нет. Даже при правлении одного из самых мудрых правителей Навуходоносора были нищие, узники, преступники, аморальные люди. Цари мира сего часто должны выполнять волю лукавого. Поэтому на земле постоянные изменения, войны и распри, а подступы к тронам часто обагрены человеческой кровью. Писание же нам открывает контуры Царства Небесного. И мы молимся, чтобы быстрее пришло это Царство.
Итак, Царствие Божье. Что же это за Царство? Я бессилен это объяснить, потому что Божье человеческим языком объяснить невозможно. Все Божье абсолютно и вечно. Нет в лексиконе человека слов, чтобы обрисовать это Царство. Самые сильные слова, выраженные в превосходных степенях, не опишут красоты Небесного Царства.
Одной из первых тем проповедей Иисуса Христа было тоже об этом Царстве. “Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное” (Мтф.4:17). С приходом в мир Христа приблизилось к людям Царство Небесное. Он пришел для того, чтобы провозглашать это Царство. Это приглашение звучит и сегодня. Как же люди реагируют на него? А примерно так, как в известной притче из 22 главы Матфея. Там Царство Небесное подобно царю, который готовил брачный пир для сына своего. Он послал служителей, которые должны были пригласить на пир избранную группу людей. Но званые по разным причинам, часто надуманными предлогами, не захотели придти. Тогда царь велел звать всех, кто только согласится. И брачный пир наполнился гостями. Он состоялся. Какую, с нашей точки зрения, не логическую историю рассказал Христос? Царь приглашает, а подчиненные отказываются прийти. Вы скажете, что так не бывает. Но ведь в притче царь — это Бог, а званые — это мы. Бог приглашает, а люди в большинстве своем отказываются. Это одна из самых роковых ошибок.
Когда воскресший Христос вознесся на небо и в день Пятидесятницы послал на землю Духа Святого, началось строительство этого Царства. Покаявшиеся от проповеди Петра в этот день люди были первыми гражданами Небесного Царства, созидание которого продолжается и сегодня.
Кто же Царь этого Царства? В последней книге Библии мы читаем, что Христос есть “Господь всех господствующих и Царь всех царей”. Это знал даже Пилат, когда спрашивал разъяренную толпу: “Царя ли вашего распну?” Христос — удивительный Царь! Встречали ли вы Царя, который кроток и смирен сердцем, который отдал Себя в жертву за Своих не всегда послушных подданных?
Порядки в этом Царстве так не похожи на земные! “И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло” (Отк.21:4).
Вспоминается одна история. Бедняк стоял на коленях и молился Богу недалеко от дороги, по которой проезжал царь. Последний остановил колесницу около молящегося и с насмешкой сказал: “Чего ты просишь у того, кого нет? Проси у меня. Я царь и все могу тебе дать.” “Хочу вечной жизни, вечной молодости, хочу радости, которую не омрачает смерть и горе, “ — ответил бедняк. “О, над такими вещами я не властен!” — сказал царь в замешательстве. “Тогда оставь меня, и я буду просить у Того, Кто может мне это дать,” — ответил бедняк.
Бог дает нам то, что человек не в состоянии дать. Он решает все наши проблемы. Таково в общем Небесное Царство. И нас всех Бог приглашает в Свое Царство. Верующий в Бога знает, что о его бессмертной душе позаботился Бог (2Кор.5:1). Он в Своем Царстве приготовил для него обитель. И в этом Царстве может быть каждый. Надо только сегодня покаяться, уверовав в Иисуса Христа, потому что завтра может не наступить. И тогда вся молитва ”Отче наш” и конкретно тема “Да прийдет Царствие Твое” получит реальный смысл, потому что мы станем гражданами этого Царства.

Да будет воля Твоя как на земле, так и на небе

Что мы имеем в виду, когда произносим слово “воля”? Воля выражает сознательные действия и поступки для достижения поставленных целей. Волевой человек — это решительный человек, это человек действий, принципиальный, последовательный, выносливый.
Итак, я прошу в молитве, чтобы Божьи планы, Божьи цели реализовались и на земле, так же как и на небе.
О воле Божьей на небе мы объективно сможем говорить, когда сами будем гражданами Царствия Небесного. Там, будучи подобны Богу, мы увидим все, как оно есть. Будучи же на земле, мы только как бы сквозь тусклое стекло все равно должны понимать, что на небе реализовываются мудрые планы Божии, на небе исполняется Его воля. “Небеса проповедуют Славу Божью” (Пс.18:2).
А как же на земле? А на земле сейчас хозяйничает лукавый. Являясь противником Божьим, он старается помешать реализации Его воли, старается исказить Его планы. Бог хочет святой жизни, а лукавый провоцирует на грех. Оградить от его губительного влияния может только Бог, когда человек верой приглашает Его в свое сердце, будет советоваться с Ним, просить у Него помощи, защиты, молиться, чтобы Его воля реализовалась через меня в моей жизни.
Исполнить слова этой молитвы не так просто, потому что человек часто хочет исполнять свою волю, а не Божью. Ему иногда и Бога хочется поправить. Ему трудно согласиться, когда приходится идти через трудности, испытания, а может и проходить “долиной смертной тени”.
Давайте посмотрим, как исполнял волю Отца Иисус Христос. Находясь в Гефсимании в молитвенном борении перед Голгофскими страданиями, Христос начал, как написано, ужасаться и тосковать, молясь Отцу Небесному: “Да минует Меня чаша сия!” Что это? Христос просит Отца Своего, чтобы Тот провел мимо крестных страданий? Что это — слабость Сына Божьего? Нужно учитывать, что в Гефсимании Иисус был перед судом. Он брал на себя вину всего мира, грехи людей. А грех — это смерть, это нечто ужасное. Люди, живя во грехах, относительно спокойны. Сцена в Гефсимании подчеркивает весь ужас греха. Поэтому Иисус ужасается и просит о том, чтобы эта чаша страданий Его миновала. Но Сын Божий верен воле Отца, поэтому продолжает: “Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет!”
Воля Божья на земле начинает исполняться тогда, когда грешник отказывается от греховной жизни и принимает Христа в свое сердце.
Узнать волю Божью мы можем из Его Слова, из Библии. Но знать — это еще не значит исполнять. Воля Божья в моей жизни подразумевает безусловное исполнение Слова Божья. “Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем” (Отк.1:3). Практически это же подчеркивает псалмопевец Давид в известном первом псалме. “Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, не сидит в собрании развратителей, не стоит на пути грешных. Но в законе Господа воля его и о законе Его размышляет он день и ночь. И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет”(Пс.1:1-3).
На грешных путях, в совете нечестивых, в собрании развратителей, все делается вопреки воле Божией. Там реализуется воля грешного человека. И все эти грешные пути, несмотря на их кажущуюся привлекательность для плоти, на суде не устоят. “Путь нечестивых исчезнет,” — читаем мы в конце этого псалма. В противовес им, Давид говорит о людях, которые будут исполнять волю Божью. Говоря о них, он говорит как о “деревьях, посаженных при потоках вод”, т.е. они будут полезны для Бога и людей.
Итак, воля плоти греховна и эгоистична по своей природе. Воля Божья во благо себе и другим. Исполняющий волю Божью — хороший семьянин, хороший сосед, законопослушный гражданин. И если бы воля Божья исполнялась в жизни всех людей, тогда наступило бы Царство Небесное.
Хотите ли и вы приблизить это Царство? Тогда старайтесь, чтобы воля Божья реализовалась и вашей жизни. И тогда получат реальный смысл слова молитвы: “Отче, да будет воля Твоя и на земле, как на небе”.

Хлеб наш насущный дай нам на сей день

Молитву Христос учит нас начинать со славословия Богу: “Да святится Имя Твое, да прийдет Царствие Твое, да будет воля Твоя.” А потом наступает время для просьбы.
Без пищи нет жизни. Человек, находящийся в экстремальной ситуации, лишенный пищи, определенное время расходует запасы организма. Но эти запасы быстро заканчиваются, и наступает смерть от истощения. Поэтому самая большая ценность для голодного — хлеб. И основное назначение нашего труда на фабриках и заводах, на полях и за столом в кабинете — это зарабатывать средства для приобретения пищи и одежды. Помнится, в голодные годы самым желанным подарком для нас, детей, был кусочек хлеба. Его можно было съесть и хоть на время утолить голод.
“Хлеб наш насущный!” Интересная эта молитва. Заставляет волей-неволей думать. Скажете, зачем нам молиться Богу о хлебе, если он и так наш? Ведь это человек пашет поле и сеет семя. Потом он жнет и молотит рожь или пшеницу, из которой делает муку, а из муки печет хлеб. И тем не менее “наш хлеб”, Господи, дай нам. Логично ли просить у Бога то, что и так нам принадлежит?
Да, мы своим трудом добываем хлеб. Но ведь если Бог не благословит, то напрасно сеет сеятель, напрасно обрабатывает поле, напрасно ждет урожая. Без Божьего благословения напрасна вся наша житейская суета. Наш хлеб в руках Отца Небесного. Мы просим на сей день, а не на предстоящую неделю или на весь грядущий год. И это тоже тема для размышлений и серьезного анализа нашего отношения ко всему материальному.
Голодный человек думает о хлебе. За хлеб он отдаст свои драгоценности и деньги. Он мечтает о том, чтобы накормить себя и свою семью. Но когда он имеет хлеб на сегодняшний день, начинает думать о запасе на завтра, на неделю, на год и так без конца. Забота о материальном становится целью и смыслом его жизни.
В Евангелии от Луки в 12 главе Христос в пример приводит богатого, в общем, работящего человека, хорошего хозяина. Он грамотно подготовил поле, хорошо посеял и ожидал хороший урожай. Но житницы оказались недостаточно вместительны. Они, по расчетам хозяина, не могли вместить ожидаемый урожай. Поэтому следует правильное решение: сломаю старые житницы, построю новые, более просторные, соберу хлеб, засыплю в новые амбары и скажу душе: “Душа, хватит тебе на многие годы.” А дальше Христос дает оценку этому напряженному труду. Он не одобрил его, а, наоборот, осудил. “Безумный, в сию ночь возьмут душу твою у тебя. Кому достанется все?”
В Писании мы еще раз встречаемся с этим оскорбительным словом “безумный” в Псалме 13:1: “Сказал безумец в сердце своем: ”Нет Бога.”
Тот, кто отвергает Бога, и тот, кто, называя себя христианином, но в суете и чрезмерной заботе о хлебе насущном на многие годы не имеет времени позаботиться о своей душе, — одинаково безумны. Такую жизнь Бог не может назвать разумной. “Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?” — читаем в Евангелии.
Хлеб нужен для нашей плоти, но лукавый хочет эту заботу поставить на первое место. Хочет, чтобы заботы о материальном начисто вытеснили из нашего сознания заботу о духовном. Он и Христа во время искушения в пустыне, после 40-дневного поста, старается подтолкнуть в этом направлении: “Если Ты Сын Божий, скажи,чтобы камни сделались хлебами”. Иными словами, он как бы говорит: “Ты же истощен от поста. Ты же крайне нуждаешься в пище, но Ты же Сын Божий. Поэтому сотвори из камней хлеб и будешь сыт”. То есть подумай о Себе, а не о грешных людях, которые гибнут в грехах. Христос это искушение побеждает, цитируя Писание: “Не хлебом единым будет жить человек, но всяким Словом, исходящим из уст Божьих” (Матф.4:4).
“Хлеб наш насущный дай нам на сей день”. Для того чтобы не загружать все свое время заботами о материальных нуждах, оставим заботу о завтрашнем дне завтрашнему дню. А на сегодня оставим время и для забот о своей бессмертной душе.

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим

Знакомое слово “прости”, его говорит виноватый. Дети, нарушившие волю родителей, после разоблачения, зная о предстоящем наказании, просят о прощении. “Прости, я больше так делать не буду”. И отец часто отменяет наказание. В молитве, предлагаемой Христом, тоже звучит “прости нам долги наши”.
Долги — это грехи. Когда мы грешим, мы становимся должниками Богу. За совершенные грехи Бог нам имеет право воздавать смертью. Но Он и после многократных наших согрешений терпит нас. А долг перед Богом растет! Нарушается Божий баланс, Божья справедливость. Каждый день люди все больше грешат, говоря и делая неправду, живя беззаконно! В каком большом долгу люди перед Богом!
С другой стороны, Бог, любя нас, как написано в 1Тим.2:4: “… хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины”. Бог дает возможность согрешающему Своему чаду всегда сказать прости. Прости мне, Отче, мои долги, мои грехи! И Бог прощает. Вспомните блудного сына, который пришел к отцу с раскаянием. О прощении ясно и неоднократно говорит Писание. Одно из таких мест записано в 1Ин.1:9: “Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит от всякой неправды”. Он не только прощает, но и очищает нас от греховных пятен.
Однако в молитве за просьбой, Отче, прости мне следует очень серьезное: как и мы прощаем должникам нашим. Это весьма ответственное место в молитве. Прежде чем молиться, нужно серьезно подумать о нашем отношении с другими людьми, с нашими ближними. Прощение Божье зависит от нас самих. Оно в наших же руках. Бог прощает мне так же, как и я прощаю ближнему своему. А если я не прощаю? Если мой ближний обидел меня и я отталкиваю его слова раскаяния и руку примирения, то, молясь молитвой “Отче наш”, как бы говорю: “Отче, не прощай мне мои грехи, потому что я не прощаю ближнему моему”.
Эта тема настолько важна, что Христос повторяет ее после общего текста молитвы. “Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит вам и Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Мф.6:14).
Петра, ученика Христа, волновал этот вопрос. Поэтому он спросил Христа: “А сколько раз прощать брату, согрешающему против меня, до семи ли раз?» (Мтф.18:21-22). Христос отвечает : “Не говорю тебе до семи, но до семижды семидесяти раз”. Если в течение дня ваш ближний 490 раз согрешит и попросит прощения, то простите ему. И Отец ваш Небесный простит и вам согрешения ваши.
Удивительный пример прощения мы получаем, когда приходим на Голгофу ко кресту, на котором был распят Сын Божий. До этого было предательство Иуды, несправедливый суд синедриона, издевательства толпы и воинов, роковой выбор евреев, когда разбойника отпустили на свободу, а Сына Божья распяли. И вот Христос прибит гвоздями ко кресту. И в предсмертной агонии Он молится Своему Отцу на небе: “Отче, прости им, ибо не знают, что делают”. Вдумайтесь в эти слова распятого Христа. Это высшее проявление Божьей любви. Бог не хочет смерти грешника. Он хочет его покаяния. В этом случае Он прощает все грехи. Поняв это, прости все согрешения своим ближним, чтобы представить Богу основание простить тебе. И тогда ты с открытым сердцем сможешь молиться: “Отче, прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим”.

И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого

Что такое искушение и почему мы должны просить Отца Небесного сохранить нас от искушения, дать нам силы устоять в искушении?
Искушение — это испытание веры, испытание духовной зрелости. Вот черта, за которой грех. Но грех этот так привлекателен, так манит и дурманит, что не переступить запретную черту можно только с Божьей помощью. Думаю, нет на земле человека, который не испытал бы на себе искушения. И нет на земле человека, который победил бы все искушения. Слово Божье говорит на этот счет вполне определенно: “Все согрешили” (Рим.3:23). А раз все согрешили, значит все переступали запретную черту.
Кто же создает ситуацию, когда человек попадает в искушения? Ап. Иаков в 1 гл. 13 ст. говорит, что Бог не искушает никого. Слышите?! Бог не искушает. Поэтому не правы те, кто говорит: “Вот послал мне Бог искушение”.
Но кто же искушает? Там же, в следующем стихе, читаем: “Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью”. Плотские желания, которые часто вступают в конфликт с волей Божьей, часто являются источником искушения.
Царь и пророк Давид, имеющий богатый опыт общения с Богом, в минуты праздного времяпровождения увидел красивую женщину, вступил с ней в преступную прелюбодейную связь. Позже устранил ее мужа, сознательно послав его под стрелу противника на поле сражения. Скажите, кто послал искушение Давиду? Кто виновен в том, что Давид не устоял и затем последовали такие ужасные события?
В Иерусалимской церкви супружеская чета, Анания и Сапфира, поддавшись общему настроению, продали свое имение и заявили о желании вырученные деньги отдать апостолам для удовлетворения общих нужд. Между собой же решили утаить часть денег, т.е. решили “солгать Духу Святому”. В итоге Бог там же показал, как Он относится к обману. Оба супруга не устояли в искушении и погибли. Кто виноват в их смерти? “Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью”.
Похоти плоти греховны. Познать себя, укротить плотские желания — это самое сложное на пути в Царство Небесное. Поэтому плоть в духовном плане должна быть сораспята со Христом на кресте Голгофы.
Искушение может прийти через человека, который рядом с нами. В 1Кор.10:13 написано: “Вас постигло искушение не иначе как человеческое”. Особенно активны эти искушения, когда грешник делает первые шаги на пути веры. Он жил по законам греха, по законам мира сего, выпивал в меру и не в меру, сквернословил, вел аморальный образ жизни и никто не беспокоился о нем. Но когда Бог Своим Духом коснулся сердца этого грешника, он стал читать Слово Божье, осудил свою безбожную греховную жизнь, раскаялся и стал освобождаться от греховных пут, эту перемену заметили окружающие, и тут начинаются искушения.
Одни упрекают: “Нагрешился, а сейчас уже называет себя святым”. Другие упорно стараются опять увлечь на греховную дорогу. Но самые серьезные искушения от тех, которые называют себя верующими и пытаются доказать покаявшемуся грешнику, что он неправильно верует. “Мало, — говорят они, — верить в Иисуса Христа, надо еще делать это, соблюдать то…”
“Отче, не введи нас во искушение”. Кто же создает эти опасные ситуации, в которых можно навеки погубить свою душу? В этой молитве Христос определенно и ясно говорит и об этом: “Избавь нас от лукавого”. Лукавый — обманщик, отец лжи. Грех и ложь превратили ангела света в демона тьмы. Он есть причина греха, горя, болезней, смерти на нашей земле.
Сын Божий Иисус Христос был тоже постоянно искушаем этой темной силой. Особенно после крещения в водах Иордана, когда веден был Духом в пустыню для искушения от лукавого. В чем смысл этих искушений? Ап.Павел пишет, что Он был искушаем, чтобы нам, искушаемым, помочь (Евр.2:18). Христос на Своем опыте помогает нам бороться и побеждать искушения. В пустыне Он победил лукавого, опираясь на Слово Божье. Слово Вечного Бога — это духовное оружие. И нам не страшны искушения, если мы прочно держим в руках это оружие.
В противном случае трудно устоять против лукавства, этого ювелирного оружия сатаны. Сколько людей заражены этим грехом! Философия и дипломатия любой страны пропитаны лукавством. Целые народы, страны и племена запутаны в коварные сети лукавого.
“Отче, избавь нас от лукавого”. Не будем недооценивать опасности, исходящей от лукавого. Сам Христос назвал его князем мира сего, который в Нем не имеет ничего. Что же это значит? А то, что лукавый не может предъявить претензии Христу. Во Христе нет ничего, что принадлежало бы лукавому. Христос не согрешил. Он чист и свят. А мы? О, мы, конечно, грешники. А раз так, то к нам лукавый имеет подход. Он имеет право на нас. А там, где лукавый, там смерть, там горе и слезы.
Значит, у нас нет шансов на спасение, на жизнь вечную? И вот здесь я открываю Ев. Иоанна 3:16, где читаю слова, сказанные Христом. “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”. Заметьте, верующий в Иисуса имеет жизнь. Не будет иметь, а уже имеет. А верующим грешник становится после покаяния и отказа от жизни неверия. И Христос берет на Себя вину грешника. В Слове Божьем мы имеем на этот счет гарантии, записанные в 1 Иоан.2:2. “Он есть умилостивление за грехи наши и не только за наши, но и за грехи всего мира”.
Прощенный Богом, грешник освобождается от скверны греха и может вместе с Христом сказать, что лукавый и в нем не имеет ничего.
Заканчивая разбирать эту чудесную молитву, обращаю внимание на последние ее слова, на последние аккорды этой чудесной духовной мелодии. “Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава”. Царство Божье близко. Оно рядом. Бог и сегодня приглашает в это Царство. И для граждан Своего Царства Он дает силу и славу. Поэтому примем Божье приглашение и из противников Бога станем в ряды раскаявшихся сыновей, вернувшихся в дом Отца. И тогда с открытым сердцем будем молиться чудесной молитвой, начинающейся словами “Отче наш”.

 

Иван Семенюк